В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Премьера была давно

 

 

Цирковой спектакль — это всегда праздник. Скажем точнее: он дол­жен   быть всегда   праздником.

Это всем ясно, об этом тысячи рае писалось, но, к великому сожалению, часто — ох, как часто! — цирковые пред­ставления и отдельные номера в них по прошествии некоторого времени становятся до удивления серыми и будничными.

Водяная феерия «Счастливого плавания!» в Московском цирке идет уже восьмой ме­сяц. При всей непритязательности драма­тургии этой феерии, при отсутствии какого бы то ни было сюжета, злободневности, смешных и острых реприз, режиссерских находок, при том положении, что артистам цирка в феерии почти нечего играть, пред­ставление пользовалось и пользуется успе­хом. Об этом свидетельствуют полные сбо­ры. Успех объясняется участием в програм­ме отличных артистов — таких, как воздушные гимнасты Анна и Мстислав Запашные, «Икарийцы» под руководством В. Плинера, темповые жонглеры Аберт, акробаты на шарах Газарян, эквилибрист на проволо­ке Магомет Магомедов. Интересен и полный юмора номер итальянских гостей Эльвиры и Амлетто Чиплини, выступающих с дрессированными обезьянами. Если до­бавить к этому выступления Олега Попова и клоунов Ю. Никулина и М. Шуйдина, а также эффектные каскады воды и фонтаны, то предпосылки для успеха налицо при немалых недостатках спектакля.

Но сегодня, на восьмом месяце, спек­такль резко ухудшился. Ухудшения начина­ются с пролога. На манеж выходят доволь­но скучные люди, и иные из них в серых, не радующих глаз костюмах. Идут, как на похороны, только что не плачут. Арти­сты останавливаются в центре манежа, как неживые, а в это время читаются доволь­но стандартные стихи и поется довольно длинная (может быть, и неплохая) песня. Стихи читает Мстислав Запашный, читает тепло, с волнением, даже большим, чем за­служивает это произведение. Будем точны: по содержанию эти стихи могли бы быть волнующими,   но  написаны    они    довольно ремесленно и стандартно. Пролог — не яркий, не цирковой, не поднимающий, а опускающий   начало представления.

Олег Попов, к сожалению, болен и в представлении не участвует, несмотря на то, что в газетах объявлены его выступле­ния, Ю. Никулин и М, Шуйдин уехали в Южную Америку, а на манеже Московско­го цирка выступают коверные А. Казаченко, А. Будницкий и молодой клоун А. Ни­колаев. У Николаева «хитрый глаз», забав­ная, смешная улыбка, настоящее клоун­ское обаяние. Я хорошо знаю его, следил за его учебой в цирковом училище, и меня радует его появление на манеже. Мне ка­жется, что он будет интересным коверным. Следует отметить, что у него хорошая дик­ция и все, что он говорит, слышно. Это не столь частое явление в работе коверных.

Увы, антре, которые исполняют Нико­лаев и Будницкий, не блещут новизной. Они давно известны и, хотя не вызывают про­теста и хорошо принимаются зрителями, все же не могут способствовать ни росту клоунов,  ни обновлению их репертуара.

Об этом надо подумать  всерьез.

Коверный А. Казаченко выступает с со­бачкой Мулей, во многом повторяя вы­ходы Б. Вяткина с его Манюней. А один из трюков, которые показывает Казаченко, ме­шает программе. Это фокус с «неиссякае­мой» рюмкой. Артист наливает в нее вино, выпивает его, и рюмка «волшебным обра­зом» снова наполняется. Этот же трюк во втором отделении исполняет артист Я. Шехтман: на глазах у публики без всякого «вол­шебства» он выпивает 20 стаканов воды (на самом деле), но публика, увидевшая фокус Казаченко, убеждена, что и Шехтман по­казывает ей то же самое. Вся разница лишь в том, что у Казаченко была рюмка, а у Шехтмана — стаканы. Удивительный недо­смотр  режиссуры!

Оригинальный, хороший номер Газарян на шарах не доделан режиссерски. В но­мере много пустых пауз, есть провалы.

Второе отделение, по замыслу режиссу­ры, начинается карнавалом артистов, про­ходящим по мостику над заполненной во­дой ареной. Этот карнавал превратился в проход    нескольких  человек   в   непрезентабельной одежде. Идут они неизящно, спо­тыкаются и думают только о том, как бы не упасть. Получается плохая самодеятель­ность.

На воде появляются медвежата на лод­ках. Но выводивший их ранее дрессиров­щик И. Кудрявцев уехал на гастроли в Южную Америку, и с медвежатами выходит девушка. К сожалению, она не знает, что с ними делать. И медвежата тоже ничего не знают. В результате — пустой номер.

Вместо выступавшей ранее с номером «каучук» грациозной и артистичной Г. Тарбеевой (уехала за границу) с таким же номером выступает менее подготовленная артистка М. Якутская, недостаточно хоро­шо чувствующая музыку (а может быть, эта музыка идет вразрез с номером?).

На площадке, окруженной фонтанами, выступает художественно-акробатическая группа Елкиных. Номер, напоминающий по жанру старинные номера «гладиаторов». Технически номер сделан неплохо, но, на мой взгляд, подача трюков недостаточно артистична. Артистизм! Как это важно в искусстве!

Для того чтобы выступать на манеже, мало выполнять упражнения, как бы чи­сто это ни делалось. Надо еще быть арти­стом. Посмотрите, с каким увлечением и вдохновением, как сказочно красиво и по­этично выступают под куполом воздушные гимнасты Анна и Мстислав Запашные. Сколько обаяния в них! Как светятся их глаза! Как тонко и изящно каждое их дви­жение. Как они опускаются, как расклани­ваются, как покидают манеж! А грациоз­ность жонглерши Аберт! А артистичность В. Плинера, которому даже годы не могут помешать, и, несмотря на серебро его се­дин, мы видим на манеже юного человека. А своеобразность сценического поведения и блестящая артистичность Эльвиры Чиплини? Артистизм — это обязательное усло­вие выступлений артистов цирка.

Надо сказать, что номер С. Синицкого, выступающего с белыми медведями, не подготовлен для работы в данной програм­ме. Артист ходит по пояс в воде, щелкает бичом, что-то вроде делает, но смотреть на  него неинтересно,  и  труд,   затраченный дрессировщиком        дрессировка    белых медведей сложна и опасна), пропадает.

Жонглеры Аберт

 

Роликобежцы Шуманские

 

В феерии принимает участие группа плов­чих, демонстрирующих фигурное плавание. Выступают они хорошо, но вызывает удив­ление неуважение дирекции цирка к спортсменкам, фамилии которых в програм­ме не упомянуты.

Хочется отметить дебют молодых акро­батов-эксцентриков В. Файнберга и С. Ле­вина, придумавших новый номер с ящиком для чистки обуви, являющимся одновремен­но и трамплином. Артисты выступают тем­пераментно, легко, с юмором и вносят в программу заметное  оживление.

И еще: на манеж в представлении, да извинят меня некоторые товарищи, выходят артисты, не блещущие красотой своего сло­жения и демонстрирующие его больше, чем нужно. А когда появляются спортсменки, могущие блеснуть подлинной красотой те­ла, их стараются немедленно упрятать в воду, как бы пугаясь эа мораль зрителей. Мне думается, что ханжество, присущее «Савонарылам» Ильфа и Петрова, не харак­терно для нас, а одной из задач цирка является демонстрация красоты.

Несколько слое о воде. Конечно, она нужна в водяной феерии. Но вода в цирке перестала быть новостью. А она льется не­сколько минут и вскоре перестает приковы­вать внимание зрителей. Следовало бы по­думать об этом и не прекращать действия во время пуска воды, либо сделать инте­реснее   световые  эффекты.

Заслуживает замечания и выход унифор­мистов. Пропали парадность и торжествен­ность. Униформисты выходят тоскливо ле­ниво и нечетко. А ведь их выход — это, можно сказать, эпиграф к представлению, своеобразная увертюра.

Когда эта статья будет напечатана в жур­нале, наверно, в Московском цирке уже сменится программа, но эти заметки — не рецензия. В них мне хотелось поговорить о том, что характерно не только для этого представления в Московском цирке. Хочет­ся поговорить о праздничности, о внима­тельном отношении режиссуры к старому, давно идущему представлению, об обязательном условии выступлений на манеже — об артистичности.

 

Владимир ПОЛЯКОВ

 

Журнал "Советский цирк" Май.1960 г

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100