В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Жорж Дельвари

Жорж ДельвариПо Фонтанке, мимо цирка, в направлении Петроградской стороны, широко шагал матрос-балтиец. Он миновал Кронверский проспект и решительно толкнулся в двери Народного дома.

Руководитель будущего театра, ре­жиссер С. Э. Радлов, оглядел новичка острым оценивающим глазом. «Серж расска­зывал мне о вас. Что ж, давайте попробу­ем. А начальство ваше возражать не ста­нет?.. Имеется разрешение. Ну вот и отлично. Есть у меня для вас интересная роль. Верочка, дайте товарищу Дельвари сценарий...»

С того дня Георгий Ильич Кучинский — по цирку Жорж Дельвари — стал артистом молодого творческого коллектива. Этот весьма любопытный театр, открывшийся в январе тревожного двадцатого года, театр, еще ждущий своего исследователя, называ­ли тогда по-разному: «Народной цирковой комедией», «Импровизационной цирковой комедией» или просто «Народной комеди­ей». И все это в общем-то было верно: ядро труппы составляли артисты цирка, свои залихватски веселые спектакли они адресовали простому народу — красноар­мейцам, морякам, учащейся молодежи; иг­рали здесь, импровизируя текст, как неког­да в итальянской комедии масок; персона­жи по ходу действия наперебой вставляли злободневные, с перцем, с солью остроты, за которые, случалось, публика награждала комедиантов такими взрывами смеха, что, как рассказывают, из металлических ферм Железного зала Народного дома выскаки­вали заклепки...

И Жорж Дельвари, за плечами кото­рого было несколько лет работы рыжим клоуном и разносторонняя цирковая выуч­ка, вскоре занял в театре положение премьера. Он сыграл ведущие роли в спек­таклях: «Невеста автомата», «Обезьяна-до­носчица», «Султан и черт», в сатирической пьесе «Работяга Словотеков», написанной М. Горьким специально для этой труппы. Через два года, демобилизовавшись, Дельвари сам возглавил вновь созданный «Театр дерзких шутов», где также играл комические роли, ставил скетчи, миниатю­ры, политические клоунады. А еще через два года, соскучившись по цирку, вернулся на манеж с номером.

Впрочем, в это густонасыщенное собы­тиями время Дельвари часто меняет номе­ра и жанры — комический батуд, акробаты-эксцентрики, каскадеры, акробатический ансамбль «люди-мячики», японская лестни­ца... Последний из названных номеров не был, собственно говоря, для него новым. Лестница — его цирковая молодость. С нее, в сущности, он и начинал. А было это те­перь уже без малого семьдесят лет назад.

Томск, где родился Георгий в семье ра­бочего-мукомола, издавна отличался осо­бенной приязнью к цирковому искусству. Среди томской молодежи было много артистов-любителей. Еще мальчишкой Ге­оргий научился крутить переднее сальто, лазить на лестницу, балансируемую на но­гах старшими парнями. А потом упросил гастролировавшего в городе универсально­го артиста Камакича, обрусевшего японца, личность во многом легендарную, «зять его в ученики.

В 1899 году в иркутском цирке Боров­ского состоялось первое выступление один­надцатилетнего Жоржа в качестве верхнего в икарийских играх и на перше. А в девят­надцать лет он уже выпустил номер, сде­лавший ему цирковое имя. Это была ста­ринная японская лестница, балансируемая на плечах, но коренным образом видоиз­мененная. Верхним в этом номере, рекла­мируемом как «лестница смерти», был Ни­колай Сорокин, в прошлом хороший турнист. На вершине семиметроеой лестницы был укреплен небольшой гриф турника, и на нем Сорокин, весивший к слову заме­тить, что-то около пяти пудов м бывший на целую голову выше партнера проделывал, разумеется безо всякой лонжи, отчаянно смелые трюки — мельнииы, темповые уп­ражнения, обрывы.

Трудно, почти невозможно рассказать в небольшой статье обо всем жизненном пути артиста, пути, вместившем в себя крупней­шие цирки знаменитых предпринимателей и парусиновые шапито мелких авантюри­стов, новые номера, творческие поиски, удачи и срывы, годы соавстчимы в санитар­ной роте, участие в бурных событиях ре­волюции и гражданской воины.

В период становления молодого совет­ского цирка Жорж Дельвари был весьма заметной фигурой нашей ар«иы. Беспокой­ный, ищущий артист, он в 1925 году пере­ключается на конный ж»нр. пребывавший в ту пору в крайнем упадке. Созданный Дельвари групповой номер «Акробаты на кабриолете» сразу же пошел на афише «красной строкой». Участниками номера стали А. Серж-Александров, его давний приятель по цирку и Народной комедии, боат Сержа — Константин, дочь Георгия Ильича юная наездница Валентина: позднее в номер влился сын — Георгий Георгиевич (он и теперь с успехом работает в цирке в качестве комического наездника). Конному жанру Жорж Дельвари уже не изменит до конца своих дней (умер Георгий Ильич в сентябре 1942 года).

В репертуаре возглавляемого им кол­лектива был представлен чуть ли не весь конный цирк — жокеи, парфорс-наездники, джигиты, вольтижеры, исполнители па-де­де. Георгий Ильич был хорошим педаго­гом-тренером, на манеже и на эстраде и поныне работает много его учеников.

Я и сейчас вижу Жоржа Дельвари стоя­щим на площадке кабриолета — легкой двуколки, задекорированной под пожар­ную повозку, которую рысцой катит по кругу конь-битюг. Расставив для упора сильные ноги, Дельвари в стилизованном костюме пожарника изготовился ловить в плечи верхнего с колонны, выстроенной впереди на лошади. Это уже был нозый номер на так называемую производствен­ную тематику — «Люди огня», которым Дельвари одним из первых откликнулся на призыв общественности отражать на мане­же жизнь рабочего класса. Я вижу Жоржа за кулисами — кого-то он убеждает, что-то доказывает, энергично рубя ладонью воз­дух, активный общественник, он всегда был в  гуще цирковой жизни,

В последние годы, будучи художествен­ным руководителем нескольких цирков, он с увлечением ставил пантомимы, оратории, сюиты: яркий, красочный «Праздник в Баг­даде» (Кемерово), спектакли — «На удар двойным ударом» (Томск), «Кто следую­щий?!» (Хабаровск),

...По Фонтанке в цирк шагают двое мо­лодых артистов — брат и сестра — Алек­сей и Виолетта Игнатовы, музыкальные эк­сцентрики, внуки знаменитого мастера цирка Жоржа Дельвари.

Р. СЛАВСКИЙ

оставить комментарий

СЭЦ. 01 - 69

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

модели на мероприятие;квест на 6 человек