Живительный корень
Это казалось невероятным, почти чудом. В центре Ростова остановился весь транспорт, замерло движение, вдоль тротуаров стояли толпы зевак, из окон высунулись любопытные.
По широкому проспекту катили велосипедисты — два бурых медведя. Медведи деловито вращали педали машин, самостоятельно делали повороты, а операторы кинохроники усердно снимали столь необычный велокросс. Тренером велосипедистов — Розы и Нивы — был известный дрессировщик Трофим Григорьевич Исаенков.
Во второй половине 30-х годов номер Исаенкова, выступавшего на аренах крупнейших цирков, был. что называется, гвоздем программы, делал битковые сборы. Зарубежные антрепренеры забрасывали Центральное управление цирков телеграммами с приглашением Исаенкова на гастроли в Европу, суля самые заманчивые контракты...
Вся долгая жизнь Трофима Григорьевича (он умер в сентябре 1969 года) была связана с цирком. Побывав случайно на представлении бродячего балагана, пастух из села Дмитровки Тамбовской губернии решил стать клоуном. Да так горячо, что, не долго раздумывая, отправился прямо в Петербург. Тем более что удерживать было некому: мать три года назад погибла э горящей избе, спасая детей, а отец с той поры пил горькую... В лаптях, с котомкой за плечами, где зайцем, где на подножке загона, а больше пешком добрался Трофим до столицы. И добился-таки упорный тамбовец — взяли его в цирк самого Чинизелли, но, конечно, не клоуном, а служителем на конюшне. А там вскоре старательного малого, усердно ходившего за лошадьми, увезли с собой в люксембургский цирк Ренца иностранные жокеи Чиотта.
Колеся по манежам Европы без малого десять лег, Исаенков в совершенстве постиг конное дело. Снова в цирк Чинизелли он вернулся уже не Трофим кой, а первоклассным наездником. выступавшим под маркой французского артиста Эклера (и переводе — молния). Немного позднее он создал групповой номер в редкой, а ныне почти исчезнувшей разновидности конного жанра — Воздушное поло (игра на лошадях в мяч).
Под тем же псевдонимом — Эклер — выступал Трофим Григорьевич и со своим первым номером дрессировки. Его питомица — годовалая медведица Tana — оказалась на редкость способной артисткой Эклер разыгрывал с ней сценку «В ресторане» Тала и дрессировщик под разухабистый мотивчик "Иду к Максиму я" появлялись «рука об руку» в обличье светских кутил: ка плечах шелковые пелерины. в петлицах хризантемы, сверкающие цилиндры лихо сдвинуты на затылок... Гуляки усаживались за столик. Тапа звонила в колокольчик — вызывала официанта; тыча лапой з меню, заказывала ужин, чокалась с приятелем, лезла обниматься, курила сигару — словом, «осмысленно» проделывала все, что положено по сюжету сценки. В провинциальных цирках нэповских времен номер Эклера шел нарасхват. Этому в немалой степени способствовала своеобразная реклама: по приезде в новый город на вокзальной площади.
Тапа и хозяин, оба в своих вечерних костюмах, усаживались в извозчичью пролетку и, сопровождаемые ватагами горланящих ребятишек, следовали по улицам к зданию цирка.
Исаенкову приходилось дрессировать и собак, и обезьян, и птиц, однако всем им он предпочел медведей. В 1936 году в его медвежьей труппе насчитывалось уже одиннадцать голов (это без дублеров и учеников). Большой знаток животных, практик с огромным опытом, истый талант. Исаенков первым научил медведя делать стойку на одной лапе, ходить по канату с завязанными глазами кататься на роликах, ездить на велосипеде и мотоцикле без корды (веревка, на которой гоняют лошадей). О такой крупной медвежьей труппе, о столь сложных трюках и разнообразном репертуаре цирки до того времен»; и слыхом не слыхивали.
В наши дни, когда слава о советском цирке перешагнула границы всех стран и континентов, уместно вспомнить о заслугах выдающегося мастера арены Трофима Григорьевича Исаенкова. Он далеко продвинул русскую школу дрессировки, ныне так заметно преуспевшую и в поразительном искусстве Валентина Филатова, создателя «Медвежьего цирка», и в профессиональных достижениях Владимира Тина — ученика Трофима Григорьевича, и в превосходном мастерстве Ивана Кудрявцева, воспитавшего медведя-феномена Гошу. Все это — плодоносящие побеги от живительного корня русского, отечественного цирка, выдающимся мастером которого был Т. Исаенков.
Р. СЛАВСКИЙ
оставить комментарий