В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Звоны русские

Музыкант еще не извлек ни зву­ка, a внимание зрителей уже приковано к необычным инструментам, которые расставлены по сцене.

Многие недоумевают — разве на этом можно играть? Вроде бы обычные предметы оби­хода — коса, такой и сейчас в деревнях косят, ухваты — подобными хозяйки до­стают из жаркой русской печки горшок щей, ложки, крынки, тазы, сковородки, стиральная доскa, самовар c сапогом наверху... Но вот на эстраду выходит ис­полнитель. Бережно прикасается он к своему удивительному инструментарию — и летит в зал музыка — то веселая и озор­ная, то лиричная, нежная.

Единственный в нашей стране музы­кант и мастер, сам конструирующий и создающий инcтрументы, на которых иг­рает, обладатель уникальной, огромной коллекции ударных Олег Артемьевич Бу­данков хорошо знаком всем, кто инте­ресуется народным искусством. Но так же хорошо знают его любители классической, симфоничecкой, оперной музыки. Долгое время O. Буданков был солис­том оркестра Большого театра.

Играя на множестве ударных инстру­ментов, музыкант недоумевал — как же так? — звучат в оркестрах ударные латиноамериканского, африканского проис­хождения, a свои, исконные, русские?  Ну, допустим знают ложки, трещотки, бу­бен — и что же, неужели больше ничего не было?  Не может такого быть. И он по­степенно, кропотливо изучая древние рукописи, летописи, встречаясь во время гастрольных поездок c талантливыми людьми, вернул к жизни значительное число русских ударных инструментов. Многие предметы повседневного обихода в дни праздничных гуляний неожиданно становились в руках наших предков яр­кими музыкальными инструментами. И кое-где сохранилась память об искро­метных ритмах, разнообразных звуковых сочетаниях, выражавших настроение ис­полнителей и слушателей.

Однaжды во время поездки по Кур­ской области довелось встретиться музы­канту в одном из сел с одаренным сельским пареньком. Он на пяти перевернутых ведрах выбивал ложками уди­вительный, прихотливый ритм. Что-то в этом показалось очень знакомым. И вдруг осенило! Да, ведь такие же звуки раз­давались из кузницы на краю села, где приходилось бывать в детстве. Позднее Олег Артемьевич Буданков создал ори­гинальную по конструкции установку и назвал ее «кузница». A другой, также созданный им инструмент, уже вошел в партитуры симфонических и народных оркестров под названием «Ударная уста­новка Буданкова».

Была y музыканта давняя мечта — сое­динить звучание русских ударных инстру­ментов в одном произведении. Долго ис­кал он единомышленника и наконец на­шел. Композитор Владимир Комаров зажегся идеей исполнителя. Когда он приступил к работе, многие посмеивались — что эта музыка будет для крынки c ухватом. A результат был ошеломитель­ным. Концерт в пяти частях «Праздник в деревне» сегодня известен многим, запи­сан на радио, снят на телевидении в сопро­вождении оркестра русских народных инструментов под управлением народного артиста РСФСР H. Некрасова.

Работая в Государственном академи­ческом оркестре русских народных ин­струментов имени H. Осипова, O. Будан­ков встретился c балалаечником-виртуо­зом Виктором Ивановым. Много бесе­довали они, обсуждая проблемы разви­тия народной отечественной музыки. Воз­можно, ещe тогда родилась идея, реа­лизация которой осуществилась сравни­тельно недавно. И вот теперь в Московской областной филармонии появилось новое трио «Звоны русские». Этим назва­нием исполнители как бы подчерки­вают, что основу музыкальной вырази­тельноcти составляют здесь ударные на­родные инструменты.

Словно c разудалого сельского праздника пришли на сцену темпераментные, веселые мелодии, озорные, звонкие рит­мы. Показанная музыкантами программа не просто театрализованное представле­ние, все выступление подчинено единому драматургическому замыслу. Слушая уда­лую «Камаринскую», раздумчивую, неж­ную пьесу «То не лист осенний», расска­зывающий o чем-то очень сокровенном «Вечерний звон», огневой «Праздник в деревне» B. Комарова, лихую «Подковыр­ку» и многое другое, поражаешься вы­разительным возможностям не только оригинальных и малознакомых широкой аудитории русских ударных, но и хорошо известных инструментов — балалайки и баяна.

Однако не забывают музыканты и древние народные традиции, когда песню, музыку не просто исполняли, a разыгры­вали как театральные сцены. Вроде бы му­зыканты не поют, не танцуют. Впрочем, нет. Разве не танцуют в руках y припля­сывающего O. Буданкова ухваты или вы6ивающие озорной ритм ложки? A играть на балалайке стоя, при этом проходя по сцене в своеобразном, довольно прихот­ливом рисунке — такое можно увидеть только здесь. Да и исполнитель на баяне, держа в руках свой двадцатикилограммовый инструмент, движется так же легко и грациозно.

На концертах этого ансамбля царят веселье, радость, хорошее настроение. Этому помогают и забавные шутки, ско­роговорки, вплетенные в ткань партитуры, a главное — исполнительское актерское мастерство музыкантов и режиссерская работа O. Бабичева.

 

Изабелла ВЕРБОВА

Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь 1986 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100