Вольтиж на раме Галина Петринская и Мария Фалеева
Галя Петринская и Маша Фалеева жили в разных районах Москвы и никогда не видели друг друга.
Девочки хорошо учились и любили спорт: каждая занималась в юношеской спортивной школе своего района, имела второй разряд по спортивной гимнастике. Занимались они и другими видами спорта — Галя отлично бегала на коньках и хорошо плавала, а Маша любила ходить на лыжах, была чемпионкой школы по бегу на короткие дистанции. Но гимнастикой занимались они с особым увлечением. Выступали они на соревнованиях по спортивной гимнастике. И хотя ни одна из них не занимала первых мест, девушки обращали на себя внимание мягкостью и эластичностью движений, особенно при исполнении вольных упражнений. Гимнастические тренировки и соревнования были только ступенькой к заветной цели — каждая из них мечтала стать цирковой артисткой и выступать на ярко освещенном манеже.
Любопытно, что прошли они одинаковый путь, который привел их не только к личному знакомству, но и к совместной учебе, а потом — и работе.
...Летом 1950 года в Государственном училище циркового искусства шел очередной прием поступающих.
В их числе были Галя и Маша. И здесь, перед началом вступительных экзаменов, состоялось их знакомство, которое позже перешло в настоящую дружбу.
Как и все поступающие, они очень волновались, хорошо исполненное движение им самим казалось неловким, и по выражению лиц членов экзаменаторов они старались угадать отметку.
Девочки имели отличные внешние данные, хорошую специальную подготовку и были зачислены студентками первого курса. Все три тура приемных испытаний они прошли вместе и, после того как были зачитаны списки принятых в училище, долго бродили по Москве. Их мечты о цирке теперь обрели реальный характер. Они понимали, что будущее во многом зависит от их отношения к занятиям и профессиональной подготовки. Еще в юношеских спортивных школах узнали они, что любое достижение дается только упорными, подчас очень тяжелыми и долгими тренировками. И педагоги полюбили их за трудолюбие, настойчивость и хорошее упрямство в достижении цели.
На первом курсе студенты занимаются всеми основными видами циркового искусства. И если акробатика и гимнастика были им знакомы, то жонглированием и эквилибристикой они раньше не занимались совершенно.
Было нелегко. Помогли природные способности, труд и горячее желание овладеть профессиональным мастерством.
Подруги отлично учились. Это в равной степени относилось к предметам специальным и общеобразовательным.
В начале лета 1954 года состоялся выпускной просмотр. Галя и Маша подготовили номер «Вольтиж на раме», в котором третьей исполнительницей была Валентина Суркова. Несколько дней спустя им были вручены дипломы об успешном окончании училища и присвоении квалификации артистов цирка, а круглой отличнице Галине Петринской — диплом с отличием. Сбылось то, о чем так мечтали Галя и Маша, — они стали цирковыми гимнастками.
Но, как это часто бывает в жизни, исполнение одного большого желания вызвало другое: теперь они мечтали выступить на манеже Московского цирка. На том самом манеже, где впервые увидели цирковых артистов и были покорены их смелостью и ловкостью. Начались гастрольные поездки по родной стране. Номер, с которым выступали Галина Петринская, Мария Фалеева и Валентина Суркова, был хорошим и пользовался успехом у зрителей. Однако некоторое время спустя Галя и Маша остались вдвоем: В. Суркова с помощью режиссера С. Морозова подготовила сольный номер «Воздушная гимнастка» и стала выступать самостоятельно. Аппарат выпускного номера был рассчитан на трех исполнителей. Можно было работать на нем и вдвоем, но возник ряд затруднений: аппарат был громоздким, а отдельные детали оказались ненужными. Нарушалась столь необходимая гармония трюка и снаряда, на котором он исполняется, не говоря уже о том, как трудно было совершенствовать мастерство и повышать трюковую часть на подобном аппарате. И все же артисткам пришлось работать на нем, пока в 1959 году он не был переделан. Теперь аппарат представляет собой подвесную партерную рамку, которая была мертво укреплена растяжками и имеет две трапеции. Первые же репетиции на новом аппарате показали, что создание хорошего гимнастического номера с двумя исполнительницами — дело недалекого будущего.
Продолжая выступления и одновременно репетируя, Галина Петринская и Мария Фалеева сумели создать хороший гимнастический номер на партерной неподвижной рамке, в котором М. Фалеева выступала а роли ловитора. Прошло несколько лет, и вот осенью 1960 года их вызвали в Москву. Снова мечта становилась реальностью... Мы увидели их на манеже Московского цирка в одной программе с мастерами циркового искусства. Надо сказать, что номер Петринских вполне можно отнести к лучшим. Таково мнение зрителей, прессы и артистов цирка. Нам неоднократно приходилось беседовать о Петринских с их коллегами по профессии, и всегда мы слышали; «хорошая работа». А такая оценка программного циркового номера самими артистами — высшая похвала.
Номер покоряет зрителей ювелирной отточенностью, удачным сочетанием сложных трюков с необыкновенной легкостью и изяществом их исполнения.
Выступление начинается небольшой и не очень сложной гимнастической комбинацией на двух трапециях. И хотя такое начало технически не слишком сложно, оно смотрится с интересом, так как этому способствует синхронность исполнения движений артистками. После короткой паузы они раскачиваются и одна за другой исполняют сальто с трапеции в каче на манеж: Маша — сальто бланшем, а Галя — сальто с пируэтом. Пируэт Г. Петринской заслуживает высокой оценки. Она исполняет его правильно, высоко, очень красиво и легко. Три комбинации на рамке, исполняемые Г. Петринской в руках партнерши, обращают на себя внимание. Но прежде необходимо сказать о том, что в роли ловиторов в неподвижных рамках и качающихся ловиторхах в подавляющем большинстве случаев выступают мужчины. Это естественно, так как подобная работа требует не только хорошо развитого чувства ориентировки в необычном положении, ко и незаурядной физической силы. А Мария Фалеева, выполняя финкции ловитора, демонстрирует нам не только необходимую мышечную силу, но и отличную технику. Нельзя не учитывать при этом, что ее партнершей является не легкая девочка. Разницы в росте у Петринской и Фалеевой почти нет, а в весе она очень незначительна. Первая из трех комбинаций такова: сход с рамки в кач, один кэч для его выравнивания, переднее сальто в руках партнерши, исполняемое два раза в темпе, вход в рамку. Переднее сальто в руках — трюк довольно сложный, а в исполнении двух женщин — очень сложный. И тем не менее, Г. Петринская и М. Фалеева исполняют его не только очень, уверенно и чисто, но и с завидной легкостью. Паузы для отдыха у них минимальны, и после переднего сальто в такой же последовательности исполняются два пируэта в руках. И последняя комбинация: несколько кабриолей, которые заканчиваются исполнением полусальто на манеж. М. Фалеева мгновенно спускается с рамки, и этим заканчивается их выступление.
Успех номера обеспечивается не только тем, что Галина Петринская и Мария Фалеева исполняют сложные трюки без видимого напряжения, но и артистическим обаянием девушек.
И еще одно обстоятельство, несомненно, играет большую роль в их успехе и заслуживает внимания с точки зрения профессиональной. Все трюки исполняются ими без лонжи. И хотя рамка укреплена на сравнительно небольшой высоте, зрители отлично видят, сколь велик элемент риска, и по достоинству оценивают уверенную и точную работу. Мягкая и непринужденная манера подачи трюков подчеркивает эту уверенность и придает особый оттенок — не только смело и ловко, но и красиво...
Галя и Маша по-прежнему дружны и с улыбкой вспоминают, как волновались они, поступая в училище. Вспоминают и радуются тому, что их мечта стала действительностью.
Л. ШЛЯПИН
s Журнал «Советский цирк» январь 1961 г.