Заметки работников Союзгосцирка
Вместе со всем советским народом деятели циркового искусства готовятся торжественно и достойно отметить великую дату — 100-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Это обязывает многотысячный коллектив работников Союзгосцирка сосредоточить внимание на еще нерешенных вопросах, позаботиться о том, чтобы в кратчайшие сроки устранить недостатки, отмеченные а недавнем постановлении коллегии Министерства культуры СССР.
Группа участников совещания актива Союзгосцирка. Слева направо: заслуженный мастер спорта артист Г. Новак, врач Д. Маръяновский, народный артист РСФСР О. Попов, композитор В. Белинский, художник А. Фалъковский, режиссер заслуженный деятель искусств РСФСР А. Вольный. Фото Ю. ЗЕНКОВИЧА
Обсуждению насущных проблем советского цирка, как творческих, так и организационных, было посвящено совещание актива, проходившего в конце июля с. г. С докладом «О состоянии и задачах развития циркового искусства» выступил Ф. БАРДИАН. Доклад управляющего Союзгосцирком послужил началом большого принципиального разговора, в котором приняли участие артисты и режиссеры, работники главка и цирков на местах.
Многие товарищи коснулись в своих выступлениях проблемы организации постоянных творческих коллективов. Сегодня. кажется, уже никто не сомневается в том, что создание таких коллективов в значительной мере упорядочит наш цирковой конвейер, послужит коренному улучшению художественно-творческой и воспитательной работы среди артистов. Между тем с коллективами все еще плохо в системе Союзгосцирка: старые распадаются, новые создаются с трудом; исполнители неохотно идут в них. Почему это происходит?
Вряд ли можно согласиться с точкой зрения, которую высказала на совещании артистка Р. САДОХА. По ее мнению, исполнители потому неохотно идут в коллективы, что здесь они «на виду» и, следовательно, каждый их проступок, каждое нарушение дисциплины не проходят бесследно. Думается, что подобное объяснение не только неверно по существу, но и оскорбительно для наших артистов.
Плохо с коллективами прежде всего потому, что работники главка, его общественные организации не уделяли до сих пор этому важнейшему делу должного внимания. Мало организовать коллектив, подготовить первую программу — важно еще закрепить и упрочить его, позаботиться о том, чтобы артисты получали удовлетворение от работы на новых организационных началах. Прав режиссер М. МЕСТЕЧКИН, который говорил, что артистам, находящимся в коллективах, должны быть созданы наиболее благоприятные условия для творчества. Только заинтересовав людей, воочию убедив их в неоспоримых преимуществах работы в коллективах, можно успешно решить эту проблему. Во многом поможет делу формирование программ на сезон, на что указывает в своем постановлении коллегия министерства.
Вполне обоснованная, на взгляд, тревога за творческую судьбу молодых исполнителей прозвучала в выступлении артистки И. БУГРИМОВОЙ. Юноша или девушка кончает цирковое училище, начинаются бесконечные переезды из города в город, из цирка в цирк — кто наблюдает все это время за профессиональным ростом вчерашнего выпускника, в чьи бережные и опытные руки попадает он? Хорошо, если в стационаре есть режиссер, который подскажет и научит, поможет реализовать интересный замысел, предостережет от ошибок, но ведь во многих наших цирках нет режиссеров. Между тем, как справедливо заметила И. Бугримова, в классах училища артистом человека не сделаешь — артистами становятся на манеже. Вот почему так велика ответственность, которая ложится на мастеров старшего поколения; именно они, умудренные опытом и знаниями, должны стать добрыми наставниками и требовательными воспитателями молодежи. В этом, кстати, еще один довод в пользу создания постоянных коллективов: теснее будет творческое содружество артистов старшего и молодого поколения.
О необходимости уделять больше внимания сатирическим куплетам и интермедиям на международные темы говорил > своем выступлении популярный артист эстрады И. НАБАТОВ. Правильно говорил! В репертуаре наших коверных, в том числе и ведущих, все еще мало реприз и сценок, изобличающих преступные дела поджигателей войны, темные происки империалистов и реваншистов. А ведь цирковая клоунада с ее броскими гротесковыми средствами многое может и должна сделать для разоблачения врагов мира и прогресса (вспомним, как остро и публицистично звучали в годы войны антифашистские репризы Карандаша). Решения апрельского Пленума ЦК КПСС, призывающие нас всемерно повысить идейное содержание искусства, сделать его активно наступательным и боевым, имеют самое прямое и непосредственное отношение к творчеству мастеров манежа.
Известно, что с каждым годом в стране становится все больше стационарных цирков, поэтому заблаговременная подготовка новых номеров и аттракционов приобретает в наши дни первостепенное значение. В этой связи заслуживает внимания выступление директора Саратовского цирка И. ДУБИНСКОГО, который высказал пожелание, чтобы коллективы всех стационаров включились в постановочно-творческую работу. У резных цирков разные условия, но каждый из них несомненно сможет внести свой вклад в создание новых произведений циркового искусства.
В обсуждении доклада приняли участие также режиссеры А. АРНОЛЬД, Н. БАРЗИЛОВИЧ, А. ИСААКЯН, артистка Н. ДУРОВА, писатель В. АРДОВ, директор передвижного цирка № 6 К. ПОПОВ, заместитель управляющего главком П. ШАБУРОВ, секретарь партийного комитета Союзгосцирка Н. БАТРАК, работники главка Н. СЫКЧИН, А. ФИЛИМОНОВ, И. ФРИДМАН.
На совещании выступил заместитель министра культуры СССР В. КУХАРСКИЙ.
Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1968 г.
оставить комментарий