Много есть у нас друзей
Турин. Выступают артисты Волжанские
В конце прошлого года большая группа артистов советского цирка отправилась в длительное гастрольное турне на берега Адриатики, по Италии... Эту поездку, в которой посчастливилось участвовать и мне вместе с семьей, нельзя иначе назвать как поездкой незабываемой. В самом деле. Более ста дней находились мы на родине Гарибальди, побывали в десятках итальянских городов и селений, Рим, Турин, Болонья, Милан. Каждый из этих городов, несмотря на рекламный блеск современной капиталистической «цивилизации», сохранил благородные черты подлинно высокой культуры эпохи Возрождения. И каждый из нас, прогуливаясь в свободное от выступлений время по улицам Венеции или Неаполя, осматривая памятники и достопримечательности Равенны или острова Капри, ощущал высокое чувство гордости за великий итальянский народ, давший миру Данте, Леонардо да Винчи, Микельанджело, Гольдони и многих других корифеев науки, искусства и литературы.
Но самое незабываемое впечатление произвели на нас простые люди Италии — каменщики и музыканты, металлисты и адвокаты, студенты и живописцы. Представители различных профессий, специальностей, вероисповеданий после выступлений советских артистов буквально осаждали помещения цирков, театров, концертных лалов, дарили нам цветы, сувениры, приглашали в гости, просили на память автографы, присылали приветственные письма и телеграммы.
В них открыто выражалась горячая симпатия и глубокий интерес итальянских людей к нашей советской стране, к ее представителям и стремление узнать как можно больше о Советском Союзе, о нашей Москве.
Заботливое внимание к нам, светским людям, мы встречали почти на каждом шагу. Однажды в Милане к нам в цирк часа за два до представления пришла делегация рабочих автомобильного завода. Это была радостная и трогательная встреча. Среди членов делегации оказалось несколько участников VI Всемирного фестиваля молодежи в Москве. Они вспоминали свои московские встречи, рассказывали о русских друзьях, с которыми ведут переписку, расспрашивали о московских новостях и, что особенно трогательно, с огромным удовольствием по-русски произносили названия улиц и площадей Москвы. В память об этой волнующей встрече мы подарили нашим друзьям итальянцам памятные значки с изображением Кремля, а они нам преподнесли в подарок модель автомобиля.
В Бергамо мы побывали на городском кладбище и возложили на могилу знаменитого итальянского жонглера Энрико Растелли цветы и непременные атрибуты его номера — кольцо и палочку.
Жизнь этого итальянского артиста примечательна и может служить примером для цирковой молодежи. Растелли вырос, учился и достиг вершин профессионального мастерства в России. Он был тpyдолюбив и неутомим. Об этом нам рассказала присутствовавшая на кладбище жена артиста, в прошлом цирковая наездница.
Ее рассказ дополнил и наш режиссер — заслуженный артист РСФСР Александр Борисович Буше.
В 1920 году в Харькове Александр Борисович присутствовал на свадьбе Растелли. И вот в самую торжественную минуту, когда гости должны были поздравлять новобрачных, вдруг обнаружилось — исчез жених. После длительных розысков Энрико нашли в цирке. Он репетировал. Таков был этот человек, до самозабвения преданный своему любимому делу.
Итальянцы высоко расценили знаки внимания, которые мы оказывали их великим предкам. В городе Равенне наша делегация посетила могилу Данте Алигьери и возложила венок с надписью «Великому сыну итальянского народа от советских артистов». Этот венок и надпись, как мы узнали позже, жители Равенны теперь экспонируют в городском музее.
Запомнилась нам встреча с группой рабочих в Турине, просивших передать самый горячий дружеский привет рабочим Первого Московского завода «Шарикоподшипник».
— Это наши коллеги по совместной работе, — ответил по-русски пожилой итальянец, когда мы заинтересовались, почему же именно рабочим этого завода.
Оказывается, в группе рабочих, пришедших к нам в гости, более половины в содружестве с нашими советскими рабочими строили Московский «Шарикоподшипник». И сейчас их, естественно, интересовала дальнейшая судьба завода, его люди. На все вопросы итальянских друзей Мы постарались дать самые обстоятельные ответы.
Следует сказать, что встречи с рабочими делегациями промышленных предприятий Италии проходили не всегда в такой свободной и непринужденной обстановке. Рабочим некоторых предприятий запрещалась под угрозой увольнения посещать представления «коммунистического цирка». Такой приказ, например, издала администрация автомобильного завода компании «Фиат» в Турине.
После такого приказа мало кто пойдет смотреть цирковое представление. Но в теплых дружеских чувствах рабочих этого завода мы убедились, когда приехали на завод как экскурсанты. Когда наши автобусы проезжали по огромным цехам «Фиата» (из автобуса нам выходить не разрешили), рабочие украдкой, каждый по-своему — кто улыбкой, кто приветственным жестом, кто восторженным взглядом или коротким возгласом восхищения — выражали свои симпатии.
В Турине у нас было много интересных запоминающихся встреч. Но самая памятная — это встреча с детьми, с маленькими гражданами Турина, для которых мы устроили бесплатное представление. В огромном зале «Экспозицион Турин», предназначенном для выставки автомашин, в один из воскресных дней собралось более 20 тысяч итальянских мальчиков и девочек, чтобы посмотреть нашу программу.
В этой статье нет необходимости описывать все представление и активный прием юными зрителями каждого нашего номера. Итальянцы, как и все южане, экспансивный народ. Особенно дети. Но что творилось после представления, после того как Владимир Дуров выпустил под купол цирка триста белоснежных голубей, после того как в огромном помещении зазвучали гимны Италии и СССР, — описать трудно. Детвора устремилась на манеж. Каждому мальчику, каждой девочке хотелось на память поцеловать кого-либо из советских артистов. В зале слышались голоса взрослых итальянцев.
— Синьоры и синьориты. Поцелуйте на добрую память моего бамбино.
В такой просьба невозможно было отказать. Но так как практически выполнить это нелегко — нас 50 человек, а зрителей около 20 тысяч, — воспитатели приняли такой решение; они разделили детей на группы, и дело пошло организованнее. Мы дарили детям сувениры, автографы. Взаимным объятиям и поцелуям не было предела. До позднего вечера продолжалась эта трогательная встреча.
Поездка в Италию была богата впечатлениями. Где бы мы ни находились, наш коллектив всегда был в центре внимания итальянской общественности, печати, радио. Кроме публикации обширных рецензий, фоторепортажей и других материалов газеты устраивали выставки советской литературы. Так газета «Унита» — орган Коммунистической партии Италии — устроила в Риме специальную выставку марксистско-ленинской литературы напротив здания цирка, где мы давали представления. Успех выставки был велик. Итальянцы приходили сюда в красных шапочках, надев красные галстуки, подчеркивая свои дружеские чувства к СССР. Большими группами люди собирались около фотостендов, рассказывающих об успехах Советского Союза в строительстве коммунизма. Особенным успехом у посетителей выставки пользовался макет третьего советского искусственного спутника Земли.

Известный артист итальянского цирка Тони приветствует советских артистов
Во время гастролей в Италии нам посчастливилось встретиться с коллегами по профессии из Франции, Федеративной Республики Германии, а также с Тони, владельцем трех итальянских цирков, и его братом, известным укротителем тигров. Братья Тони встретили нас очень радушно. Больше всего итальянские артисты говорили о своем желании побывать в Москве и показать свое искусство советским людям.
— Мы готовы работать в Москве бесплатно, только бы обеспечили нам питание и проезд, — сказали нам артисты, участники аттракциона «Мексиканский полет» в цирке Тони, — Очень уж хочется повидать Москву.
Сам Тони также стремится побывать в СССР.
— Соберу самую лучшую труппу и добьюсь поездки в вашу замечательную страну, — заявил он.
Интересная встреча произошла у нас в Модене с Жаком Николе— известным французским цирковым артистом. В 1958 году, находясь в нашей столице, Жак Николе заснял фильм о Москве. Что же снимал он? На кадрах его любительского фильма запечатлены Кремль, Красная площадь, новостройки столицы, выступления артистов советского цирка.
— Приехав во Францию, я отпечатал одиннадцать копий, — рассказывает Николе. — Из них сейчас осталась одна. Остальные подарил друзьям по профессии — американцам, шведам, англичанам. Сейчас мой любительский фильм о вашем замечательном городе путешествует по всем странам мира.

Пальмиро Тольятти на представлении
Теплые встречи состоялись у нас с артистами цирка Кроне (ФРГ), который одновременно с нами гастролировал по Италии, Каждый из нас мог убедиться, как много самых искренних друзей у советских людей, насколько потеплела международная обстановка и как велико стремление простых людей всего мира к дружбе, миру, прогрессу.
Нам говорили, что за время гастролей советского цирка на много тысяч человек увеличилось число членов Общества культурной связи Италия — СССР. Также увеличилось число итальянцев, изучающих русский язык.
В заключение хочется сказать о том, что читающему эти строки может быть не все покажется новым: ведь постоянно растущий авторитет нашей Родины известен всему миру. Но человек ощутивший теплю братского рукопожатия иностранца, встречающий открытую улыбку и восторженные приветствия тысяч дружественно настроенных к нам итальянцев, французов, немцев, но может не испытывать высокого и святого чувства гордости за свою великую Родину, которую он представляет за рубежом.
В. ВОЛЖАНСКИИ,
заслуженный артист РСФСР
Журнал "Советский цирк" Апрель.1960 г.