В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Много есть у нас друзей  

 

  Турин. Выступают артисты Волжанские

В конце прошлого года большая группа артистов советско­го цирка отправилась в длительное гастрольное турне на берега Адриатики, по Италии... Эту поездку, в которой посчастливилось участвовать и мне вме­сте с семьей, нельзя иначе назвать как поездкой незабываемой. В самом деле. Более ста дней находились мы на родине Гарибальди, побывали в десятках итальянских городов и селений, Рим, Турин, Бо­лонья, Милан. Каждый из этих городов, несмотря на рекламный блеск современной капиталистической «цивилизации», сохранил бла­городные черты подлинно высокой культуры эпохи Возрождения. И каждый из нас, прогуливаясь в свободное от выступлений время по улицам Венеции или Неаполя, осматривая памятники и достопри­мечательности Равенны или острова Капри, ощущал высокое чувство гордости за великий итальянский народ, давший миру Данте, Лео­нардо да Винчи, Микельанджело, Гольдони и многих других корифеев науки, искусства и литературы.

Но самое незабываемое впечатление произвели на нас простые люди Италии — каменщики и музыканты, металлисты и адвокаты, студенты и живописцы. Представители различных профессий, спе­циальностей, вероисповеданий после выступлений советских арти­стов буквально осаждали помещения цирков, театров, концертных лалов, дарили нам цветы, сувениры, приглашали в гости, просили на память автографы, присылали приветственные письма и теле­граммы.

В них открыто выражалась горячая симпатия и глубокий интерес итальянских людей к нашей советской стране, к ее представителям и стремление узнать как можно больше о Советском Союзе, о нашей Москве.

Заботливое внимание к нам, светским людям, мы встречали поч­ти на каждом шагу. Однажды в Милане к нам в цирк часа за два до представления пришла делегация рабочих автомобильного завода. Это была радостная и трогательная встреча. Среди членов делега­ции оказалось несколько участников VI Всемирного фестиваля мо­лодежи в Москве. Они вспоминали свои московские встречи, рас­сказывали о русских друзьях, с которыми ведут переписку, расспра­шивали о московских новостях и, что особенно трогательно, с огром­ным удовольствием по-русски произносили названия улиц и площа­дей Москвы. В память об этой волнующей встрече мы подарили на­шим друзьям итальянцам памятные значки с изображением Крем­ля, а они  нам преподнесли  в  подарок модель  автомобиля.

В Бергамо мы побывали на городском кладбище и возложили на могилу знаменитого итальянского жонглера Энрико Растелли цветы и непременные атрибуты его номера — кольцо и палочку.

Жизнь этого итальянского артиста примечательна и может слу­жить примером для цирковой молодежи. Растелли вырос, учился и достиг вершин профессионального мастерства в России. Он был тpyдолюбив и неутомим. Об этом нам рассказала присутствовавшая на кладбище жена  артиста,  в  прошлом  цирковая   наездница.   

Ее   рассказ дополнил и  наш режиссер — заслуженный артист  РСФСР Александр Борисович  Буше.

В 1920 году в Харькове Александр Борисович присутствовал на свадьбе Растелли. И вот в самую торжественную минуту, когда го­сти должны были поздравлять новобрачных, вдруг обнаружилось — исчез жених. После длительных розысков Энрико нашли в цирке. Он репетировал. Таков был этот человек, до самозабвения преданный своему любимому делу.

Итальянцы высоко расценили знаки внимания, которые мы ока­зывали их великим предкам. В городе Равенне наша делегация посе­тила могилу Данте Алигьери и возложила венок с надписью «Вели­кому сыну итальянского народа от советских артистов». Этот ве­нок и надпись, как мы узнали позже, жители Равенны теперь экспо­нируют в городском музее.

Запомнилась нам встреча с группой рабочих в Турине, просивших передать самый горячий дружеский привет рабочим  Первого Мос­ковского завода «Шарикоподшипник».

— Это наши коллеги по совместной работе, — ответил по-русски пожилой итальянец, когда мы заинтересовались, почему же имен­но рабочим этого завода.

Оказывается, в группе рабочих, пришедших к нам в гости, более половины в содружестве с нашими советскими рабочими строили Московский «Шарикоподшипник». И сейчас их, естественно, инте­ресовала дальнейшая судьба завода, его люди. На все вопросы итальянских друзей Мы постарались дать самые обстоятельные от­веты.

Следует сказать, что встречи с рабочими делегациями промыш­ленных предприятий Италии проходили не всегда в такой свободной и непринужденной обстановке. Рабочим некоторых предприятий запрещалась под угрозой увольнения посещать представления «коммунистического цирка». Такой приказ, например, издала администрация   автомобильного   завода   компании   «Фиат»  в   Турине.

После такого приказа мало кто пойдет смотреть цирковое представление. Но в теплых дружеских чувствах рабочих этого за­вода мы убедились, когда приехали на завод как экскурсанты. Ког­да наши автобусы проезжали по огромным цехам «Фиата» (из ав­тобуса нам выходить не разрешили), рабочие украдкой, каждый по-своему — кто улыбкой, кто приветственным жестом, кто востор­женным взглядом или коротким возгласом восхищения — выражали свои симпатии.  

В Турине у нас было много интересных запоминающихся встреч. Но самая памятная — это встреча с детьми, с маленькими гражда­нами Турина, для которых мы устроили бесплатное представление. В огромном зале «Экспозицион Турин», предназначенном для вы­ставки автомашин, в один из воскресных дней собралось более 20 тысяч итальянских мальчиков и девочек, чтобы посмотреть нашу программу.

В этой статье нет необходимости описывать все представление и активный прием юными зрителями каждого нашего номера. Итальян­цы, как и все южане, экспансивный народ. Особенно дети. Но что творилось после представления, после того как Владимир Дуров выпустил под купол цирка триста белоснежных голубей, после то­го как в огромном помещении зазвучали гимны Италии и СССР, — описать трудно. Детвора устремилась на манеж. Каждому мальчи­ку, каждой девочке хотелось на память поцеловать кого-либо из советских артистов. В зале слышались голоса взрослых итальянцев.

— Синьоры и синьориты. Поцелуйте на добрую память моего бамбино.

В такой просьба невозможно было отказать. Но так как практиче­ски выполнить это нелегко — нас 50 человек, а зрителей около 20 тысяч, — воспитатели   приняли   такой   решение;   они   разделили   детей на группы, и дело пошло организованнее. Мы дарили детям суве­ниры, автографы. Взаимным объятиям и поцелуям не было предела. До  позднего  вечера   продолжалась   эта   трогательная   встреча.

Поездка в Италию была богата впечатлениями. Где бы мы ни находились, наш коллектив всегда был в центре внимания итальян­ской общественности, печати, радио. Кроме публикации обширных рецензий, фоторепортажей и других материалов газеты устраивали выставки советской литературы. Так газета «Унита» — орган Комму­нистической партии Италии — устроила в Риме специальную выставку марксистско-ленинской литературы напротив здания цирка, где мы давали представления. Успех выставки был велик. Итальянцы прихо­дили сюда в красных шапочках, надев красные галстуки, подчеркивая свои дружеские чувства к СССР. Большими группами люди соби­рались около фотостендов, рассказывающих об успехах Советского Союза в строительстве коммунизма. Особенным успехом у посети­телей выставки пользовался макет третьего советского искусствен­ного  спутника   Земли.

Известный артист итальянского цирка Тони приветствует советских артистов

Во время гастролей в Италии нам посчастливилось встретиться с коллегами по профессии из Франции, Федеративной Республики Германии, а также с Тони, владельцем трех итальянских цирков, и его братом, известным укротителем тигров. Братья Тони встретили нас очень радушно. Больше всего итальянские артисты говорили о своем желании побывать в Москве и показать свое искусство со­ветским людям.

        Мы   готовы   работать   в   Москве   бесплатно,   только   бы   обеспечили   нам   питание   и   проезд, — сказали   нам   артисты,   участники   ат­тракциона  «Мексиканский  полет»   в   цирке Тони, — Очень  уж   хочется повидать Москву.

Сам   Тони   также   стремится   побывать   в   СССР.

        Соберу самую лучшую труппу  и добьюсь  поездки  в  вашу замечательную страну, — заявил  он.

Интересная встреча произошла у нас в Модене с Жаком Нико­ле— известным французским цирковым артистом. В 1958 году, находясь в нашей столице, Жак Николе заснял фильм о Москве. Что же снимал он? На кадрах его любительского фильма запечатле­ны Кремль, Красная площадь, новостройки столицы, выступления артистов  советского   цирка.

        Приехав   во   Францию,   я   отпечатал   одиннадцать   копий, — рассказывает Николе. — Из   них   сейчас   осталась   одна.   Остальные   пода­рил   друзьям   по профессии — американцам,     шведам,    англичанам. Сейчас мой любительский фильм о вашем замечательном городе путешествует по всем странам мира.

Пальмиро Тольятти на представлении

Теплые встречи состоялись у нас с артистами цирка Кроне (ФРГ), который одновременно с нами гастролировал по Италии, Каждый из нас мог убедиться, как много самых искренних друзей у совет­ских людей, насколько потеплела международная обстановка и как велико стремление простых людей всего мира к дружбе, миру, про­грессу.

Нам говорили, что за время гастролей советского цирка на мно­го тысяч человек увеличилось число членов Общества культурной связи Италия — СССР. Также увеличилось число итальянцев, изучаю­щих  русский  язык.

В заключение хочется сказать о том, что читающему эти строки может быть не все покажется новым: ведь постоянно растущий авто­ритет нашей Родины известен всему миру. Но человек ощутивший теплю братского рукопожатия иностранца, встречающий открытую улыбку и восторженные приветствия тысяч дружественно настроен­ных к нам итальянцев, французов, немцев, но может не испытывать высокого и святого чувства гордости за свою великую Родину, ко­торую он представляет  за рубежом.

 

В. ВОЛЖАНСКИИ,

заслуженный   артист РСФСР

Журнал "Советский цирк" Апрель.1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100