Звучит сорокинская гитара
С эстрады звучит много разных гитар. Играют на них и профессиональные музыканты и небрежно пощипывающие две-три струны модные парни в свитерах. Гитара, о которой мне хочется рассказать, не похожа на остальные.
На фото Сергей Александрович Сорокин
Кто хоть раз слышал, как играет на ней Сергей Александрович Сорокин, не забудет этого наслаждения. Я видела, как он бережно раскрывает футляр, выстланный внутри потускневшим от времени бархатом, разворачивает пеструю цыганскую шаль и достает из нее свою гитару. Ей около двухсот лет. Небольшая по объему, лаконичная по форме, темно-золотистого цвета, без аляповатых инкрустаций, ослепляющих даже сидящих в последнем ряду концертного зала, она неизменно покоряет самых взыскательных слушателей.
С ее звуками сливали свои голоса Федор Иванович Шаляпин, Александр Михайлович Давыдов. Под эту гитару исполнял старинные романсы корифей драматической сцены Владимир Николаевич Давыдов. Сорокинская гитара волновала Сергея Рахманинова, Александра Глазунова, Максима Горького, Леонида Андреева, Александра Куприна. Она раскрывала новые глубины в произведениях Пушкина, Лермонтова, Фета, Апполона Григорьева.
А как любил ее слушать Александр Блок! „Кто знает, может быть, эта гитара навеяла образы его поэзии! Ведь не зря под ее музыку Блок написал стихотворение «Стон души моей больной в звуках отражается...» и в знак признательности за доставленное наслаждение подарил его Сергею Александровичу.
В театральных гостиных на берегах Невы собирались актеры, писатели, музыканты, художники... И когда среди них появлялся Сергей Сорокин, его гитара зачаровывала всех. Словно волшебница, она трогает сердца, пробуждает дорогие воспоминания, вселяет нежность и страсть, заставляет грустить и радоваться. Его гитара то рыдает, то шквалом веселья неудержимо влечет в пляс.
У Сорокина своя манера игры: не отрывистая, а непрерывная, арпеджированная. На гитаре он играет, как на рояле или арфе. Инструмент удивительно благородного резонанса, его гитара не бренчит, а поет. Каждый звук ее полон редкой красоты и глубокого смысла. Сорокин обрамляет песню музыкой; начинает ее продолжительным вступлением и завершает отыгрышем. Он делает это не для внешнего эффекта. Вступление и эпилог ярче раскрывают содержание исполняемой песни, как бы договаривают за певца.
Ни одна другая гитара не обладает такой силой проникновения в человеческую душу, и этим она обязана таланту артиста. Сергей Сорокин родом из династии цыганских певцов Шишкиных. Несколько поколений в ней звучала под гитару цыганская песня. С детства слышал ее будущий артист. Еще не зная азбуки, он настраивал балалайку на гитарный строй, подыгрывал песням младшей сестры. Первым аккордам на гитаре научил Сорокина его дядя — Н. Дулькевич.
Вскоре юный музыкант начал выступать со своей старшей сестрой Елизаветой Сорокиной, артисткой театра Корша, и некогда популярной исполнительницей старинных и цыганских романсов Катюшей Сорокиной. Их концерты пользовались большим успехом в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе и других городах дореволюционной России.
Одаренный музыкант настойчиво стремился к совершенствованию. С ним делились мастерством непревзойденный пианист-аккомпаниатор М. Дулов, известный оперный певец А. М. Давыдов, арфист профессор Н. Амосов. В общении с виртуозными исполнителями оттачивал Сорокин искусство аккомпанемента. В ансамбле с голосом его гитара импровизирует, сопровождает каждого певца по-своему, восполняя то, что он не сумел выразить. Поэтому романс, исполненный под сорокинскую гитару, всегда — открытие.
Сорокин не только оригинальный аккомпаниатор, композитор, знаток цыганских песен и старинных романсов, но и певец. Он поет с темпераментом, точным ощущением стиля и выразительной фразировкой. Когда-то в Бессарабии Александра Пушкина взволновала «Малярка», пленительная драматическая песня о молодой цыганке, навсегда разлученной с любимым. Долго кочевала «Малярка» с цыганскими таборами. Сергей Сорокин услышал ее от популярной цыганской певицы Елены Шишкиной, и «Малярка» стала его любимой песней.
Артист обогатил ее собственными музыкальными находками и неразлучен с ней вот уже полвека. Никто не поет «Малярку» так, как Сергей Сорокин. Недавно в этом убедились миллионы слушателей у телевизионных экранов и запомнили «Малярку» как одну из жемчужин вокального искусства.
Под сорокинскую гитару исполняются лучшие цыганские песни, старинные романсы, произведения советских композиторов. Они входят в репертуар Сорокина-певца, а также вокалистов, выступающих в сопровождении Сорокина-музыканта. Вокальные произведения для исполнения под гитару он отбирает с большой взыскательностью, художественным вкусом и пониманием индивидуальности исполнителя. Заслуженная артистка РСФСР Таисия Кузнецова — солистка Ленинградского академического театра оперы и балета имени Кирова. С сольными концертами на эстраду ее привела гитара Сорокина.
— Выступать с этим музыкантом для меня праздник, — говорит она. — С чем сравнишь радость, когда гитара подхватывает голос и идет рядом, обогащая его вдохновенной импровизацией.
Творческое наслаждение сорокинская гитара доставляет не только профессиональным певцам, но и драматическим актерам. Двадцать лет поет под ее музыку цыганские песни и старинные романсы известный драматический актер Александр Борисов. Эта гитара помогает ему не просто петь, а играть исполняемую песню, насыщая ее выразительностью драматического искусства.
Гитара Сорокина стала желанной и на драматической сцене. Создатели первого советского театра — большого драматического в Петрограде — М. Горький, А. Блок, Н. Монахов, А. Лаврентьев взяли на вооружение и сорокинскую гитару. Она звучала в спектаклях «Дон-Карлос», «Заговор императрицы», «Бесприданница», «Доходное место», «Егор Булычов», «Слава» и многих других. Его гитару услышали и зрители старейшего русского театра, бывшего Александрийского. Здесь Сергей Александрович играл и учил петь цыганские песни три поколения исполнительниц роли Маши в спектакле «Живой труп» — народных артисток РСФСР Е. Тиме и О. Лебзак и артистку В. Вельяминову.
А когда главный режиссер академического театра имени Евг. Вахтангова народный артист СССР Рубен Симонов обратился к постановке толстовской пьесы, он, по его собственному признанию, не мыслил себе поставить «Живой труп» без участия сорокинской гитары. Она сопровождает почти весь спектакль, звучит на сцене и за сценой, с хором, в момент смерти Протасова, в финале.
И здесь благодаря Сорокину две молодые исполнительницы роли Маши овладели искусством проникновенного исполнения цыганской песни. Известная певица М. П. Максакова, увидев в роли Маши Людмилу Максакову, призналась:
— Я не подозревала, что моя дочь может так хорошо спеть!
Вахтанговская постановка «Живого трупа» с большим успехом была показана в Венеции и Афинах. В Италии, в стране, где гитара — самый популярный музыкальный инструмент и игрой на ней удивить трудно, пресса единодушно отметила виртуозное искусство Сергея Сорокина и созданный им музыкальный образ спектакля.
Вот уже много лет на эстраде и на драматической сцене Сергей Сорокин оберегает чистоту цыганской песни, своеобразие ее ритмов, мелодий и гармонии. Его творчество учит каждого, кто выходит с гитарой на эстраду и сцену, взыскательности, показывает, как окрыляет песню вдохновенный гитарный строй.
АМАЛИЯ КИРИЧЕНКО
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1966 г.
оставить комментарий