Цирк Гаджикурбанова
Кто не знает прославленного канатоходца заслуженного артиста РСФСР и народного артиста Дагестанской АССР Яраги Гаджикурбанова! Но не каждому известно, что у Гаджикурбанова есть собственный цирк. Да-да, собственный цирк. Представьте себе, дорогой читатель, я тоже удивился, узнав об этом. В наше время иметь собственный цирк? — думал я. Ведь давным-давно миновали годы нэпа, когда существовали цирковые предприниматели. Или может быть, Гаджикурбанов — неразоблаченный частник, маскирующийся под видом руководителя циркового коллектива, как это порой бывало на периферии в начале 30-х годов? Нет. Гаджикурбанов вовсе не скрывает, что у него имеется собственный цирк. Он рассказывает о нем с большой гордостью всем своим знакомым и друзьям.
Не буду больше играть на вашем любопытстве, дорогой читатель, и сообщу вам наконец о том, что я узнал о цирке Гаджикурбанова, когда недавно побывал у него дома.
Что представляет собой цирк Гаджикурбанова, мне стало приблизительно ясно, когда я переступил порог его квартиры и очутился в большой светлой комнате. Вдоль ее стен на стульях, табуретках и чемоданах сидели несколько пожилых женщин и около двух десятков ребят школьного и дошкольного возраста. Все они неистово хлопали в ладоши, а некоторые из малышей даже стучали ногами:
—Давай, Алмазик, начинай!
Из соседней комнаты вышла девочка лет десяти с такими же черными, как у Яраги Гаджикурбанова, глазами. Сделав общий поклон, она, точно бывалый инспектор манежа, звонко и протяжно выкрикнула:
—Начинаем большое цирковое представление. Первым номером
выступает всемирно известная воздушная гимнастка Айшат Гаджикурбанова.
Оркестранты — они же зрители — грянули на чемоданах и стульях марш, и на середине комнаты, грациозно раскланиваясь, появилась тринадцатилетняя девочка в белом тренировочном трико, очень похожая на свою сестру — инспектора манежа.
Минута — и вот она уже на веревке, протянутой между двумя кроватями. Артистка балансирует на веревке, держит на лбу вместо перша половую щетку и выполняет вис на подколенках вниз головой. Спрыгнув на пол, она делает комплимент, и по комнате прокатываются аплодисменты зрителей. Но это показалось недостаточным «всемирно известной воздушной гимнастке».
—Ребята! Разве так хлопают? — говорит она обиженно. — Хлопайте, как в настоящем цирке, а то я не буду в следующий раз выступать.
Зрители начинают аплодировать громче, и артистка, счастливо улыбаясь, покидает манеж.
Инспектор объявляет следующий номер:
—Акробатический этюд в исполнении заслуженных артисток нашего цирка сестер Алмаз и Зулейки Гаджикурбановых.
Но вместо заслуженных артисток — десятилетней Алмаз и семилетней Зулейки — первой на манеж неожиданно выбегает их пятилетняя сестра Патимат.
— Объявляйте мой номер, — говорит она сестрам, — я сейчас буду делать стойку.
— Зачем ты нам мешаешь? Твой же номер следующий, — пытаются урезонить нарушительницу порядка Алмаз и Зулейка.
— Нет, мой номер следующий, — заявляет пятнадцатилетняя Эльмира Гаджикурбанова, — я свою очередь не уступлю.
Но Патимат продолжает упорствовать:
—А я все равно буду сейчас выступать.
—И я, и я, — присоединяется к ней самая младшая из сестер
Изумруд. Несмотря на свои два с половиной года, она уже умеет
делать шпагат и поэтому считает себя большим мастером арены.
—Я буду выступать,— настаивает она,— я тоже заслуженная.
Между шестью сестрами завязывается горячий спор. В него включаются и зрители — взрослые и дети. И вскоре вся квартира наполняется детским криком и плачем, и поэтому трудно разобраться, кто прав и кто виноват.
Спор прекращается так же неожиданно, как и начался. В комнате появляется вернувшаяся из школы самая старшая из сестер Джарият. Для малышей она признанный авторитет: Джарият уже взрослая. Ей восемнадцать лет. В этом году она заканчивает десятилетку. Но самое главное — она по-настоящему заслуженная артистка. Старшая сестра уже не участвует в спектаклях домашнего цирка. Вот уже десять лет, как она работает на манеже со своим отцом. Четыре года назад, когда Джарият было четырнадцать лет, ей было присвоено звание заслуженной артистки Дагестанской АССР.
Девушка успокаивает сестер, и представление продолжается. Четко и звонко объявляет номера инспектор манежа, и на арене, сменяя друг друга, выступают жонглеры, акробаты, велофигуристы на трехколесных машинах и даже верхом на палочках лихие кавказские джигиты.
Работают все артисты очень старательно, с полным знанием своего дела. И у всех у них горящие задором черные глаза и непослушные черные косички.
И опять прерывается неожиданно представление. На этот раз из-за хозяина дома.
— Папа пришел! Папа пришел! — кричат наперебой юные артистки и, позабыв про зрителей, бросаются к двери, где стоит улыбающийся Гаджикурбанов.
Дочери окружают отца, виснут у него на руках.
—; Папа, смотри, я умею делать смертельный шпагат. Возьми меня к себе в цирк, — требует маленькая Изумруд и тут же демонстрирует на ковре свое искусство.
—И мы хотим в цирк. Когда же ты нас возьмешь к себе? — спрашивают отца Алмаз, Зулейка и Патимат.
—Скоро, дочки, скоро, — успокаивает их Гаджикурбанов.
И он не обманывает их: артист мечтает со временем ввести в свой номер всех своих дочерей. У него даже есть свой семилетний план.
—Все мои дочери разъезжают со мной по стране, — рассказал Гаджикурбанов, когда мы вышли в другую комнату, — все они страстно любят цирк и сами разучивают трюки, которые исполняют в нашем домашнем цирке перед своими друзьями. Впрочем, он стал
уже не совсем домашним. Из семи моих дочерей трое — Джарият,
Эльмира и Айшат - уже работают со мной на канате. Этой осенью в номер войдут еще две дочери — Алмаз и Зулейка. Таким образом, скоро на манеже уже будут выступать пять моих девочек. Через пять лет станут артистками цирка мои самые младшие дочери Патимат и Изумруд. А к 1965 году я мечтаю, создать вместе с дочерьми Дагестанский цирковой коллектив «Цовкра».
—Ну, тогда у вас будет свой настоящий цирк. Так сказать, полная семейственность в коллективе, — пошутил я.
—А как же иначе. Ведь в цирке семейные отношение, как вы сами наглядно видите, только способствует развитию циркового искусства, — объяснил Гаджикурбанов.
И я, пользуясь знакомством, попросил уже заранее у главы семейного цирка контрамарку на первое представление, в котором будут участвовать все семь дочерей-артисток.
http://www.ruscircus.ru/arhiv-press/winter-fantazi596 Журнал «Советский цирк» июнь 1959