Артистка цирка Роза Ратцева
Жила-была обыкновенная девчонка Роза Ратцева. Училась, занималась гимнастикой, читала книжки, бродила с одноклассниками по маленькому подмосковному городку Наро-Фоминску. Попала как-то раз в цирк.
Вы ждете, что это посещение перевернуло всю ее жизнь, что она ночей не спала и мечтала быть в цирке? Ничего подобного. Ночи она спала отлично и совсем не думала о манящих, загадочных огнях арены, об особых, удивительных запахах цирка, обо всех атрибутах романтики, которой окружено строгое, мужественное искусство. После восьмого класса прочитала объявление о приеме в цирковое училище. «А что, попробую!..» — решила она. И попробовала. Три раза подтянулась на кольцах, сделала мостик, шпагат — одним словом, выложила весь нехитрый арсенал гимнастки-любительницы. В ней что-то увидели, взяли. До обидного просто. Вот тут бы и длинная тирада о призвании. А ведь призвание было, настоящее призвание. Только слово это не было произнесено тогда девчонкой-подростком. А оно где-то пряталось, таилось, теребило, требовало.
Четыре года в ГУЦИ — турник, трапеция, кольца. Руки горели от каждодневного труда, а тело наливалось силой. Роза чувствовала каждую его клеточку, оно было послушным, как хорошо настроенный инструмент. В иные минуты ей казалось, что оно может сделать буквально все, до того все получалось у нее ловко, точно и красиво. И вот тогда-то Роза ощутила, что она накрепко привязалась к своей будущей профессии. Это было похоже на юношескую любовь, страстную, самоотверженную и верную. И когда ей предложили всерьез заняться прыжками в воду (она имела первый разряд и уже в училище входила в лучшую десятку прыгунов Советского Союза), она отказалась. Впрочем, до сих пор артистка с благодарностью вспоминает свое увлечение спортом. Там, на вышке плавательного бассейна, познала она чувство воздуха, ни с чем не сравнимое чувство свободного полета.
В 1951 году она окончила училище. Ее направили в трехъярусный полет под руководством Ю. Рябинина. Работа воздушных гимнастов исключительно тяжелая, опасная, но и удивительно красивая. Помимо всех прочих качеств, как-то: огромная воля, верный глаз, врожденное ощущение ритма, присущих любому цирковому артисту, — полетчики обладают особым талантом—чутьем времени, измеряемого секундами, когда надо оттолкнуться, когда дать отбой и когда «распуститься». Промедлил или поспешил на секунду — и ты летишь мимо рук ловитора в сетку. А это не всегда кончается благополучно. А то на большой скорости могут столкнуться в воздухе два артиста. На теле у старых полетчиков вы легко обнаружите следы этой тяжелой профессии. Их, воздушных гимнастов, мало. Здесь происходит суровый естественный отбор. Не всякий мужчина сюда пойдет. Тем более женщина.
Роза выдержала все трудности, и не только выдержала, но и стала одной из лучших вольтижеров. Ее высшее достижение в этом номере — полтора сальто-мортале в руки. Вскоре Розе пришлось уйти из номера. Два года она работала в перекрестном полете под руководством В. Галагана, затем в номере гимнастов на кольцах Сирицких. И здесь она удивляла своей высокой профессиональной подготовкой, не женской смелостью. Говорят, что моряки, попавшие на твердую землю, не находят себе места, тоскуя по морю. Вот такое же чувство не покидало и Розу, с той лишь разницей, что ее тянуло в воздух, и только в воздух.
События повернулись скоро в ее пользу. В 196) г. Николай Александрович Силантьев, работавший ранее в номере Ю, Рябинина, создал свой номер. Роза как будто этого и ждала, В том же году состоялся дебют воздушных гимнастов Силантьевых. На арену вышли Николай Силантьев, Евгений Хохлов, Вениамин Денисов и Роза Ратцева. Выступлениям на манеже предшествовала огромная репетиционная работа. Номер создавался вновь. Гимнаст с большим опытом, Силантьев основательно, долго и кропотливо отделывал трюки, добиваясь не только четкости, но и особой, цирковой, ритмичной, элегантной легкости. Легкость приходила со стертыми в кровь руками. Если Роза очень скоро установила хороший контакт со своим ловитором, памятуя прошлую работу у Рябинина, то молодых ребят приходилось «мучить» долго. Предохранительная сетка в то время работала с полной нагрузкой. Постепенно коллектив «притирался», появлялось инстинктивное чутье времени и партнера. А после репетиций усаживались рядом тут же на барьере все вчетвером и .кропотливо анализировали свою работу. Не прекращались тренировки и после дебюта. Два часа утренних репетиций, час-полтора разминки перед выступлением. Композиция номера усложнялась, вводились .новые трюки. Для Розы началась самая счастливая полоса жизни. Она готовила сложнейший трюк — два витка сальто-мортале в руки ловитора. Для женщины это было невиданным. Ни одна из гимнасток мира не выполняла этот опаснейший трюк. Интересно, что в это лето в Москве в программе американского цирка выступили мексиканские воздушные гимнасты Паласиос. Там тоже работала девушка.
В первый же свободный вечер Роза побежала смотреть их. А потом с некоторым разочарованием констатировала: девушка почти ничего не делала, она выполняла только простой перелет. И снова упорные ежедневные репетиции. Работа, работа, пока горячий пот не застилал глаза. И вот пришло время выступления. Легкая, стремительная, выбежала она на арену, поднялась на мостик... Простой перелет... Трапеция словно прилипала к рукам... Полет партнеров. Ее очередь! Роза ничего не видит, не слышит, что происходит в зале. Тело подобралось, натянулось струной. Глаза идут за повисшим на ногах ловитором. Трапеция в руках. «Алле?» Кач, еще один — и гибкое тело, оторвавшись от перекладины, крутится в воздухе. Виток, второй!!.. Это были считанные секунды свободного полета. И единый, громкий, облегченный вздох зрителей словно зафиксировал великолепную победу Розы — победу мужества, воли, нервов и красоты,
Роза не остановилась на достигнутом. Сейчас она репетирует сложные трюки. Ее полет станет еще более красивым и захватывающим своей ловкостью и мужественной дерзостью.
О. КУДРЯШОВ
Журнал Советский цирк. Октябрь 1963 г.
оставить комментарий