Звучит сорокинская гитара - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Звучит сорокинская гитара

Сергей Александрович СорокинС эстрады звучит много разных гитар. Играют на них и профессиональные музыканты и небрежно пощипывающие две-три струны модные парни в свитерах. Гитара, о которой мне хочется рассказать, не похожа на остальные.

На фото Сергей Александрович Сорокин

Кто хоть раз слышал, как играет на ней Сергей Александрович Сорокин, не забудет этого наслаждения. Я видела, как он бережно раскрывает футляр, выстланный внутри потускневшим от времени бархатом, разворачивает пеструю цыганскую шаль и достает из нее свою гитару. Ей около двухсот лет. Небольшая по объему, лаконичная по форме, темно-золотистого цвета, без аляповатых инкрустаций, ослепляющих даже сидящих в последнем ряду концертного зала, она неизменно покоряет самых взыскательных слушателей.

С ее звуками сливали свои голоса Федор Иванович Шаляпин, Александр Михайлович Давыдов. Под эту гитару исполнял старинные романсы корифей драматической сцены Владимир Николаевич Давыдов. Сорокинская гитара волновала Сергея Рахманинова, Александра Глазунова, Максима Горького, Леонида Андреева, Александра Куприна. Она раскрывала новые глубины в произведениях Пушкина, Лермонтова, Фета, Апполона Григорьева.

А как любил ее слушать Александр Блок! „Кто знает, может быть, эта гитара навеяла образы его поэзии! Ведь не зря под ее музыку Блок написал стихотво­рение «Стон души моей больной в звуках отражается...» и в знак признательности за доставленное наслаждение подарил его Сергею Александровичу.

В театральных гостиных на берегах Невы собирались актеры, писатели, музыканты, художники... И когда среди них появлялся Сергей Сорокин, его гитара зачаровывала всех. Словно волшебница, она трогает сердца, пробуждает дорогие воспоминания, вселяет нежность и страсть, заставляет грустить и радоваться. Его гитара то рыдает, то шквалом веселья неудержимо влечет в пляс.

У Сорокина своя манера игры: не отрывистая, а непрерывная, арпеджированная. На гитаре он играет, как на роя­ле или арфе. Инструмент удивительно благородного резонанса, его гитара не бренчит, а поет. Каждый звук ее полон редкой красоты и глубокого смысла. Сорокин обрамляет песню музыкой; начинает ее продолжительным вступлением и завершает отыгрышем. Он делает это не для внешнего эффекта. Вступление и эпилог ярче раскрывают содержание исполняемой песни, как бы договаривают за певца.

Ни одна другая гитара не обладает такой силой проникновения в человеческую душу, и этим она обязана таланту артиста. Сергей Сорокин родом из династии цыганских певцов Шишкиных. Несколько поколений в ней звучала под гитару цыганская песня. С детства слышал ее будущий артист. Еще не зная азбуки, он настраивал балалайку на гитарный строй, подыгрывал песням младшей се­стры. Первым аккордам на гитаре на­учил Сорокина его дядя — Н. Дулькевич.

Вскоре юный музыкант начал высту­пать со своей старшей сестрой Елизаветой Сорокиной, артисткой театра Корша, и некогда популярной исполнительницей старинных и цыганских романсов Катю­шей Сорокиной. Их концерты пользова­лись большим успехом в Петербурге, Москве, Харькове, Одессе и других горо­дах дореволюционной России.

Одаренный музыкант настойчиво стремился к совершенствованию. С ним делились мастерством непревзойденный пианист-аккомпаниатор М. Дулов, изве­стный оперный певец А. М. Давыдов, ар­фист профессор Н. Амосов. В общении с виртуозными исполнителями оттачи­вал Сорокин искусство аккомпанемента. В ансамбле с голосом его гитара импро­визирует, сопровождает каждого певца по-своему, восполняя то, что он не сумел выразить. Поэтому романс, исполненный под сорокинскую гитару, всегда — откры­тие.

Сорокин не только оригинальный ак­компаниатор, композитор, знаток цыганских песен и старинных романсов, но и певец. Он поет с темпераментом, точным ощущением стиля и выразительной фра­зировкой. Когда-то в Бессарабии Александра Пушкина взволновала «Малярка», пленительная драматическая песня о моло­дой цыганке, навсегда разлученной с лю­бимым. Долго кочевала «Малярка» с цы­ганскими таборами. Сергей Сорокин услышал ее от популярной цыганской певицы Елены Шишкиной, и «Малярка» стала его любимой песней.

Артист обогатил ее собственными музыкальными находками и неразлучен с ней вот уже полвека. Никто не поет «Малярку» так, как Сергей Сорокин. Недавно в этом убедились миллионы слушателей у телевизионных экранов и запомнили «Малярку» как одну из жем­чужин вокального искусства.

Под сорокинскую гитару исполняются лучшие цыганские песни, старинные ро­мансы, произведения советских компо­зиторов. Они входят в репертуар Соро­кина-певца, а также вокалистов, высту­пающих в сопровождении Сорокина-му­зыканта. Вокальные произведения для исполнения под гитару он отбирает с большой взыскательностью, художест­венным вкусом и пониманием индиви­дуальности исполнителя. Заслуженная артистка РСФСР Таисия Кузнецова — солистка Ленинградского академического театра оперы и ба­лета имени Кирова. С сольными концер­тами на эстраду ее привела гитара Соро­кина.

— Выступать с этим музыкантом для меня праздник, — говорит она. — С чем сравнишь радость, когда гитара подхва­тывает голос и идет рядом, обогащая его вдохновенной импровизацией.

Творческое наслаждение сорокинская гитара доставляет не только профессио­нальным певцам, но и драматическим актерам. Двадцать лет поет под ее му­зыку цыганские песни и старинные ро­мансы известный драматический актер Александр Борисов. Эта гитара помогает ему не просто петь, а играть исполняе­мую песню, насыщая ее выразительно­стью драматического искусства.

Гитара Сорокина стала желанной и на драматической сцене. Создатели первого советского театра — большого драматиче­ского в Петрограде — М. Горький, А. Блок, Н. Монахов, А. Лаврентьев взя­ли на вооружение и сорокинскую гита­ру. Она звучала в спектаклях «Дон-Карлос», «Заговор императрицы», «Беспри­данница», «Доходное место», «Егор Булычов», «Слава» и многих других. Его гитару услышали и зрители старейшего русского театра, бывшего Александрий­ского. Здесь Сергей Александрович играл и учил петь цыганские песни три поколе­ния исполнительниц роли Маши в спектакле «Живой труп» — народных арти­сток РСФСР Е. Тиме и О. Лебзак и артистку В. Вельяминову.

А когда главный режиссер академи­ческого театра имени Евг. Вахтангова народный артист СССР Рубен Симонов обратился к постановке толстовской пье­сы, он, по его собственному признанию, не мыслил себе поставить «Живой труп» без участия сорокинской гитары. Она сопровождает почти весь спектакль, зву­чит на сцене и за сценой, с хором, в мо­мент смерти Протасова, в финале.

И здесь благодаря Сорокину две молодые исполнительницы роли Маши овладели искусством проникновенного исполнения цыганской песни. Известная певица М. П. Максакова, увидев в роли Маши Людмилу Максакову, призналась:

— Я не подозревала, что моя дочь может так хорошо спеть!

Вахтанговская постановка «Живого трупа» с большим успехом была показа­на в Венеции и Афинах. В Италии, в стране, где гитара — самый популярный музыкальный инструмент и игрой на ней удивить трудно, пресса единодушно от­метила    виртуозное   искусство   Сергея Сорокина и созданный им музыкальный образ  спектакля.

Вот уже много лет на эстраде и на драматической сцене Сергей Сорокин оберегает чистоту цыганской песни, своеобразие ее ритмов, мелодий и гармонии. Его творчество учит каждого, кто выходит с гитарой на эстраду и сцену, взыскательности, показывает, как окры­ляет песню вдохновенный гитарный строй.
 

АМАЛИЯ КИРИЧЕНКО

Журнал Советский цирк. Сентябрь 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования