Звоны русские
Музыкант еще не извлек ни звука, a внимание зрителей уже приковано к необычным инструментам, которые расставлены по сцене.
Многие недоумевают — разве на этом можно играть? Вроде бы обычные предметы обихода — коса, такой и сейчас в деревнях косят, ухваты — подобными хозяйки достают из жаркой русской печки горшок щей, ложки, крынки, тазы, сковородки, стиральная доскa, самовар c сапогом наверху... Но вот на эстраду выходит исполнитель. Бережно прикасается он к своему удивительному инструментарию — и летит в зал музыка — то веселая и озорная, то лиричная, нежная.
Единственный в нашей стране музыкант и мастер, сам конструирующий и создающий инcтрументы, на которых играет, обладатель уникальной, огромной коллекции ударных Олег Артемьевич Буданков хорошо знаком всем, кто интересуется народным искусством. Но так же хорошо знают его любители классической, симфоничecкой, оперной музыки. Долгое время O. Буданков был солистом оркестра Большого театра.
Играя на множестве ударных инструментов, музыкант недоумевал — как же так? — звучат в оркестрах ударные латиноамериканского, африканского происхождения, a свои, исконные, русские? Ну, допустим знают ложки, трещотки, бубен — и что же, неужели больше ничего не было? Не может такого быть. И он постепенно, кропотливо изучая древние рукописи, летописи, встречаясь во время гастрольных поездок c талантливыми людьми, вернул к жизни значительное число русских ударных инструментов. Многие предметы повседневного обихода в дни праздничных гуляний неожиданно становились в руках наших предков яркими музыкальными инструментами. И кое-где сохранилась память об искрометных ритмах, разнообразных звуковых сочетаниях, выражавших настроение исполнителей и слушателей.
Однaжды во время поездки по Курской области довелось встретиться музыканту в одном из сел с одаренным сельским пареньком. Он на пяти перевернутых ведрах выбивал ложками удивительный, прихотливый ритм. Что-то в этом показалось очень знакомым. И вдруг осенило! Да, ведь такие же звуки раздавались из кузницы на краю села, где приходилось бывать в детстве. Позднее Олег Артемьевич Буданков создал оригинальную по конструкции установку и назвал ее «кузница». A другой, также созданный им инструмент, уже вошел в партитуры симфонических и народных оркестров под названием «Ударная установка Буданкова».
Была y музыканта давняя мечта — соединить звучание русских ударных инструментов в одном произведении. Долго искал он единомышленника и наконец нашел. Композитор Владимир Комаров зажегся идеей исполнителя. Когда он приступил к работе, многие посмеивались — что эта музыка будет для крынки c ухватом. A результат был ошеломительным. Концерт в пяти частях «Праздник в деревне» сегодня известен многим, записан на радио, снят на телевидении в сопровождении оркестра русских народных инструментов под управлением народного артиста РСФСР H. Некрасова.
Работая в Государственном академическом оркестре русских народных инструментов имени H. Осипова, O. Буданков встретился c балалаечником-виртуозом Виктором Ивановым. Много беседовали они, обсуждая проблемы развития народной отечественной музыки. Возможно, ещe тогда родилась идея, реализация которой осуществилась сравнительно недавно. И вот теперь в Московской областной филармонии появилось новое трио «Звоны русские». Этим названием исполнители как бы подчеркивают, что основу музыкальной выразительноcти составляют здесь ударные народные инструменты.
Словно c разудалого сельского праздника пришли на сцену темпераментные, веселые мелодии, озорные, звонкие ритмы. Показанная музыкантами программа не просто театрализованное представление, все выступление подчинено единому драматургическому замыслу. Слушая удалую «Камаринскую», раздумчивую, нежную пьесу «То не лист осенний», рассказывающий o чем-то очень сокровенном «Вечерний звон», огневой «Праздник в деревне» B. Комарова, лихую «Подковырку» и многое другое, поражаешься выразительным возможностям не только оригинальных и малознакомых широкой аудитории русских ударных, но и хорошо известных инструментов — балалайки и баяна.
Однако не забывают музыканты и древние народные традиции, когда песню, музыку не просто исполняли, a разыгрывали как театральные сцены. Вроде бы музыканты не поют, не танцуют. Впрочем, нет. Разве не танцуют в руках y приплясывающего O. Буданкова ухваты или вы6ивающие озорной ритм ложки? A играть на балалайке стоя, при этом проходя по сцене в своеобразном, довольно прихотливом рисунке — такое можно увидеть только здесь. Да и исполнитель на баяне, держа в руках свой двадцатикилограммовый инструмент, движется так же легко и грациозно.
На концертах этого ансамбля царят веселье, радость, хорошее настроение. Этому помогают и забавные шутки, скороговорки, вплетенные в ткань партитуры, a главное — исполнительское актерское мастерство музыкантов и режиссерская работа O. Бабичева.
Изабелла ВЕРБОВА
Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь 1986 г.
оставить комментарий