О чаше цирка
Цирком в Риме первоначально называли замкнутую кривую, не обязательно круг. Цирк — это фигура без углов.
Знаменитый римский цирк лежал между Палатином и Авентином в Риме. Состязания первоначально устраивались после жатвы — в сентябре. То, что мы теперь называем ареной,— первоначально было стерней. Арена главного цирка Рима в длину имела 590 метров, в ширину —80 метров. Тесно сидящие зрители занимали при Августе 150 тысяч мест, а позднее, после перестройки,— 200 тысяч мест.
То, что происходило в цирке, носило характер серьезный и кровавый. Разбивались колесницы, задевая за меты. Возницы были обмотаны ремнями, стягивающими туники, носили ножи у пояса, чтобы обрезать вожжи, если упряжка разбитой колесницы повлечет ее по арене. Конные состязания были кровавы.
В трагедии римлянина Сенеки «Федра» есть кровавое описание гибели Ипполита, разбившегося во время управления колесницей;
Окрововляя землю, голова
Со стуком разбивается о скалы.
Клочки волос повисли на кустах...
Трепещут умирающие члены.
Но, наконец, на обгорелый ствол
Наткнулся он, проникло острие
Под самый пах, и стала колесница
С хозяином, внезапно пригвожденным...
Люций Анней Сенека. Трагедии в переводе Сергея Соловьева. Изд. АН СССР, М.-Л., стр. 149
На этих словах кровавое описание гибели возницы Ипполита не прерывается. Картина катастрофы дана с жестокими подробностями, я бы сказал, с подробностями старого газетного отчета.
То, что происходило на долине, впоследствии в цирке, то, что видели люди, сидящие на каменных и деревянных скамейках, заменивших склоны холма, было происшествием реальным, хотя и организованным.
Гибли пленники, сражающиеся друг с другом; гладиаторы сражались на смерть. Звери уничтожали людей. Корабли сражались — тонули матросы.
Может быть, в подоснове, в подпочве циркового представления лежало человеческое жертвоприношение, обращенное а зрелище.
Цирк был основным зрелищем языческого Рима и христианского Константинополя. Цирковые партии, как бы мы теперь сказали — болельщики разных команд, выражали интересы разных кварталов, различных групп населения. Болельщики, называющие себя зелеными, синими, были основными партиями города; они решали, или пытались решать, политические или церковные (а это были тоже политические) вопросы.
Имена возничих и коней были знамениты.
Самой прославленной всегда считалась левая пристяжная, потому что она могла при-вести колесницу к гибельному столкновению с метой—камнем, ограждающим повороты, а чем ближе к мете, тем короче бег колесницы.
Цирк был местом преодоления реальной опасности.
И в сегодняшнем цирке силач подымает настоящую тяжесть, укротитель по-настоящему вкладывает свою голову в пасть часто престарелого, но все еще зубастого льва.
Через реальную пропасть летит к качающейся трапеции гимнаст.
Торжество над страхом, над невозможностью, уже лишенной смертельного исхода,— это основа цирка, его отличие от театра.
Цирк отличается от театра своей всамделишностыо, своей небытовой реальностью. Это особый род представления.
С. М. Эйзенштейн рассказывал мне, может быть что-нибудь преувеличивая, что у древних мексиканцев как религиозно-цирковое зрелище осуществлялись полеты над толпой на планерах и в полете принимали участие первые пилоты — акробаты.
Что такое были древние акробаты, сколько их было в Китае, рассказывает, может быть и не точно, Марко Поло, венецианец, путешественник XIII века по дальнему, до него неизвестному миру.
Он рассказывал, как Кублай (Хубилай), монгольский владыка Китая, изгнал фокусников из своей страны. Их было так много, так хорошо владели фокусники и акробаты оружием, что, перейдя через многие горы и пустыни, они завоевали дальние страны.
Реальная работа, требующая напряжения, связанная с конем и оружием, со смертельной опасностью, лежит в основе так называемого, циркового представления разных народов. Но одновременно тот цирк, который мы знаем, имеет и разговорную часть и этим через пантомиму связан с театром. Однако происхождение циркового представления несколько иное, чем представления театрального.
Римские зрители любили посещать театр, но, говорят, часто покидали театр для того, чтобы посмотреть на канатных плясунои.
В Риме очень рано появились, так называемые, ателланы — своеобразные «комедии масок», в которых принимали участие определенные, раз навсегда закрепленные персонажи. Ателланы сменились мимами. Представления мимов были первыми зрелищами, в которых, как исполнители, принимали участие женщины. Мы имеем в виду, конечно, профессиональное исполнительство.
Мимы были настолько популярны в Риме, что говорят, будто ИХ славе завидовали даже императоры.
Вероятно, в XVIII веке н. э. изменилась цирковая арена.
Цирк, как круг определенного диаметра, посыпанный опилками, появился в Париже.
Париж — родина золотого донышка цирковой чаши.
Новый цирк тоже традиционен; цирк, как чаша на золоченом дне, хранит бисер, хранит на арене древние увлечения человечества!
То, что мы называем клоунадой, моложе и связано с ателланами и мимами через итальянскую комедию масок.
Здесь закрепились Пьеро, его соперник Арлекин и Коломбина.
Представления цирка всегда эксцентричны, но эксцентрика выводит из круга обычного реальные человеческие отношения, взятые в схеме. В круг арены цирка вписался традиционный любовный, треугольник.
Я не пытаюсь написать очерк, хотя бы и краткий, по истории цирка, но хочу напомнить, что если не с цирковой арены, то с подмостков варьете ушел в мир, изменив месту' своей прогулки, клоун.
Клоун надел платье, купленное у старьевщика, оно ему не по плечу: приходится покупать, применяясь к цене, а не к своему росту. Бедняк, одетый в обноски, стал героем. Цирк не удержал его на своей арене.
Осторожный, запуганный бедняк в котелке, с тросточкой в руках вышел на американские улицы, начал жить в американских трущобах, стал испытывать у конвейера американских заводов длительные, непрерывные мучения.
В «Новых временах» клоун проходит сквозь вальцы прокатных станов: его часы сплющиваются, а он сам остается живым для новых мучений.
Если даже он случайно получает автомобиль, то ему приходится на автомобиле скитаться по улицам, подбирая окурки.
Улицы подстерегают его открытыми трапами и грозными, неумолимыми полицейскими.
Для бедняка нет экзотики: увидав слонов, он мечтает подобрать их помет для заработка.
Реальность эксцентрики подтверждается реальностью всех аксессуаров, впервые становящихся предметом искусства.
Рожденный цирком, поднявшийся со дна арены, Чарли Чаплин рассказывает о величайшем горе и величайших унижениях.
Он говорит улыбкой, потому что клоун стал молчаливым, как немое кино.
Цирк за несколько десятилетий через экран захватил внимание мира, выразив реальное положение простого человека.
Есть у Чарли Чаплина лента «Огни рампы». Эксцентрик пережил свою славу, от нее осталось только цирковое традиционное, обитальяненное имя Кальверо. Кальверо спас от самоубийства молодую парализованную женщину Терри. Чудом любви и сострадания он вернул ей возможность двигаться. У Кальверо нет денег, и он хочет продать скрипку. Деньги дает ему старый друг по выступлениям. Растерянный Кальверо хочет пожать своему единственному, случайно встреченному другу руку, но этот друг живет только тем, что делает все ногами: он безрукий циркач.
Трагическая реальность все время обновляет цирковую условность и условность мелодрамы.
У Пьеро — Кальверо есть соперник Арлекин — молодой композитор Невиль. Балерина Терри, она же Коломбина, любит Чаплина, или верит, что она его любит: он добр, вдохновен и жестами может изобразить, как будто весь мир добр.
Пьеро не верит в любовь, хотя любовь вернула ему и Коломбине жизнь и вдохновенье.
Пьяный Кальверо слышит любовный разговор между Невилем и Терри. Во время диалога все передается на лице случайно слушающего клоуна; мимика как будто заторможена опьянением.
Пьеро слышит старое треньканье любовного треугольника, он знает эту пантомиму уже тысячу лет...
Но искусство арены и варьете обращено в лучших своих выражениях к простым людям, оно говорит о простом и реальном.
Кальверо выступает в новой программе, имеет успех в тех номерах, в которых он проваливался. Горе служит ему опорой для смеха. Он подсчитывает длительность аплодисментов, идет от трюка к трюку, пробивает барабан и ломает себе позвоночник и разбивает сердце. Аплодисменты нарастают. Циркач торжествует, но идти он уже не может, его а барабане выносят на подмостки слуги сцены. Кальверо считает минуты триумфа. Происходит то торжество, которое в древнем цирке получило название «помпа».
Терри танцует, исполняя роль Коломбины, Кальверо смотрит на нее умирая.
То, что для малого художника только номер и номер традиционный, для большого мастера — искусство, просветляющее, жизнь.
Комедия трагически просветляется оптимизмом.
Трудно связать номера программы цирка.
Как сплести цирк, основанный на преодолении тяжести и страха, с цирком, так сказать, театральным?
Постараемся дать связи реально, а не просто подровнять опилки арены граблями.
Только что мы показали, что сам Чаплин — Кальверо акробат и трюки его могут быть смертельно опасными, и он, торжествуя, преодолевает страх.
Он убивает страх во имя любви, производя не человеческое жертвоприношение, а жертвоприношение во имя человечности. И это еще не вершина цирка.
На мягком золоте арены цветет советский цирк. По слабо натянутой проволоке ходит человек, на которого удивлялся Чарли Чаплин: рассеянно радостный, спокойный Олег Попов.
Простой человек, не становясь смешным или жалким, стал героем цирка.
Советский клоун, и не один только Олег Попов, смешит, не унижая себя. Народы мира удивляются и бросают к его ногам цветы.
Чаша цирка наполнена новым напитком. Золотое дно арены блестит по-новому, не омраченное состраданием и насмешкой.
Журнал «Советский цирк» декабрь.1960 г