В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 13:49 | 9.12.2012

Альбина Зотова - русская красавица советского цирка, народная артистка России

Альбина Зотова

Альбина мечтала о цирке тайно. Отец  –  военный летчик, погиб в первые дни войны. Мама – медицинский работник, воспитывала дочь в строгости, и слышать не хотела о цирке. Школьница Альбина занималась хореографией, акробатикой, а потом ехала через всю Москву – в спортивное общество «Урожай» - в секцию верховой езды.

Окончила цирковое училище и в 1957 г. попала в номер «Па-де-труа на лошадях» под руководством Валентины Щетининой. Здесь ее заметил заслуженный артист РСФСР Борис Павлович Манжелли, пригласил в создававшуюся конно-балетную пантомиму «Бахчисарайская легенда» на роль Заремы. Вот где блестяще раскрылись дарования Зотовой! Она покоряла сердца зрителей не только техникой высочайшего класса, но и щедрым драматическим талантом. Ее Зарема, ослепительная красавица-грузинка, исполняла на стремительно летящей лошади свой печальный танец оскорбленной изменой страсти. В каждом ее головокружительном прыжке воплощались «порывы пламенных желаний», мольба об утраченной любви Гирея. За убийство соперницы Зарему сжигали – и это был первый в жизни Зотовой иллюзионный трюк.

После «Бахчисарайской легенды» казалось невозможным создать что-либо, достойное Заремы. Но, окрыленная любовью (Альбина вышла замуж), Зотова трудится неутомимо и, главное, вдохновенно. Так родилась еще одна вершина в жанре «Гротеск на лошади» –  номер «Буденовка». Теперь перед зрителями представала совсем другая – героико-романтичная Альбина, ни сколько не похожая на пылкую обитательницу гарема.

Впрочем, было и общее – рекордные по сложности и чистоте исполнения прыжки на галопирующей лошади. Она исполняла знаменитый, не покорившийся до нее ни одной женщине, прыжок с манежа на спину несущейся по кругу лошади – «курс». Три «курса» подряд, причем, последний прыжок – с четырехметровым знаменем в руках. Высшее достижение в старинном, как цирк, жанре, удивительные по высоте прыжки, когда казалось, что земное притяжение потеряло всякую власть над этой хрупкой девушкой. Ах, к сожалению, всемогущество артиста, даже большого мастера своего дела, не более чем красивые слова. Земное притяжение дождется-таки момента, когда можно наказать смельчака за дерзость пренебрежения законами тяготения – притянет, ударив и искалечив…

Неловкость униформиста и – серьезнейшая травма ноги, операция. Год доказывала себе и врачам, что сможет не только ходить без палочки, но и взлетать буденовкой.  Доказала.  Но… повторная травма той же ноги. На сей раз верный конь с коварной кличкой Бармалей не дождался своей повелительницы…

В гримировочную к закованной в гипс Зотовой пришла Зинаида Тарасова и предложила принять ее иллюзионный аттракцион. Не возраст, а тяжелая болезнь заставляли Зинаиду Александровну покинуть манеж, но не могла она уйти, не передав свое детище в надежные руки.

Из всеми признанного мастера Зотова превратилась в послушную ученицу, осваивающую азы нового для нее жанра (впрочем, по этому же пути прошла и теперешняя ее наставница – Зинаида Тарасова, отчасти потому и предложила она Зотовой аттракцион, претендентов на который было хоть отбавляй).

Кишинев, 1970 год.

«Заключительные гастроли иллюзионного ревю п/р засл. арт. РСФСР Зинаиды Тарасовой. Исполнитель – Альбина Зотова» –  так извещала афиша. В Кишиневе и Оренбурге они выходили вместе, Альбина исполняла трюки, чувствуя самую надежную поддержку. В Свердловск Зотова приехала уже без своей наставницы, ставшей для нее на всю жизнь настоящим другом, тем самым, что познается в беде.

Всем иллюзионистам снятся одинаковые по содержанию сны-кошмары: будто фокусник в манеже (или на сцене, что абсолютно не существенно), сидят зрители, и вдруг обнаруживается, что реквизит не заряжен…

Когда такие сновидения стали посещать Зотову все реже, она почувствовала, что аттракцион в настоящем его состоянии тесен ей, как платье с чужого плеча. Хотелось обрести лицо собственное, полнее проявить свою творческую индивидуальность, которая никогда не дает настоящему артисту успокоиться на достигнутом.

Счастлива женщина, когда рядом с ней муж – соратник, единомышленник, надежная опора. Анатолий Михайлович Ширман (сын одного из троих братьев-клоунов Ширманов, доброго, смешного в манеже и по- одесски остроумного в жизни человека) – тоже клоун. Он работал в аттракционе З.Тарасовой, разумеется, что теперь Ширман – активный участник иллюзионного действа А.Зотовой.

В 1974 г. А.Ширман в соавторстве с драматургом Виктором Гераскиным создает сценарий иллюзионного ревю «Озорные чудеса», в котором впервые соединены танцевально-хореографические миниатюры с комическими трюками и фокусами, в результате чего рождается большое иллюзионное шоу на основе русского фольклора.

Русская тема была подсказана жизнью: Зотова приехала на гастроли в г. Горький (Н. Новгород), где сам воздух был насыщен красотой народных промыслов. Городец, Семенов, Казаково – это золотая хохлома, сказочная филигрань, необыкновенная вышивка золотом по бархату… Гостиничный номер заполняют книги по народным промыслам, ювелирному искусству, русскому фольклору, изделия местных мастеров.

Все оформление нового аттракциона делали в г. Семенове, большую матрешку расписывал замечательный художник Иван Сорокин. Любая шкатулка – не просто ящик с секретом, а настоящее произведение искусства, хоть в музее выставляй. Гордость аттракциона – поистине сказочные костюмы, придуманные художницей Мариной Зайцевой, расшитые в Городце, знаменитом мастерицами-вышивальщицами парадных знамен.

Альбина Зотова выезжала на автомобиле, а затем из той же «Волги» появлялись на манеже все ее ассистенты и ассистентки. И начиналась веселая круговерть (хореограф – Ромас Рибаковас, педагог-балетмейстер Лариса Чумаченко). Скатерть-самобранка украшала пустой стол всякими яствами, разложенными в хохломскую посуду. В расписном грибе исчезали ассистенты и появлялся клоун. Маленькие куколки Ванька-Манька в ящике превращались в танцоров; наказанный за шалость клоун становился маленьким, но, напившись молока в огромной бутылке, вырастал до своих обычных размеров. Пожалуй, фирменным знаком Зотовой стал волшебный самовар.

В 1980 г. А.Зотова была награждена медалью «За трудовое отличие».

«Озорные чудеса» пользовались все большим успехом у зрителей и прессы. Предстояла гастрольная поездка во Францию с коллективом «Цирк на льду». Для формирования программы аттракцион Зотовой прибыл в Кривой Рог. Поначалу «Чудесам» поверх льда настилали пол – получалось громоздко и не слишком-то красиво. Зотова решает попробовать обойтись без пола, хотя на коньках каталась лишь в детстве во дворе. Времени на обучение практически не было и, падая в очередной раз, Альбина кричала в сердцах: «Лед, я не люблю тебя!» Но не в ее правилах было останавливаться на полпути, и в Париже избалованная публика рукоплескала Зотовой, проводившей всю работу на коньках.

Когда коньки стали продолжением ноги у Альбины и ее партнеров, аттракцион приобрел новое замечательное качество – необычайную динамику, возможную только на льду. Однако не случайно до Зотовой иллюзионисты не рисковали становиться на коньки, ведь любое неловкое движение исполнителя грозит разоблачением секрета фокуса. К тому же, лед исключает малейшую возможность использования люков и прочих секретных приспособлений, таящихся в специальном полу.

Впрочем, они и не нужны Зотовой.

… Из полыхающей огнем чаши появляется русская красавица в сверкающем убранстве и инспектор манежа объявляет: «Альбина Зотова!»

Зная биографию Зотовой, невольно задаешься вопросом – неужели эта юная, по-девичьи стройная и грациозная женщина – та самая Альбина? Может, дочь ее? Нет, вот она, Альбина-младшая, в ярком народном костюме входит в большую матрешку, улыбается нам из прорези, сделанной для лица. Убирается середина матрешки, а голова все так же задорно улыбается. Хотя туловища нет, но зато ножки притопывают в такт к музыке. Закрывается середина матрешки, и две Альбины раскланиваются под аплодисменты публики.

На маленьком изящном столике – «пасхальное яйцо Фаберже». Зотова снимает верхнюю часть «яйца», льет туда воду, на миг закрывает – достает два серебряных платка и голубя. Сажает голубя в клеточку из прозрачного оргстекла, накрывает платком – голубя здесь нет, он «перелетел» в другую такую же клеточку.

Вот знаменитый самовар, в который Зотова заливает ведрами воду, потом поит горячим чаем зрителей, а затем из самовара появляется целый ансамбль, исполняющий русскую кадриль.

Вносят замечательный по красоте ларец, из него Зотова достает множество расписных шалей – ларец пуст. Прикрыла крышку  - вынула троих белых кроликов, снова продемонстрировала, что в ларце ничего нет – и вынула еще одного кролика, да такого большого, что это целый кролище.

Избушка на курьих ножках. Все дверцы, ставеньки открыли – видно, что там никто не живет. Ан нет – крышу сняли, в избушке   –  девушка (на съемках «Новогоднего аттракциона» в избушке «нашли» Филиппа Киркорова – это с его-то ростом, да еще на коньках!).

Вывезли пустую клетку. Накрыли ее покрывалом, открыли – там две танцовщицы; эти девушки вышли, влезла в клетку девушка из домика (на ней приметный костюм «курочки»), снова закрыли-открыли, в клетке «курочки» нет, зато еще две танцовщицы и, к особой радости детворы, любимый герой русских сказок  Иванушка-дурачок.

Из малахитового ларца появилась девушка-ящерка – исчезла, как греза. Очарованный ее акробатическим танцем Иванушка готов искать ее даже на дне ларца. Ларец с Иванушкой поднимают под купол, передняя стенка открывается, и мы видим, что там – девушка, которая держит в руках куклу: Иванушка превратился в куклу! Не беда. Волшебница велит принести котел с молоком. Движение руки – и под котлом вспыхивает огонь, молоко кипит, волшебница опускает туда кукольного Иванушку – и из клубов пара поднимается, если не помолодевший, то уж поумневший наверняка Иванушка.

И вот финал. Прекрасный вальс в исполнении всего ансамбля под аккомпанемент фонтанирующего разноцветными струями воды рояля.

С первой минуты до финального аккорда длится настоящая феерия красоты. Ты словно попадаешь в особый мир, где чудеса и превращения так естественны, что не хочется искать их подоплеку. Да и стоит ли трудиться зря, если даже фокусники-профессионалы признают, что такие трюки, как «Волшебная чаша», из которой появляется Зотова, или «Котел», преображающий Иванушку, – авторские трюки, а не из мировых иллюзионных каталогов.

Работа над ледовым аттракционом «Жемчужина России» (сценарий А. Ширмана) продолжается. Готовятся к выпуску новые авторские трюки. Органично вошли в ткань действа фрагменты танцев и номера, которыми перемежаются иллюзионные трюки. Необычайно эффектна, красива, артистична обретшая и в новом для себя жанре самое достойное место – народная артистка России Альбина Зотова.

Людмила Дикуль. 1995 г.
По заказу редакции энциклопедии для детей и родителей «Мир цирка».

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100