Жрец Геракла
В начале девятисотых годов завсегдатаи петербургского цирка Чинизелли почти каждый вечер восторженно замирали, когда внезапно гас свет, а затем на арене возникал ярко освещенный балдахин из черного бархата с неподвижно стоящим под ним мужчиной во фраке.
Скрестив на широкой груди короткопалые руки, мужчина ждал, пока улягутся аплодисменты. Затем снимал фрак, засучивал рукава, и представление начиналось. Зажав в кулаке большой гвоздь, мужчина с размаху пробивал им двухдюймовую доску. Он разрывал сложенные вместе две полные колоды атласных игральных карт и гуттаперчевые лаунтеннисные мячи. Карты и мячи он не приготовлял заранее. Любой зритель мог вручить ему карты или мяч, принесенные с собой. Мужчина во фраке оправдывал ожидания, возникавшие у зрителей при чтении цирковых афиш, кричавших аршинными буквами на всех петербургских перекрестках: «Мистер Ван-Сарт — Человек с железными руками!» Дамы в ложах млели. Франты выпячивали писарские груди — как-никак, они тоже принадлежали к сильному полу...
А из первых рядов, не жалея денег на дорогие билеты, почти каждый вечер за работой Ван-Сарта — то ли американца, поскольку он именовался мистером, то ли голландца, поскольку в его фамилии имелась приставка «Ван», — из первых рядов жадно следил за работой Ван-Сарта семнадцатилетний юноша с доверчивыми голубыми глазами и шеей атлета. Юноша принадлежал к семье циркового артиста Федора Виго, дрессировщика лошадей в цирке Комухина. Его при рождении по воле отца нарекли Джоном. Джон выступал на арене с пяти лет. Часто ему приходилось выступать на раусе. Полуголый, в одном трико, мучась от холода, мальчик должен был с улыбкой расхаживать по выстроенным возле входа в цирк подмосткам и расхваливать программу, энергично приглашать зевак посетить цирк. Постоянные тренировки, силовые упражнения укрепили и развили тело Джона. Своей физической силе он оказался, между прочим, обязан и тем, что смог доучиться в гимназии, куда было отдал мальчика отец в период краткого финансового благополучия семьи. В третьем классе платить за сына в гимназию Федору Виго оказалось не под силу. И Джон стал «отрабатывать» учебу, давая уроки гимнастики ученикам седьмых классов. Так и дотянул до аттестата зрелости.
Гимназия была окончена в 1907 году. Надлежало выбрать какую-то жизненную дорогу. Он избрал давно знакомый и любимый цирк. Амплуа тоже намечалось — силовые упражнения, поднятие тяжестей и жонглирование ими. Джон вернулся в цирк. А год спустя он увидел Ван-Сарта. Нужно сказать, что вансартовские номера пользовались успехом не случайно. С программой, подобной программе «мистера», в России пока никто не выступал. Джон Виго захотел испытать свои силы в подобных же упражнениях. Но не тут-то было! Если после непродолжительной тренировки он и научился пробивать гвоздем двухдюймовую доску, то при попытках разорвать две колоды карт или лаунтеннисный мяч, из-под ногтей молодого атлета сочилась кровь, карты же и мячи оставались целыми. Пристальные наблюдения за действиями Ван-Сарта разгадки его феноменальных успехов не приносили. Но смириться с мыслью, что Ван-Сарт сильней и искусней, Джон не мог. Он начал кое-что подозревать. И поступил так, как тысячи раз до него, да и после, поступали в подобных случаях артисты старого цирка. Он подкупил униформистов, проник в святая святых «мистера Ван-Сарта» и убедился, что прославленный силач — просто-напросто жулик. Оказалось, что, перед тем как рвать карты, Ван-Сарт неприметным движением пальцев распускает их веером, а лаунтеннисные мячи кладет на столик вовсе не затем, чтобы предварительно натереть руки канифолью, а для того, чтобы неприметно надрезать мячи о лезвие ножа, вделанного в столешницу...
Обман претил Джону Виго. Разработав свои номера, он начал самостоятельные выступления, в которых демонстрировал силу, не прибегая к «фокусам». Сначала в театре Маркузи, а потом в «Пяти углах» у предпринимателя Гейве Джон Виго пробивал гвоздями доски, рвал мячи для лапты, показывал номер «с бутылкой шампанского». Мячи для лапты можно было рвать не надрезая: на них имелась так называемая «пробка», дававшая опору пальцам. А номер «с бутылкой шампанского», при всей кажущейся простоте его, оказывался очень эффектным. Взяв бутылку в вытянутую руку и сжав ее возле донышка, Джон Виго, медленно перебирая толстое стекло пальцами, «добирался» до горлышка сосуда. В публике раздавались смешки. Находились желающие повторить пустяковый номер. Они выходили на арену. Тужились. Мучились. Роняли бутылку и с позором уходили на места. А артист вновь легко проделывал упражнения под гром аплодисментов. Вскоре цирковой Петербург «признал» Джона Виго. Однако свои оригинальные номера артист придумал лишь несколько лет спустя. В 1912 году Джон Виго выступал в знаменитой тогда «Всемирной панораме». И вот однажды, пробив гвоздем очередную доску, артист не сумел сразу вытащить засевший в дереве гвоздь. Пришлось напрячься. При этом злополучный гвоздь под настойчивыми пальцами Джона загнулся в петлю...
В тот вечер после представления Виго попытался у себя дома завязать гвоздь узлом. Ему удалось сделать это, хотя и с трудом. Тогда начались каждодневные упорные тренировки. И железо уступило человеческой воле. Джон Виго научился завязывать огромные, так называемые «барочные гвозди» сначала одним узлом, а потом и двумя. Почувствовав свою власть над металлом, артист продолжал его «усмирение». Взяв барочный гвоздь левой рукой за шляпку, а правой крепко сжав около острия, Виго стал учиться превращать гладкий гвоздь... в винт. И выучился этому. Мистера Ван-Сарта в Петербурге уже не было. Куда-то исчез. Теперь слава человека с железными руками совершенно заслуженно перешла к русскому артисту. И его оценили не только собратья по профессии — клоуны Бим-Бом, с которыми артист дружил до их смерти, и известный клоун и прыгун Лазаренко. Искусство Джона Виго нравилось и молодому Есенину, и Маяковскому, и Станиславскому, и находившемуся в зените славы Шаляпину. Шаляпин подружился с атлетом, не пропускал его выступлений, и на одной из подаренных Виго карточек написал: «Жрецу Геракла от его идолопоклонника Ф. Шаляпина».
Цирковую карьеру Джона Виго оборвала начавшаяся в 1914 году мировая империалистическая война. Артисту пришлось сменить черное трико на серую шинель рядового солдата. С маршевой ротой отправился Виго на фронт. Первый бой был у Лодзи. Последний — год спустя — под Стоходом. Четыре ранения получил атлет, участвуя в боях с кайзеровской военщиной. Под Стоходом рана была самой опасной — в шею. Виго спасли недюжинное здоровье, могучая шейная мускулатура. Осколок застрял в тугих мышцах, не пробив их броню. Иначе лежать бы Джону Виго в одной из братских могил, которых столько осталось в Карпатах... Но Джон Виго выжил, и пошла судьба швырять его из одного санитарного поезда в другой, пока не выбросила на койку петроградского госпитателя, устроенного в бывшем Юсуповском дворце на Литейном проспекте. Из госпиталя поправившегося Виго выписали в лейб-гвардии Кексгольмский полк. Предполагалось, что ветеран имеет право служить в этом полку, считавшемся одной из надежнейших опор царя. Но кексгольмцы подвели царя и его приближенных. Как известно, именно Кексгольмский полк первым выступил в поддержку восставших рабочих Питера. Первым перешел на сторону народа. И среди первых солдат, повернувших штыки против царя и буржуазии, оказался и бывший цирковой артист Джон Виго.
В дни Октября Виго охранял мосты от юнкеров, нес караульную службу в Смольном, национализировал частные предприятия. И не раз помогала ему и его товарищам огромная сила, железная выдержка и воля, воспитанные долгими годами нелегкого труда на арене... В 1919 году Джона Виго случайно разыскали старые товарищи по цирку. Они рассказали об атлете наркому просвещения А. В. Луначарскому. И Джон Виго был демобилизован, возвратился в цирк. Революции требовались не только солдаты. Ей требовалось и жизнеутверждающее искусство. Свои гастроли в Москве Виго начал с выступлений перед бойцами Красной Армии. Его силовые номера нравились красноармейцам. Народ всегда любил и уважал физическую силу, инстинктивно чувствуя, что она — порождение народного духа, присуща народу. Артист Госцирка Джон Виго в двадцатые годы завоевал симпатии многих москвичей. Его ценили и как своеобразного силовика, и как борца, и как жонглера тяжестями. На устраивавшихся в те времена «конкурсах на красоту мужского телосложения» — наивная дань античности! — Джону Виго неоднократно присуждались первые премии. В 1925 году часть московских артистов решила поехать на гастроли в Сибирь. Вдохновителем этой поездки был не кто иной, как известный Бим. Джон Виго поддался уговорам старого товарища и тоже поехал в Сибирь. Ему суждено было полюбить ее и остаться там на долгие годы.
Тюмень, Омск, Томск, бывший Новониколаевск — нынешний Новосибирск, Красноярск, Иркутск — не оставалось города в Сибири, где бы не рукоплескали труппе. Годы шли, но казалось, они остановились в одном сплошном триумфе... Так наступил роковой для Джона Виго сентябрь 1930 года. Седьмого сентября Виго вместе с товарищами выступал в иркутском цирке. Он показал все свои коронные номера. Оставался пустяк — жонглирование двухпудовыми гирями с завязанными глазами. На простаков номер производил впечатление именно потому, что проводился с завязаными глазами, и это всегда смешило Виго: он не видел никакой разницы в том, как жонглировать, с открытыми глазами или с повязкой. Номер был слишком хорошо отрепетирован, слишком часто повторялся... Но подкралась беда. Обычно Виго жонглировал на арене, покрытой опилками. Седьмого же числа арену покрыли ковром. Это нужно было для следующего аттракциона. И неприметная складочка на ковре, подвернувшись под ноги Джону, сыграла роковую роль. Артист запнулся, какое-то мгновение промедлил, и высоко подброшенная двухпудовая гиря не упала послушно в готовую принять ее ладонь, а со всей силой ударила Виго в голову...
Он очнулся уже в больнице. Врачи, исследовав Джона Виго, пришли к печальному для артиста заключению: с ареной он должен проститься. На помощь пришли товарищи, старые друзья по армии.
— Держись, — сказали они. — Ты нужен нам, нужен стране. Разве мало дел в Сибири? Разве покончено с русскими кулаками и бурятскими тайонами?
И Джон Виго, выйдя из больницы, снова встал в строй советских людей, хотя и не смог уже никогда вернуться в цирк. Он работал на приисках, водил в тайгу экспедиции, налаживал в иркутской области сельское хозяйство, организовывал пушное и мясное звероводство—словом, трудился не покладая рук... ...Сейчас Джону Федоровичу Виго семьдесят два года. В 1958 году он вышел на пенсию, по-прежнему живет в Иркутске, но, несмотря на годы, каждый охотничий сезон уходит на два, на три месяца в тайгу, чтобы истреблять волков, еще наносящих большой ущерб здешним колхозам и совхозам. Впрочем, глядя на Джона Федоровича, никак не скажешь, что он находится в преклонном возрасте. На вид ему лет пятьдесят, не больше. Иногда артист нет-нет да и тряхнет стариной: покажет в кругу друзей один из старых своих номеров. Мне повезло: у меня на глазах Виго завязал узлом огромный гвоздь.
— А вот «завинчивать» гвозди давно не могу, — со смущенной улыбкой признался он. — Сердце...
Мы несколько раз встречались с Джоном Федоровичем. Я слушал его рассказы о далеком прошлом, забавные и нравоучительные эпизоды из большой жизни артиста, и жалел, что о нем забыли. Он бы многое мог еще сделать для своего любимого цирка, для воспитания цирковой молодежи.
В. ПРИБЫТКОВ
Журнал Советский цирк. Август 1963 г.
оставить комментарий