Завещание Эдит Пиаф
Эдит Пиаф ушла из жизни в расцвете таланта, зените славы.
С тех пор прошло два с половиной года. Легенда Парижа, великая трагическая певица Франции, основательница нового направления творчества современных шансонье, Эдит Пиаф после смерти по праву была названа гордостью интернациональной культуры. Ее голос, ее песни, записанные на пластинки, изданные огромными тиражами почти во всех странах мира, живут, наполненные любовью к человеку.
Тысячи советских любителей записали по трансляциям песни Эдит Пиаф на свои магнитофоны. Всесоюзная студия грамзаписи подарила нам отличные записи ее концерта — страстные монологи о любви «Ты моя жизнь» и «Мой любимый», горькую песню-про-клятие «Незнакомый город», проникновенное дружеское, чуть ироничное музыкальное «причитание» — «Старина Люсьен». В каждой песне — блеск неповторимого таланта Эдит Пиаф. Могучий низкий голос то спорит с оркестром, то энергично сливается с ним, или разрывает покойную, мелодичную волну, рожденную согласием жора.
С большим интересом познакомились советские читатели и с книгой, выпущенной в 1965 году издательством «Искусство». Книга состоит из рассказа самой Эдит Пиаф о своей жизни — «На балу удачи» (перевод А. Брагинского) и воспоминаний ее друга, режиссера Марселя Блистэна — «До свидания, Эдит» (перевод Г. Трофименко).
Пиаф рассказывает о своей работе умно и талантливо. На примере удач и ошибок она доказывает справедливость тех требований к творчеству, которые сформулировал ее друг, автор многих ее песен, поэт Раймон Ассо: никогда не писать и не петь, «если нечего сказать; стараться говорить лишь человечные, правдивые вещи, вкладывая в них как можно больше чистоты... Быть как можно проще. Быть доступным всем». Эдит Пиаф создавала и пела свои песни — человечные, простые, чистые, доступные — с талантом большого художника, умом философичным и трезвым. Человечность она понимала прежде всего, как глубокое проникновение в чувства и размышления сегодняшнего человека — его душевные раны и причины сердечных улыбок, горечь его одиночества и триумф дружеских союзов. Простота ее динамична. Это приятие человека таковым, каков он есть, беспощадная ненависть к ханжеской, надуманной мещанской морали. Поэтому ее простота и ее чистота — это глубокая душевная сложность большого художника. Это по-своему выраженный огромный внутренний мир — такой же силы, красоты и значимости — какой принесли в искусство Чарли Чаплин или Федерико Феллини. Это простота выражения сложности человеческого духа. Это доступность изложения истинной правды о современном человеке, правды серьезной и честной, а потому глубоко гражданской, социально значимой.
Эдит Пиаф рассказывает в книге* о трудности и радости рождения контакта с единственным своим «вечно любимым» — зрителем. Никаких трюков, дешевых «завораживающих» приемов.
*Перед смертью Эдит Пиаф продиктовала свою вторую книгу «Моя жизнь». Друзья актрисы — выдающиеся деятели культуры современной Франции — считают, что книга перенасыщена сенсационными фактами частной биографии Пиаф, вставленными журналистом, который делал записи «с ее слов». Досадно, что многие из этих «достоверных фактов», имеющих узкое значение, легли в основу главы из книги «Моя жизнь», перепечатанной в «Неве» № 9. Это вызвало справедливую отповедь Марселя Блистэна, опубликовавшего свое письмо в «Литературной газете».
Каждая песня — «подлинное произведение, позволяющее лепить образы, и с их помощью что-то выражать». Ежедневный изнурительный труд. Поиск темы, ее стиля и «объема» выражения. И «ремесло» — верное подспорье таланта. «Ремесло» — развитие внутренней техники: ни слова, ни жеста перед зеркалом. Полная отдача во время выступления. Точное понимание — во имя чего исполняется новая песня. А каждая из них — это сжатый, втиснутый в несколько минут (как правило, трагедийный) спектакль: со своей темой, своим конфликтом, оригинальностью развития, наполненного плавным, мягким или резким скачкообразным ритмом. Каждая песня — это обязательное откровение для зрителя. Премьера песни — это премьера новой стихии человеческих чувств. Пиаф подолгу вынашивала свои песни-спектакли. И ни за что «е сдавалась, если зритель не сразу их понимал и принимал. «Если бы некоторые артисты — и я горжусь своей принадлежностью к их числу — не боролись за то, чтобы отстоять оригинальное произведение, разве эстрадная песня получила бы за последние двадцать лет такое распространение», — писала Пиаф.
Еще не раз исследователи обратятся к творчеству великой актрисы. Будут проанализированы и ее исключительная музыкальность и вечное стремление к совершенству, оценены строгость ее самоанализа, тяга к настоящей литературе, философии. И вместе с тем, еще предстоит вскрыть те социальные причины, которые выдвинули Пиаф с ее пристальным вниманием к азбуке человеческих чувств (в чем так нуждались послевоенные поколения) в число выдающихся талантов современности. Быть может, будут найдены параллели в явлениях самой жизни, всколыхнувших итальянский неореализм, молодое искусство поэтов новой Франции, давших живительные соки творчеству Хемингуэя.
Эдит Пиаф, высоко оцененная Чаплином, еще до знакомства с ним не раз произносила такой внутренний монолог: «Знаете, Чарли, я ведь хорошо знакома с тем, кого вы называете «маленьким человеком», и отлично понимаю, почему вы его любите. Он заставил меня смеяться, ибо вы этого хотели, но я не обманываюсь на этот счет и была близка к слезам. Как и всем людям на свете, он преподал мне урок мужества и надежды».
«Маленький человек» стал героем творчества и Эдит Пиаф. Она раскрыла трагизм его жизни: вынужденное, продиктованное социальными причинами опустошающее бездействие заложенного в нем творческого начала. Она доказала, что он велик, этот «маленький человек», и возмутила людей несправедливостью его страданий.
НАТАЛЬЯ СМИРНОВА
Журнал Советский цирк. Февраль 1966 г.
оставить комментарий