Зеркало цирка
Установить истину помогла афиша. Да, да, серый, изрядно потрепанный плакат тридцатилетней давности. Спор о приоритете возник за кулисами.
Руководитель гастролей артистов цирка Германской Демократической Республики Отто Нетцкер с гордостью за своих коллег говорил: — Воздушные гимнасты Туарегс — лучшие в Европе! Слушайте...
В манеже звучал голос инспектора: — Вильгельм Туарегс исполнит рекордный трюк — два с половиной сальто-мортале в ноги...
Отто Нетцкер комментировал: — Первый исполнитель!
При всем уважении и дружеском отношении к гостям нельзя было согласиться с искажением исторической правды. Этот трюк в нашем цирке исполнялся раньше. А как доказать? Литература по истории нашего цирка крайне бедна. В ней очень слабо отражены достижения отечественной воздушной гимнастики. Да только ли гимнастики!.. По счастливой случайности инспектором манежа был Иван Исидорович Скуковский — в прошлом известный вольтижер, автор и первый исполнитель этого трюка. Он-то и нашел старую афишу, извещавшую, что артист Тарвид (фамилия Скуковского по материнской линии) в воздушном полете исполнит два с половиной сальто-мортале в ноги.
Рекламный плакат был неказист. Куда ему до пестрящих яркими красками и часто аляповатыми рисунками многих современных. Но в одном у него было явное преимущество: он не только отмечал рекордное достижение артиста, но и правильно информировал зрителей. Они должны знать, что их ждет в цирке. К восприятию искусства готовила реклама. Не та, кричащая и интригующая реклама буржуазного мира, преследующая только цели наживы. Нет, это была добросовестная и грамотная информация зрителя, имевшая целью пробудить интерес масс к искусству. И такой именно рекламы у нас, к сожалению, сейчас очень мало. ...У границ круга распластавшиеся черными треугольниками фигурки. Что это? Написано: «Воздушный полет». Но где же парящие в воздухе человеческие тела? Где, собственно, полет? О чем говорит реклама!
На фото. Эта «нарядная» гиря едва ли способна пробудить интерес к творчеству Григория Новака
На эти вопросы плакат не отвечает. А ведь тройка друзей, которых столь невыразительно представил художник, — Виктор Лобзов, Михаил Якунин и Алексей Смирнов — отличные гимнасты. Виктор — ловитор, Михаил и Алексей — вольтижеры. Они демонстрируют сложный пассаж. Алексей — единственный исполнитель двойного переднего сальто-мортале. Однако богатый материал, который давала жизнь, не использован. Вместо отражения творчества артистов — круг и треугольники.
...Красуется на плакате фотография девицы в купальнике. Внизу слева — бюсты двух черноволосых парней. В вытянутых руках — палки. Надпись; «Ирина Шестуа и братья Асатурян». Кто они? Для чего палки? Каков номер? Стоит ли его посмотреть! Так же как и плакат о воздушных гимнастах, эта реклама не дает ответа на вопросы зрителей. Автор этих плакатов — Виктор Габай. На одном из плакатов он поместил фотографию финального трюка эквилибристов Беньяминовых. Но фамилии исполнителей прочитать очень трудно, никаких сведений об артистах в плакате нет.
Рекламный плакат — произведение искусства, а не фотографическое отображение нескольких трюков. Реклама должна сказать о рекордном достижении артиста, его творческом своеобразии. Она должна быть проникнута духом цирковых традиций, иметь национальный колорит. К сожалению, многие рекламные плакаты не содержат и намека на эти мысли. Вот, например, плакат артистов Страшных. Три девушки сделали на проволоке шпагат. Внизу замер безучастный партнер. Эквилибристы? Догадку опровергает надпись: «Акробаты Страшные канатоходцы». Какой же номер рекламируется? Канатоходцев, акробатов, эквилибристов? Пестрят на афишах шаблонные рисунки лошадей, собачек, львов. Почему-то не учитываются специфика номера, стиль исполнения, индивидуальные особенности артиста. Очень похожи были плакаты воздушных гимнасток В. Сурковой и Р. Немчинской. Хотя и аппараты, на которых они работали, и внешние данные исполнительниц, и трюки резко отличались.
На фото. Какой номер рекламируется? Канатоходцев, акробатов, эквилибристов?
Эти и многие другие плакаты, даже с большой натяжкой, нельзя назвать рекламой. Они не отвечают основной задаче — вести яркий рассказ о номерах и исполнителях, о рекордных трюках и их создателях, агитировать за цирк. В период становления советского цирка И. Ильф и Е. Петров обратили бичующее перо против лживости и несовершенства цирковой рекламы. Сатирики писали: если плакат извещает «Табло 30 лошадей», то зрители увидят восемь, сорок пожилых львов называются «100 львов 100»... «Задавать цирковым деятелям вопросы, почему делается так, а не (иначе,— бессмысленно. Делается потому, что полагается. А почему полагается? Очень просто! Так принято».
Кем? Когда? Почему?
Кто заставил автора литографского плаката жонглеров Кисс пропустить в имени Виолетта одно «т»? Кто принуждал создателей плаката дрессировщика В. Тихонова написать: «Дикие яки и овчарки»? В чем же мастерство артиста, если животные так и остались дикими? Почему молодых акробатов-вольтижеров с качелями Касьяновых автор рекламного плаката именует: «Акробаты-прыгуны с лопингом»? Единственная комбинация из трех прыжков, введенная в номер для заполнения паузы, не давала для такого определения никакого основания. На плакате мужчина и женщина, играющие на саксофонах. Надпись: «Музыкальный номер». Коротко и... неясно. Почему рекламируется номер? К какому жанру относится? Кто исполнители? И так знакомят зрителей с тонкими и виртуозными музыкальными эксцентриками Валентиной и Александром Макеевыми.
Почему люди, ведающие рекламой, игнорируют значение цирковой терминологии, забывают о ее содержании? По чьей-то прихоти популярный клоун Константин Берман превращен в комика. Но он не подвизается на театральных подмостках, а по-прежнему создает художественные образы специфическими средствами цирка. Укротитель и талантливый артист А. Н. Александров имеет броский плакат, Но он не привлекает внимания зрителей. Почему? Тигр с оскаленной пастью «примелькался». Художник М. Буланов поместил его и на плакате и на рекламе передвижных зооцирков.
На фото. Почему автор плаката именует группу Касьяновых акробатами-прыгунами с лопингом?
А вот на другом, очень скромном плакате этого же артиста напечатаны фотографии самого укротителя и его питомцев, краткое описание творческого пути Александрова, характеристики животных. Разумеется, все это можно было бы сделать лучше, занимательнее, но и в таком виде реклама дает очень много: она не просто извещает зрителей, а готовит их к встрече с артистом, содержит познавательный материал. К сожалению, удачи в создании рекламного плаката очень редки. Чаще — холостые выстрелы рекламистов, свидетельствующие о явном неблагополучии в этом важном деле. Бездумность, примитивизм заразительны, как все дурные примеры. Иногда создается впечатление, что в рекламном ажиотаже многие директора цирков задались целью подвергнуть жесточайшим испытаниям и русский язык и здравый смысл.
Гигантские буквы кричат: «Полная перемена программы. Аттракцион (обязательно крупнейший и новый) и 15 новых номеров 15». Но если программа полностью сменилась, то, очевидно, все номера должны быть новыми. Для чего же подчеркивать то, что и так ясно? Так вызывается недоверие у зрителей. Желая лучше разрекламировать клоунов, иногда пишут: «Клоуны-смехотворы». А разве есть клоуны, вызывающие слезы? Перечисление репертуара клоунов занимает несколько строк: клоунады, антре, сатира, пародии, интермедии, репризы, музыкальные шутки. Беда не в тавтологии, не в смешении и смещении жанров, а в том, что из этого арсенала клоуны исполняют одно-два антре и с десяток бородатых реприз. Остальное — рекламный антураж.
Часто пишут: «Жонглер (или эквилибрист) на свободной проволоке». В цирке же зрители видят не свободную, а прочно прикрепленную к стойкам проволоку. Она лишь слабонатянутая. В сводных афишах после перечисления фамилий артистов {имена их почему-то не в почете) идет красная строка; «Участники зарубежных гастролей». Можно подумать, что поездка за границу является высшим признанием достоинств артиста. Куда полезнее было бы сообщение о номерах и исполнителях. Могли бы служить целям рекламы программы, продающиеся в цирках. Но и они составляются крайне небрежно. Типична программа, недавно выпущенная администрацией Одесского цирка.
На первой странице неведомо по каким соображениям слово «Программа» напечатало с одним «м». Ниже: «Гастроли советского цирка». А разве не советские артисты выступали до этого в Одессе? Для чего же ненужная строка? Вторая страница извещает: «Весь вечер на манеже популярные комики Мозель и Савич». Да, как ни прискорбно, но в цирке боятся даже упоминания о клоунах. Третья страница — могла бы стать основной — перечисляет участников представления: «Гимнасты на першах Половневы». А они, как всем известно, эквилибристы.
Почему бы администрации цирка не высказать уважение и к исполнителям и к зрителям? Трудно ли написать (пусть в скобках) имена и фамилии всех участников номера? Речь не только об элементарной культуре, а о значительно большем. Перечисление всех участников номера — не просто проявление внимания к артистам. В этом отражаются социальные особенности советского цирка. Капиталистический цирк знал только имя хозяина, руководителя номера. У нас — все партнеры равноправны. Так почему же их имена не должны знать зрители? Следующая строка программы: «Полет на батуде — Звягины». Она, мягко говоря, дезориентирует зрителей. На батуде не летают.
«Акробаты Киричуков и Салмины». Зрителям предоставлена возможность гадать, кого они увидят в манеже: акробатов-прыгунов, акробатов с подкидной доской, плечевых, эксцентриков, силовых, художественную группу. Хороша информация! А одно слово — вольтижеры — все разъяснило бы. Не отстает от одесситов и администрация Кемеровского цирка. В первой программе сезона написано: «Лауреаты VI Всемирного фестиваля братья (?!) и Нона Запашные». «Большой новый аттракцион «Хищники». Укротитель —лауреат VI Всемирного фестиваля Вальтер Запашный». В целях дешевой рекламы составители программы допустили натяжку. Вальтер Запашный стал лауреатом как акробат-вольтижер задолго до того, когда вошел в клетку к хищникам. Столь же небрежно рекламируются и остальные участники представления. Одни удостоены имени и фамилии, у других — инициалы и фамилии, у третьих — одни фамилии. Только невежеством можно объяснить такую неоправданную градацию.
В программах не проявляется должного внимания не только к артистам, но и к зрителям. Трудно ли после названия номера добавить несколько строк, сообщающих, с какого года работают артисты, какие имеют достижения, на что следует обратить внимание? Всего несколько слов. Но они вызвали бы интерес, расширили кругозор зрителей и, бесспорно, способствовали бы большему успеху номера. Велик поток рекламного невежества. Но констатацией этого факта делу не поможешь. Нужны кардинальные меры. Если справедливо, что театр начинается с вешалки, то цирк начинается с рекламы. Она — зеркало представления. И это зеркало не должно быть кривым. Давно назрела необходимость создать при Союзгосцирке пресс-бюро, сотрудники которого занимались бы созданием и редактированием самых разнообразных рекламных изданий. Централизация рекламного дела дала бы значительную экономию государственных средств, повысила бы идейность и художественность рекламы, способствовала бы большей популяризации достижений мастеров манежа.
С рекламы начинается знакомство с творчеством артиста. Это его визитная карточка, врученная жителям города. Но в настоящее время нет должного порядка в этом деле. Даже номера высокого класса или имеют плохую рекламу, или вообще не рекламируются. Необходимо прежде всего, чтобы все прочно сложившиеся номера, включенные в конвейер, имели добротную рекламу. С этой целью следует провести выставку цирковых плакатов с привлечением не только наших, но и зарубежных мастеров. А разве не время объявить конкурс на лучшие плакаты? Рекламный плакат, как камертон, должен настраивать зрителей на определенную ноту, помочь почувствовать и понять идейную и эмоциональную тональность номера.
Нет смысла прописывать рецепты, что-то запрещать, что-то разрешать. Важно, чтобы каждый плакат не только рассказывал ярким языком о цирке и его мастерах, но и будил мысль зрителя. Конечно, счастливые находки сами по себе к художнику не приходят. Они — результат глубокого понимания специфики цирка, специфики жанра, знания традиций и перспектив. Что касается программ спектаклей цирков, плакатов-объявлений о гастролях, за это должны нести прямую ответственность художественные руководители и директора цирков. Рекламное дело требует к себе самого серьезного внимания.
И. ЧЕРНЕНКО
Журнал Советский цирк. Январь 1963 г.
оставить комментарий