В Москве 2 апреля в здании генеральной дирекции РГЦК состоялась пресс-конференция, посвященная 90-летию компании Росгосцирк - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 18:41 | 2.04.2009

В Москве 2 апреля в здании генеральной дирекции РГЦК состоялась пресс-конференция, посвященная 90-летию компании Росгосцирк

На мероприятии присутствовали: Генеральный директор Росгосцирка, Народный артист СССР М.М.Запашный, Первый заместитель Генерального директора Калмыков А. Д., главный режиссер РГЦК Головко В.В., директор Екатеринбургского цирка, народный артист России Анатолий Марчевский.

Пресс-конференцию открыл генеральный директор Росгосцирка М.М.Запашный:

УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА!
26 АВГУСТА ИСПОЛНЯЕТСЯ ДЕВЯНОСТО ЛЕТ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЦИРКОВОЙ КОМПАНИИ – 90 ЛЕТ РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЦИРКУ. ЭТО СВОЕОБРАЗНЫЙ РЕКОРД, КОТОРЫЙ УСТАНОВИЛА СТАРЕЙШАЯ И КРУПНЕЙШАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ НАШЕЙ СТРАНЫ

Этой пресс-конференцией мы, совместно с Министерством культуры России и при поддержке Государственной Думы, начинаем цикл мероприятий по празднованию юбилейной даты создания государственного цирка в нашей стране.
В принципе, первые элементы циркового искусства найдены еще в лабиринтах Египетских пирамид сорок веков назад. Но история современного циркового искусства ведется от английского конного цирка Астлея 18 века.
Национальный русский цирк, корнями уходящий в древнейшее искусство скоморохов, свое заметное развитие получил в конце 18 – начале девятнадцатого века. Ярчайшим проявлением этого искусства стал стационарный цирк Чинизелли в Санкт- Петербурге, цирк Никитина в Москве, в котором сегодня располагается театр Сатиры и цирк Соломонского на Цветном бульваре, который более полутора веков был центром отечественного циркового искусства.
Однако подлинный рассвет в нашей стране цирковое искусство получило только после этого декрета 1919 года о национализации частных цирков и балаганов, девяностолетие, которого широко будет отмечаться по всей стране.
Только став государственным, российский цирк получил такое широкое развитие и всемирную славу.
Сегодня жалкие спорщики пытаются опорочить значимость государственного цирка в России. Но с кем нам спорить : во-первых, в России нет по-настоящему частного цирка, а во-вторых, само девяностолетнее существование государственной цирковой компании, факт того, что абсолютное большинство артистов цирка работает именно в ней и не собирается ни куда уходить, абсолютное большинство цирков успешно работает именно в ней, а главное, что именно государственные цирки от Владивостока до Калининграда посещает ежегодно от 8 до 10 миллионов человек или почти десять процентов взрослого населения страны – это не требует больше ни каких доказательств.
Давайте коротко вспомним что за эти годы дал стране государственный цирк России. За короткий срок после революции и особенно после второй мировой войны Советский Российский цирк стал лучшим в мире.
Он стал национальным брендом страны. Наряду с балетным искусством и отдельными видами спорта – отечественный цирк для жителей всего мира стал визитной карточкой нашего государства.
Взять хотя бы главный государственный цирк страны - бывший цирк Соломонского или цирк на Цветном, который, только став государственным стал настоящей кузницей цирковых шедевров. В этом цирке
Карандаш отработал семнадцать сезонов подряд и на века завоевал себе славу величайшего клоуна России.
В этом цирке блистали Ирина Бугримова и Олег Попов, Владимир Довейко и Эмиль Кио, Юрий Никулин и Леонид Енгибаров. В этом государственном цирке в 1944 году появились и братья Запашные Вальтер и Ваш покорный слуга. В этом цирке создавались уникальные спектакли и пантомимы «Черный пират», «Махновщина», «Карнавал на Кубе» и «Счастливого плавания». В этом цирке великий Олег Попов создал свой шедевр –клоунский спектакль «Лечение смехом».
В этом цирке нашей государственной компанией в 1949 году была создана клоунская студия, в которой учился и получал стипендию от государства юный Юрий Никулин.
Почти семьдесят лет цирк на Цветном бульваре был главным государственным цирком страны и десятки и сотни тысяч москвичей и жителей всей нашей огромной страны мечтали о посещении этого кладезя национального циркового искусства. Несколько поколений россиян выращивались здесь на этом месте в любви к цирковому искусству. Здесь трудом, кровью и потом тысяч прославленных, известных и неизвестных тружеников манежа и был создан тот авторитет «Старого цирка» которым сегодня почему то пользуется небольшое ЗАО «Старый Цирк». Как они туда попали, почему они там – остается секретом.
Государство не только холило и лелеяло этот цирк (его посещали все руководители государства от Сталина до Горбачева). В конце восьмидесятых, когда этот государственный цирк стал совсем ветхим – государство взялось отремонтировать его. То было труднейшее время – разваливалась огромная страна, полки продуктовых магазинов были пусты. Но тем не менее, после визита к премьер министру Н.И. Рыжкову Ирины Бугримовой, Олега Попова и Юрия Никулина было выделено 26 миллионов долларов на ремонт этого цирка. Смешно сегодня слышать двоечников журфака о том, что такой цирк можно починить собственными средствами. Сегодня, через двадцать лет, эта цифра уже семидесяти с лишним миллионам долларов – для финской компании, с которой был подписан государственный контракт.
Я неслучайно привел фрагмент истории циркового искусства на примере одного нашего цирка – это очень характерно. Пока этот цирк был государственным - прямо в нем создавались великие имена. Так в 1965 году здесь дебютировал мой брат Вальтер с уникальной дрессурой, здесь был создан аттракцион, которой и сегодня, хотя более упрощенном и слабом виде продолжают повторять его сыновья Аскольд и Эдгард.
Представляете – аттракциону уже почти 44 года, а его все еще повторяют, упростив до нельзя.
Но во время перестройки, этот абсолютно государственный цирк путем сложнейших ухищрений был передан для пользования мелкому ЗАО. Все это выглядело даже в тот период 90-х дикой нелепостью. Не случайно в момент возникновения этого ЗАО в этом цирке были физически убиты два замдиректора. Сегодня практически все артисты Российского цирка возмущаются тем, что попадать на манеж это государственного цирка они могут только семейный совет ЗАО. Да и вообще, какое ЗАО может хозяйничать национальным достоянием. Представьте себе ЗАО Большой театр, ЗАО Эрмитаж, ЗАО Московская Консерватория.
Что говорить о других, когда я, чтобы отметить свой юбилей на манеже этого цирка, где я начинал работать 60 лет назад- мне пришлось заплатить этому ЗАО 700 000 рублей, тогда это было 28 000 долларов. Можете представить каково молодым и талантливым артистам.
Но мы отвлеклись. Государственная компания, пришедшая к своему рассвету в конце 80-х – в 90-е годы вместе со всей страной переживало удручающий кризис. Тысячи артистов уехали за рубеж, сотни изменили профессию. Зарплата, условия жизни сделали профессию артиста цирка не престижной. Престижными в культуре стали только певцы эстрады.
И дальше стал вопрос, как развиваться компании. Толи разрезать ее на куски, разорвать на части и растащить по углам. Но тогда не станет великого циркового искусства – суть которого, в постоянном передвижении от цирка к цирку. Цирки – это не только точки работы – это места постоянной жизни наших артистов и наших животных. Один вырванный их общей цепи цирк сразу делает безработными пятьдесят артистов и животных цирка. Суть специфики нашего искусства как раз таки и заключается в его целостности, позволяющей продолжать бесконечное движение внутри этого целого. Ведь главное достояние российского циркового искусства – это не его старенькие здания (не все цирки государство смогло ремонтировать за валюту в Финляндии или за миллиард в Ижевске) а 50 программ, сотни номеров в и тысячи дрессированных животных, на которых и приходят посмотреть эти десять миллионов россиян.
Конечно, легко преуспевать в одном цирке, если тебе его отремотировало и ПОЧЕМУ ТО подарило государство. Несравнимо труднее тащить за волосы семьдесят восемь предприятий. Чем гордятся хозяйчики ЗАО? Миллионно долларовыми квартирами в Москве, квартирами в Париже, в Монте Карло, автомашинами стоимостью в большую квартиру в спальном районе Москвы. Они даже, помнится ,объявляли в прессе о желании купить самолет.
А мы гордимся, пусть маленьким, но повышением зарплаты всем артистам. А сейчас мы готовимся повысить зарплату артистам весьма значительно. Но всем артистам. И уже бы сделали если бы кризис не помешал. Мы же знаем какую зарплату получают в этих цирках простые артисты сидя на вынужденном простое. ПОЗОР для всех владельцев «ягуаров».
Кризис компании зашел слишком далеко в 90, компания из главных рублевых и валютных доноров страны стала дотационной. А в начале 2000 из-за непрофессионализма руководителей, только по налогом задолжала около 300 миллионов рублей. Даже руководители отдельных цирков попытавшиеся порулить компанией вынуждены были через полтора- два года расписываться в своем полном бессилии. Когда их из-за не выполнения решений двух коллегий и по результатам работы КРУ Минифина их освобождали от работы и возвращали этих горе руководителей в свои вотчины. .Ну а там можно руководить феодальными методами, когда есть два мнения – одно мнение руководителя –другое не правильно. Сегодня эти штрафники снова берутся поучать других, забыв о своем жалком опыте. Ведь при них даже убивали руководителей ЦЦИ. Парадокс, Счетная палата выносит этим кустарям одиночкам чудовищные предписания, а они поучают соседей.
Все эти центробежные силы вызваны только одним - сохранить свои собственные шальные дивиденды и передать их по наследству сыну и ли дочке.
Цирк не должен принадлежать одной или другой семье. Он доказал свое право на возможность жить огромным коллективом под покровительством государства.
И вот доказательства : впервые за почти двадцатилетний период кризиса компания закончила 2008 год с прибылью. Выросло число посещения цирков по всей стране, выросла средняя по стране загрузка зала, вырос интерес у публики к цирку по всей стране.
И это при мизерной дотации в 312 миллионов, которая составляла 18% от общей суммы расходов компании.
Приведу пример цирку на проспекте Вернадского выделены субсидии в размере 40 миллионов рублей. Если бы все цирки России получали по сорок миллионов дотации государства, то общая сумма составила бы один миллиард шестьсот восемьдесят миллионов рублей. При такой дотации все цирки страны в один год расцвели бы и отремонтировались. А эти сорок миллионов получает один цирк в Москве, который должен при правильно поставленной работе не получать дотацию, а сам финансировать Министерство культуры России.
Нам приятно, что накануне юбилея по результатам прошлого года компания вновь стала прибыльной. Если кризис не будет мешать в регионах зрителям посещать
Цирки, компания сможет при правильном развитии сможет развиваться в ближайшем десятилетии в сторону самоокупаемости.
Очень большой вред развитию циркового искусства наносят неправильно назначенные, с моей точки зрения, налоги на землю и на имущество. Они отбирали у нас половину субсидий. Пусть эти налоги платят ЗАО. Вот их от налогов освобождать не надо. Зачем? Чтобы на эти деньги директор построил еще одну квартиру в Париже или ,наконец, осуществил свою мечту купил бы себе самолет. Пусть платят налоги. Москве они нужны, хотя бы для сирот и бездомных детей. А вот государственные цирки, в которые и ходят эти дети от Калиниграда до Владивостока, от этих налогов освобождать надо. Ведь освободили же в Ижевске цирк, который по праву принадлежит Российскому государству на двадцать миллионов налогов. Это значит, что Удмуртия субсидировала этот цирк на эти самые двадцать миллионов. Прекрасный цирк, его Государство построила за 900 миллионов государственных рублей – что ж в нем не работать. В нем наших денег больше половины. И принадлежать он должен России, которая его и возвела.
Вы видите, что после глубокого десятилетнего кризиса девяностых и безбашенного руководства начала 2000 –х компанию обуревали штормы, попытки растащить по углам. Кустари одиночки бьются насмерть за права оставить государственные цирки за ними и их семьями. Слишком сладко они живут И ой как не хочется с этой сладостью не только расставаться, но и делиться. А придется. Ведь закончатся сроки липовых аренд, вскроются не праведные приказы по выводу из состава компании. И не удастся двум трем цирковым наследникам пользоваться трудом, потом и слезами тысяч артистов цирка. Справедливость восторжествует, и все цирки вернутся к их законным хозяевам – артистам государственных цирков.
В нашей компании этот важнейший шаг уже сделан – по предложению Министерства культуры России была и создана современная структура компании, которая была закреплена Постановлением Правительства. Главный итог – невозможность банкротить и отчуждать цирки страны. То есть путь новым семейным кланам хозяйчиков отрезан, новые наследники Тутти не смогут отобрать у артистов ни одного цирка, какими бы сладкими они им казались.
О творчестве. Мы не хотим жаловаться, да еще в канун юбилея. Но денег на творчество мы практически не получали последние пять лет. Однако, мы сумели за собственные средства привести в порядок многие наши программы, пошить новые костюмы, покупать компьютерный свет и животных. За эти же скромные средства мы создали новые оригинальные произведения
«Планета обезьян», «В развалинах старого замка». Сейчас готовятся к выпуску, новый аттракцион дрессированных львов, Новаторский аттракцион с большой группой бегемотов. Младший Головко приступает к созданию принципиально нового воздушного полета, младший Довейко создает аттракцион воздушных акробатов. Только в восьмом году наши номера получили золото на двух из четырех основных международных фестивалях.
А что показывают нам кустари одиночки. Посмотрите программу в одном цирке, и если там не включают всем надоевший водопровод, то пытаются
повторить наши международные фестивали, выдавая
Белорусских и ивановских артистов за латинамериканцев и это в Москве, сегодня!
А в другом цирке после ухода режиссера Гнеушева, программы показываются одна хуже другой. Профессионалы хохочут над их феноменально низким качеством. Но критики не позволительно никакой маме нравится, сын ничего не понимает и не понимал в искусстве никогда - получай Москва низкопошибный цирк! Где там уровень, где традиции, в ЗАО все возможно. Но и это кончится.
Осенью этого года в Москву приезжает Цирк дю Солей, который и состоит в большинстве своем из артистов компании. Вот тогда Москва и увидит воочию каким низкосортными зрелищами потчуют ее хозяйчики многие годы. Мне кажется, что в будущем не стоит государственные передавать по феодальному принципу по наследству дочке или сыну.
Важнейшим стимулирующим принципом для развития современного циркового искусства являются проводимые компанией, при поддержке Министерства культуры России фестивали.
Весь год торжества по случаю юбилея компании будут проходить по всем циркам страны. А завершат юбилей два фестиваля : Четвертый Всемирный фестиваль циркового искусства в Москве и Второй международный фестиваль клоунского искусства в Екатеринбурге. Причем последний завершающий тур клоунского фестиваля решено провести в Екатеринбурге, а потом в Москве. А так как у нас нет своего цирка в Москве и лучшие клоуны мира тоже должны кланяться семьям, удерживающим Московские цирки, то мы обратились в один из лучших театров России, с тем, чтобы именно там москвичи сумели увидеть шедевры мировой клоунады.
План мероприятий очень широк и многообразен.
Главный итог: это единство государственной компании. И через девяносто лет существования невозможно растащить ее по углам. Это выход на финансовую рентабельность и прибыль через двадцать лет кризиса. Не создание спектаклей - времянок на вкус кумушек и родственников семьи, а выпуск аттракционов в новыми достижениями в области акробатики, дрессуры хищников и гимнастики, которые станут основой шоу программ будущего.
Компания находится в состоянии реформирования, мы разрешаем всем нашим артистам образовывать коммерческие и частные программы, которые смогут и современных условиях жить в государственных цирках компании.
Как бы не шельмовали злопыхатели – 90 летие государственной цирковой компании есть факт, а факты вещь неоспоримая. И сегодня в ней сосредоточены главные артистические силы циркового сообщества. Здесь находится львиная доля имущественного комплекса российского цирка. И все это принадлежит государству, а значит всем артистам и сотрудникам нашего великого циркового искусства.

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования