В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Художник большого сердца  Пикассо

  

Когда произносят слово «Пикассо», перед глазами встает сложным мир раздумий, мир страсти, трагедии, гротеска, уродства, красоты. Его искусство, находящееся в неустанных поисках нового, можно сравнить с обнаженным нервом, незамедлительно реагирующим на малейшие из­менения окружающей среды. Пикассо постоянно обращается к мучи­тельным вопросам бытия. Он чувствует свою большую ответственность художника.

... Над городами Испании — фашистские бомбардировщики. Пикассо с теми, кто отстаивает свободу. Его панно «Герника» мир воспринимает как обвинительный акт империалистической чуме. Ночь оккупации над Францией. Пикассо сближается с коммунистами. В 1944 году он всту­пает в Коммунистическую партию Франции. После войны он — воин мира. Пикассо принимает активное участие в великой борьбе за счастье и спокойствие людей...

На его полотнах возникают кошмарные видения слепой бесчеловеч­ности кровопролития. Ощущение трагического хаоса жизни, порождае­мое капиталистической действительностью, словно «взрывает» пред­метный мир в его произведениях, входит и в их образный строй. Но че­ловеческое не исчезает в этом мире кошмарных диссонансов. В глубо­кой драматичности противопоставления слепых сил природы и чувств человека, боли его душа находит Пикассо гуманистический пафос сво­его искусства.

Уже в своих ранних произведениях он, обращаясь к философским вопросам бытия, глубоко симпатизирует людям «униженным и оскорб­ленным». Жизнь простого Парижа, ее грустные радости, нищие и, нако­нец, нелегкий быт бродячих «комедиантов» — привлекают его внимание.

... В маленьком бистро, за столиком, на котором стоят две пустые рюмки, сидят, тесно прижавшись, мужчина и женщина — «Два акроба­та». Их лица — словно маски безнадежного страдания. Люди рядом, но в то же время они далеки, их связывает общность одиночества и враж­дебное равнодушие окружающего мира, которое догнало из их глаз все, кроме чувства безысходной обреченности.

Но Пикассо увидел и своеобразную красоту этих людей.

...Словно гибкая тростинка, взметнулась стройная фигурка девушки, балансирующей на шаре («Девочка на шаре»). Хрупкая неуверенность ее легкой фигурки контрастирует с грузной, неповоротливой силой могучего тела сидящего мужчины. Этот контраст создает особую остроту, которая вносит в изображенную сцену отдыха акробатов элемент своеобразного обобщения, придающего конкретному эпизоду ощущение раздумья о
сложной и противоречивой жизни, отмеченной диссонансами, измене­ниями, беспокойством...

Вот уже более полувека искусство Пикассо приковывает к себе внимание людей самых различных интересов и вкусов. По-разному отно­сятся к нему: отрицают, принимают, видят противоречия. Это законо­мерно. Его произведения характеризуются полемичностью и постоянной страстью к эксперименту. У Пикассо много спорного, много и непонят­ного. Однако опоры, ведущиеся вокруг Пикассо, ярко свидетельствуют и наглядно показывают значительность его творчества, ставшего одним из примечательных явлений мировой художественной культуры XX века.

 

И. М.

Журнал "Советский цирк" Апрель.1960 г.

 

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100