Записки укротителя львов
Львы на лошадях... Фантастический аттракцион! Он вызовет восхищение у каждого, кто прочтет книгу народного артиста РСФСР Александра Николаевича Буслаева «Записки укротителя львов», выпущенную издательством «Искусство».
Это воспоминания об интересных людях, с которыми приходилось встречаться автору, о друзьях по манежу и, конечно, рассуждения о профессии дрессировщика — сложной, опасной и горячо любимой Буслаевым. Укротитель увлекательно рассказывает о своих животных, их привычках и о трудностях работы с ними. Перед читателем пройдут годы безрадостного детства знаменитого артиста. Провинциальный Миргород. Нищета. Постоянные поиски куска хлеба. Семеновское сиротское училище. Музыкальная команда 14-го стрелкового полка, из которой Саша убегает, мечтая стать цирковым артистом. Мы уже привыкли читать о счастливых случайностях, помогающих юноше стать артистом, Но не случай определяет жизненный путь будущего мастера. Непоколебимая любовь к цирковому искусству привела Буслаева на арену.
Он попадает в цирк Грикке, где под псевдонимом Бом-Бу танцует чечетку. Затем вместе с Ириной Бугримовой создает аттракцион «Полет на санях». Как видим, исполнитель не сразу нашел себя. Характерной особенностью его творчества является упорный поиск своего места в искусстве. Наконец он решает стать дрессировщиком. Трудная работа с хищниками, приводившая порой в отчаяние, увенчалась успехом. Артист показывает свой первый номер: «Лев на мотоцикле». Это было незадолго до начала Великой Отечественной войны. Окрыленный удачей, Буслаев продолжает поиски. Он задумал соединить в одном номере львов и... лошадей. Но пока это только идея, и, чтобы претворить ее в жизнь, потребовались долгие годы упорной работы... Но вот по арене мчатся лошади, гремит музыка, и львы, как заправские наездники — на крупах коней!
В книге А. Буслаев отвечает на вопросы, постоянно волнующие любителей цирка: как он добился подчинения хищников своей воле? Почему лошади перестали бояться львов или, во всяком случае, привыкли к ним? Дело в том, что артист умело использовал общепризнанный «безболевой» метод дрессировки, основанный на вкусовом поощрении хищников, правильно исполнивших трюки. Любовь к животным и знание законов, которые управляют их поведением, в сочетании со смелостью, волей и артистизмом позволили Буслаеву достигнуть большого творческого успеха. Книгу талантливого дрессировщика с интересом прочтут все, кому дорого и близко искусство цирка.
С. Горинштейн
Журнал Советский цирк. Октябрь 1965 г.
оставить комментарий