Артистка цирка Роза Ратцева - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Артистка цирка Роза Ратцева

В полете Роза РатцеваЖила-была обыкновенная дев­чонка Роза Ратцева. Училась, занималась гимнастикой, чита­ла книжки, бродила с одноклассника­ми по маленькому подмосковному го­родку Наро-Фоминску. Попала как-то раз в цирк.

Вы ждете, что это посе­щение перевернуло всю ее жизнь, что она ночей не спала и мечтала быть в цирке? Ничего подобного. Но­чи она спала отлично и совсем не думала о манящих, загадочных огнях арены, об особых, удивительных за­пахах цирка, обо всех атрибутах романтики, которой окружено стро­гое, мужественное искусство. После восьмого класса прочитала объявле­ние о приеме в цирковое училище. «А что, попробую!..» — решила она. И попробовала. Три раза подтянулась на кольцах, сделала мостик, шпагат — одним словом, выложила весь нехит­рый арсенал гимнастки-любительни­цы. В ней что-то увидели, взяли. До обидного просто. Вот тут бы и длин­ная тирада о призвании. А ведь при­звание было, настоящее призвание. Только слово это не было произне­сено тогда девчонкой-подростком. А оно где-то пряталось, таилось, тере­било, требовало.

Четыре года в ГУЦИ — турник, тра­пеция, кольца. Руки горели от каждодневного труда, а тело наливалось силой. Роза чувствовала каждую его клеточку, оно было послушным, как хорошо настроенный инструмент. В иные минуты ей казалось, что оно может сделать буквально все, до то­го все получалось у нее ловко, точно и красиво. И вот тогда-то Роза ощу­тила, что она накрепко привязалась к своей будущей профессии. Это бы­ло похоже на юношескую любовь, страстную, самоотверженную и вер­ную. И когда ей предложили всерьез заняться прыжками в воду (она име­ла первый разряд и уже в училище входила в лучшую десятку прыгунов Советского Союза), она отказалась. Впрочем, до сих пор артистка с бла­годарностью вспоминает свое увле­чение спортом. Там, на вышке пла­вательного бассейна, познала она чувство воздуха, ни с чем не сравни­мое чувство свободного полета.

В 1951 году она окончила учили­ще. Ее направили в трехъярусный по­лет под руководством Ю. Рябинина. Работа воздушных гимнастов ис­ключительно тяжелая, опасная, но и удивительно красивая. Помимо всех прочих качеств, как-то: огромная во­ля, верный глаз, врожденное ощуще­ние ритма, присущих любому цирко­вому артисту, — полетчики обладают особым талантом—чутьем времени, измеряемого секундами, когда надо оттолкнуться, когда дать отбой и ког­да «распуститься». Промедлил или поспешил на секунду — и ты летишь мимо рук ловитора в сетку. А это не всегда кончается благополучно. А то на большой скорости могут столк­нуться в воздухе два артиста. На те­ле у старых полетчиков вы легко обнаружите следы этой тяжелой про­фессии. Их, воздушных гимнастов, мало. Здесь происходит суровый естественный отбор. Не всякий муж­чина сюда пойдет. Тем более жен­щина.

Роза выдержала все трудности, и не только выдержала, но и стала одной из лучших вольтижеров. Ее высшее достижение в этом номе­ре — полтора сальто-мортале в руки. Вскоре Розе пришлось уйти из но­мера. Два года она работала в пере­крестном полете под руководством В. Галагана, затем в номере гимна­стов на кольцах Сирицких. И здесь она удивляла своей высокой профес­сиональной подготовкой, не женской смелостью. Говорят, что моряки, попавшие на твердую землю, не находят себе ме­ста, тоскуя по морю. Вот такое же чувство не покидало и Розу, с той лишь разницей, что ее тянуло в воз­дух, и только в воздух.

События повернулись скоро в ее пользу. В 196) г. Николай Александро­вич Силантьев, работавший ранее в номере Ю, Рябинина, создал свой номер. Роза как будто этого и жда­ла, В том же году состоялся дебют воздушных гимнастов Силантьевых. На арену вышли Николай Силантьев, Евгений Хохлов, Вениамин Денисов и Роза Ратцева. Выступлениям на мане­же  предшествовала   огромная репетиционная работа. Номер создавал­ся вновь. Гимнаст с большим опытом, Силантьев основательно, долго и кропотливо отделывал трюки, доби­ваясь не только четкости, но и осо­бой, цирковой, ритмичной, элегант­ной легкости. Легкость приходила со стертыми в кровь руками. Если Роза очень скоро установила хороший контакт со своим ловитором, памя­туя прошлую работу у Рябинина, то молодых ребят приходилось «му­чить» долго. Предохранительная сет­ка в то время работала с полной на­грузкой. Постепенно коллектив «при­тирался», появлялось инстинктивное чутье времени и партнера. А после репетиций усаживались рядом тут же на барьере все вчетвером и .кропот­ливо анализировали свою работу. Не прекращались тренировки и после дебюта. Два часа утренних репети­ций, час-полтора разминки перед вы­ступлением. Композиция номера усложнялась, вводились .новые трюки. Для Розы началась самая счастливая полоса жизни. Она готовила слож­нейший трюк — два витка сальто-мортале в руки ловитора. Для жен­щины это было невиданным. Ни одна из гимнасток мира не выполняла этот опаснейший трюк. Интересно, что в это лето в Москве в программе американского цирка выступили мек­сиканские воздушные гимнасты Паласиос. Там тоже работала девушка.

В первый же свободный вечер Роза побежала смотреть их. А потом с не­которым разочарованием констати­ровала: девушка почти ничего не де­лала, она выполняла только простой перелет. И снова упорные ежедневные ре­петиции. Работа, работа, пока горя­чий пот не застилал глаза. И вот пришло время выступления. Легкая, стремительная, выбежала она на арену, поднялась на мостик... Простой перелет... Трапеция словно прилипала к рукам... Полет партне­ров. Ее очередь! Роза ничего не ви­дит, не слышит, что происходит в за­ле. Тело подобралось, натянулось струной. Глаза идут за повисшим на ногах ловитором. Трапеция в руках. «Алле?» Кач, еще один — и гибкое тело, оторвавшись от перекладины, крутится в воздухе. Виток, второй!!.. Это были считанные секунды свобод­ного полета. И единый, громкий, об­легченный вздох зрителей словно за­фиксировал великолепную победу Розы — победу мужества, воли, нер­вов и красоты,

Роза не остановилась на достигну­том. Сейчас она репетирует сложные трюки. Ее полет станет еще более красивым и захватывающим своей ловкостью и мужественной дерзостью.
 

О. КУДРЯШОВ

Журнал Советский цирк. Октябрь 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования