В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Вольтиж на раме Галина Петринская и Мария Фалеева  

 

Вольтиж на раме Галина Петринская и Мария Фалеева  Галя Петринская и Маша Фалеева жили в разных районах Москвы и никогда не видели друг друга.

Девочки хорошо учились и люби­ли спорт: каждая занималась в юношеской спортивной школе сво­его района, имела второй разряд по спортивной гимнастике. Занимались они и другими видами спорта — Га­ля отлично бегала на коньках и хо­рошо плавала, а Маша любила хо­дить на лыжах, была чемпионкой школы по бегу на короткие дистан­ции. Но гимнастикой занимались они с особым увлечением. Выступали они на соревнованиях по спортивной гимнастике. И хотя ни одна из них не занимала первых мест, девушки обращали на себя внимание мягко­стью и эластичностью движений, особенно при исполнении вольных упражнений. Гимнастические трени­ровки и соревнования были только ступенькой к заветной цели — каж­дая из них мечтала стать цирковой артисткой и выступать на ярко осве­щенном манеже.

Любопытно, что прошли они оди­наковый путь, который привел их не только к личному знакомству, но и к совместной учебе, а потом — и работе.

...Летом 1950 года в Государствен­ном училище циркового искусства шел очередной прием поступающих.

В их числе были Галя и Маша. И здесь, перед началом вступительных экзаменов, состоялось их знакомство, кото­рое  позже перешло в  настоящую дружбу.

Как и все поступающие, они очень волновались, хоро­шо исполненное движение им самим казалось неловким, и по выражению лиц членов экзаменаторов они старались угадать отметку.

Девочки имели отличные внешние данные, хорошую специальную подготовку и были зачислены студентками первого курса. Все три тура приемных испытаний они прошли вместе и, после того как были зачитаны списки принятых в училище, долго бродили по Москве. Их мечты о цирке теперь обрели реальный характер. Они понима­ли, что будущее во многом зависит от их отношения к за­нятиям и профессиональной подготовки. Еще в юноше­ских спортивных школах узнали они, что любое достиже­ние дается только упорными, подчас очень тяжелыми и долгими тренировками. И педагоги полюбили их за трудолюбие, настойчивость и хорошее упрямство в достиже­нии цели.

На первом курсе студенты занимаются всеми основны­ми видами циркового искусства. И если акробатика и гим­настика были им знакомы, то жонглированием и эквили­бристикой  они  раньше не занимались совершенно.

Было нелегко. Помогли природные способности, труд и горячее желание овладеть профессиональным мастер­ством.

Подруги отлично учились. Это в равной степени отно­силось к предметам специальным и общеобразователь­ным.

В начале лета 1954 года состоялся выпускной просмотр. Галя и Маша подготовили номер «Вольтиж на раме», в котором третьей исполнительницей была Валентина Суркова. Несколько дней спустя им были вручены дипло­мы об успешном окончании училища и присвоении квали­фикации артистов цирка, а круглой отличнице Галине Петринской — диплом с отличием. Сбылось то, о чем так мечтали Галя и Маша, — они стали цирковыми гим­настками.

Но, как это часто бывает в жизни, исполнение одного большого желания вызвало другое: теперь они мечтали выступить на манеже Московского цирка. На том самом манеже, где впервые увидели  цирковых артистов  и   были покорены их смелостью и ловкостью. Начались гастрольные поездки по родной стране. Номер, с которым вы­ступали Галина Петринская, Мария Фалеева и Валентина Суркова, был хорошим и пользовался успехом у зрителей. Однако некоторое время спустя Галя и Маша остались вдвоем: В. Суркова с помощью режиссера С. Морозова подготовила сольный номер «Воздушная гимнастка» и стала выступать самостоятельно. Аппарат выпускного номера был рассчитан на трех исполнителей. Можно было работать на нем и вдвоем, но возник ряд затруднений: аппарат был громоздким, а отдель­ные детали оказались ненуж­ными. Нарушалась столь необходи­мая гармония трюка и снаряда, на котором он исполняется, не говоря уже о том, как трудно было совер­шенствовать мастерство и повышать трюковую часть на подобном аппа­рате. И все же артисткам пришлось работать на нем, пока в 1959 году он не был переделан. Теперь аппарат представляет собой подвесную пар­терную рамку, которая была мертво укреплена растяжками и имеет две трапеции. Первые же репетиции на новом аппарате показали, что созда­ние хорошего гимнастического но­мера с двумя исполнительницами — дело  недалекого будущего.

Продолжая выступления и одновременно репетируя, Галина Петринская и Мария Фалеева сумели создать хоро­ший гимнастический номер на партерной неподвижной рамке, в котором М. Фалеева выступала а роли ловитора. Прошло несколько лет, и вот осенью 1960 года их вызвали в Москву. Снова мечта становилась реальностью... Мы увидели их на манеже Московского цирка в одной программе с мастерами циркового искусства. Надо ска­зать, что номер Петринских вполне можно отнести к луч­шим. Таково мнение зрителей, прессы и артистов цирка. Нам неоднократно приходилось беседовать о Петринских с их коллегами по профессии, и всегда мы слышали; «хо­рошая работа». А такая оценка программного циркового номера самими артистами — высшая похвала.

Номер покоряет зрителей ювелирной отточенностью, удачным сочетанием сложных трюков с необыкновенной легкостью и изяществом их исполнения.

Выступление начинается небольшой и не очень сложной гимнастической комбинацией на двух трапециях. И хотя такое начало технически не слишком сложно, оно смот­рится с интересом, так как этому способствует синхрон­ность исполнения движений артистками. После короткой паузы они раскачиваются и одна за другой исполняют сальто с трапеции в каче на манеж: Маша — сальто бланшем, а Галя — сальто с пируэтом. Пируэт Г. Петринской заслуживает высокой оценки. Она исполняет его правиль­но, высоко, очень красиво и легко. Три комбинации на рамке, исполняемые Г. Петринской в руках партнерши, обращают на себя внимание. Но прежде необходимо сказать о том, что в роли ловиторов в неподвижных рам­ках и качающихся ловиторхах в подавляющем большин­стве случаев выступают мужчины. Это естественно, так как подобная работа требует не только хорошо развитого чувства ориентировки в необычном положении, ко и не­заурядной физической силы. А Мария Фалеева, выполняя финкции ловитора, демонстрирует нам не только необхо­димую мышечную силу, но и отличную технику. Нельзя не учитывать при этом, что ее партнершей является не легкая девочка. Разницы в росте у Петринской и Фалеевой почти нет, а в весе она очень незначительна. Первая из трех комбинаций такова: сход с рамки в кач, один кэч для его выравнивания, переднее сальто в руках партнер­ши, исполняемое два раза в темпе, вход в рамку. Переднее сальто в руках — трюк довольно сложный, а в испол­нении двух женщин — очень сложный. И тем не менее, Г. Петринская и М. Фалеева исполняют его не только очень, уверенно и чисто, но и с завидной легкостью. Паузы для отдыха у них минимальны, и после переднего сальто в такой же последовательности исполняются два пируэта в руках. И последняя комбинация: несколько кабриолей, которые заканчиваются исполнением полусальто на манеж. М. Фалеева мгновенно спускается с рамки, и этим закан­чивается  их выступление.

Успех номера обеспечивается не только тем, что Галина Петринская и Мария Фалеева исполняют сложные трюки без видимого напряжения, но и артистическим обаянием девушек.

И еще одно обстоятельство, несомненно, играет большую роль в их успехе и заслуживает внимания с точки зрения профессиональной. Все трюки исполняются ими без лонжи. И хотя рамка укреплена на сравнительно небольшой высо­те, зрители отлично видят, сколь велик элемент риска, и по достоинству оценивают уверенную и точную работу. Мяг­кая и непринужденная манера подачи трюков подчерки­вает эту уверенность и придает особый оттенок — не только смело  и ловко,  но и красиво...

Галя и Маша по-прежнему дружны и с улыбкой вспоми­нают, как волновались они, поступая в училище. Вспоми­нают и радуются тому, что их мечта стала действитель­ностью.

Л. ШЛЯПИН

s Журнал «Советский цирк» январь 1961 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100