Цирковые – Иваны, не помнящие родства? Мнение В.Сергунина - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирковые Иваны, не помнящие родства. Мнение В.Сергунина

 

В. Сергунин Первопроходцы. Джоны и Джеймсы, не помнящие родства. Недавно один мой старинный приятель, давно живущий в Канаде, поведал сногсшибательную новость.

   В монреальской  штаб-квартире цирка Дю Солей в период подготовки очередной программы, вновь прибывающим соискателям артистической карьеры, наряду со специальными профессиональными дисциплинами (акробатика, гимнастика, эквилибр, клоунада и проч.) преподают нечто вроде сокращённого курса лекций по «Истории мирового цирка».

   Описанные приятелем, базовые тезисы подобного «образования» выглядят, по меньшей мере, ошеломляющими. В моём воображении это выглядит, примерно, следующим образом:

    … «Во второй половине XVIII века в Англии, затем во Франции, бравый отставной сержант Королевской гвардии Филипп Астлей основал «Школу верховой езды», затем «Амфитеатр» конной выездки. У этой «новации» оказалось, как ни странно, множество последователей, густо расплодившихся по всей старой Европе.

   Все эти «штукмейстеры», «кунстберейторы» и прочие мастера конной выездки абсолютно ошибочно полагали себя первопроходцами и пионерами, родоначальниками современного циркового искусства. Это глубочайшее заблуждение. Конно-акробатические выступления Ф.Астлея и его многочисленных апологетов представляли собой не более чем примитивную разновидность конно-спортивных, балаганно-площадных увеселительных зрелищ, не имевших ни малейшего отношения к великому цирковому искусству, которым мы с вами здесь ежедневно занимаемся …     

    Подлинное, настоящее цирковое искусство, как вы уже вероятно догадались, берёт своё начало в Канаде, начиная с 1984 года, когда была основана всемирно прославленная цирковая  компания «Цирк дю Солей»… 

   Разумеется, я несколько утрировал ситуацию для наглядности. Но, тем не менее, согласитесь, подобная трактовка истории цирка звучит издевательски, чтобы не сказать убийственно.

   На этом месте я умолкаю. Мало ли кто, где и как сходит с ума. Оставляю сюжет без комментариев.

   Я не стал бы дальше «расстраиваться» по вышеозвученному поводу, если бы не явился повод в родимом Отечестве.

 

                   Иваны, родства не помнящие. «Русская палка»

 

   В очередной раз по делам службы мне с коллегой, главным экспертом «Росгосцирка» по жанрам Ириной Владимировной Шестуа, довелось присутствовать в цирковом Училище на экзамене по истории цирка.

   Это вам не «краткий курс» сомнительного достоинства лекций в заокеанском далеке. Это профильный учебный предмет, курс которого рассчитан на три года, а получаемая студентами оценка заносится в диплом государственного образца. Тут, как теперь говорит молодёжь, всё по-серьёзному.

   Казалось бы, студенты ГУЦЭИ должны по определению усваивать хотя бы фундаментальные основы истории отечественного и мирового цирка? Ничуть не бывало!

   Студентка второго курса, очень старавшаяся обратить на себя внимание комиссии всем чем угодно, только не наличием знаний, оказалась не в состоянии припомнить имени хотя бы  одной маски в итальянской  комедии дель арте…

   В конце концов, не узнала на втором курсе, узнает на третьем. В крайнем случае – остаётся шанс узнать на  четвёртом…

   Студентка, в совершенстве постигшая науку держаться на экзамене не хуже профессиональной фотомодели – что  ещё нужно молодой симпатичной девушке, чтобы стать звездой манежа и эстрады?!

   Следующий экзаменующийся на вопрос, какие артисты отечественного цирка были родоначальниками жанра «Русская палка», даже не смутился своему незнанию, строго оставаясь в «образе» не то телеведущего, не то диск-жокея…

   На помощь ему пытался прийти экзаменатор, прозрачно намекнув нерадивому студенту, что прямо перед ним сидит заслуженная артистка России Ирина Владимировна Шестуа…

   На лице студента проступила…

   Нет, не краска стыда – полный ступор и недоумение!

   Я ещё кое-как понимаю тех молодых людей, которые толпятся у подъездов Останкино, в надежде пройти кастинг на очередную «фабрику звёзд». Но я совсем не понимаю молодежь, выдержавшую непростой экзамен в ГУЦЭИ и не желающую сознавать, что они приходят сюда получать п р о ф е с с и ю.

   А в профессии невозможно чего-то добиться без серьёзного знания истории своего ремесла.    

  С бессмысленной укоризной, взирая на подросшую цирковую смену, приходится констатировать, что размах и глубина невежества нынешней молодёжи, пополняющей цирки и эстрадные подмостки, удручает невероятно.

   Информация, скажем так, о «происхождении «Русской палки» не в подвалах ФСБ хранится под грифом «совершенно секретно» и государственной тайной, отнюдь, не является. Особенно для тех, кто хочет знать подлинную историю своей профессии, а не вымыслы и доморощенные легенды о ней. Для любознательных напомню.                                                                                                              

   В 1956 году известный советский артист, режиссёр и педагог Николай Лаврентьевич Степанов предложил акробатам Ирине Шестуа и братьям Валентину и Борису Исаевым попробовать видоизменить работу в номере вольтижной акробатики; сделать её интересной, оригинальной и более эффектной, за счёт использования двух поперечных шестов в номере акробатического ханд-вольтижа. Молодые исполнители с благодарностью  приняли это предложение! 

   Это и был отправной момент создания новой разновидности жанра. Дальнейшая эволюция номера проходила в ходе бесконечных поисков и репетиций, проб, ошибок и обретений.

   Деревянные шесты были заменены на металлические, алюминиевые, титановые, затем – на пластиковые. Наиболее эффектная комбинация получилась, когда в руках нижних партнёров оставался только один шест.

   И, наконец, на завершающем этапе эволюции, шест, в конце концов, «переместился» из рук партнёров на их плечи, превратившись в пружинящую перекладину. Этот сугубо «технический манёвр» много позже осуществили те, кто шёл следом за Ириной Шестуа и братьями Исаевыми. 

   Премьера, по всем меркам, новаторского номера Ирины Шестуа и братьев Исаевых прошла на манеже Омского цирка во время ёлочных представлений 1957-1958-го годов.

   Сезон 1958-1959 годов в программе «Юность празднует» в Московском цирке на Цветном бульваре с не бывалым успехом демонстрировался номер Ирины Шестуа и братьев Исаевых – «Акробаты-вольтижёры  с шестами».

   В конце 1959 года место братьев Исаевых в номере заняли братья Бабкен и Рафаил Асатурян, а ещё позднее «нижними» в этом  номере выступили Ю.Володченков и А.Цыганков.

   Вплоть до середины 90-х Ирина  Шестуа гастролировала с этим номером, несметно растиражированная  разновидность которого, получила поистине всемирное признание и популярность.

   В международной практике закрепился профессиональный термин этой разновидности жанра: «Russian Bar» - «Русская палка».

   Так, - на самом деле! - сложилась история новой разновидности жанра.

   И меня охватывает, как минимум недоумение, а как максимум здоровое чувство негодования, когда я читаю в провинциальной газете беззастенчивые «откровения» новоявленной «пионерки жанра».

   Имени её называть не стану, чтобы не рекламировать бессовестную выскочку и невежду. Не моргнув глазом, эта с позволения сказать артистка,  вешает лапшу на уши корреспонденту о том, что, дескать, «в программе выступает сама основательница жанра акробатика на русской палке, придумавшая его ещё в 70-х годах»…                                                      

   Побойтесь Бога, сударыня! Изобретение случилось за несколько лет до вашего рождения! Подробности смотри выше.

                  

                   Иваны, родства не помнящие – 2.  «Скакалки»                        

 

  На просторах Интернета не так давно промелькнули довольно беспардонные  суждения, в духе приведённых вначале дюсолеевских «исторических штудий». 

Речь в них зашла о проблеме авторства номера «Акробаты со скакалками».    

   Иначе говоря, у некоторых пользователей Инета, а это были, несомненно, люди цирковые, возникли сомнения, относительно того, кто впервые привнёс на отечественный манеж номер со скакалками. Кто был, если на то пошло, пионером и первооткрывателем этого невероятно распространённого в цирковом мире жанра? Что тут скажешь?

   В который раз, вслед за классиком приходится констатировать горькую истину: «Мы ленивы и нелюбопытны». Увы!   

   Наступили суровые времена, когда тяжкий труд познания, уступает чуть ли не поголовной свистопляске невежества, слухов и досужих вымыслов.

   Имя первооткрывателя «скакалок» давно и хорошо известно. По крайней мере, всем, кто не считает, что цирк начинается с себя любимого.

   Валерий Алексеевич Акишин был одним из основателей любительского циркового коллектива «Арлекино» в г. Мурманске. Именно там, в канун 1975 года на сцене Мурманского Дворца культуры дебютировал им придуманный и созданный им же номер «Весёлые скакалки».

   В разные годы его учениками-партнёрами были: Д.А.Артемьев, М.А.Колесников, А.В.Сенюшкин, В.В.Спирин, М.В.Колесникова, Ю.В.Касаткина-Акишина, Т.В.Юдников, В.М.Сухопаров, А.В. Потапов, И.В.Яшников, И.В.Жуков, В.Берх, В.М.Андреенко.

   Случился настоящий прорыв в акробатическом жанре. Был открыт новый, оригинальный поджанр в цирке – акробатика со скакалкой.

   Также как и в случае с «Русской палкой», информация о «Скакалке» не за семью печатями хранится.

   Многочисленные газеты, журналы, дипломы и грамоты, датированные, подписанные и заверенные печатями, неоспоримо свидетельствуют о бесспорном авторстве Валерия Акишина на созданный им номер.    

   Справедливости ради заметим, что успех ни с неба свалился.

   Воистину всесоюзное признание и всенародная популярность номера, возглавляемого В.Акишиным, сопровождались неустанными, порой мучительными творческими поисками.  

   Успешные гастроли по Советскому Союзу увенчались золотой наградой «Скакалок» в конкурсе-смотре Всесоюзного Фестиваля самодеятельного художественного творчества и присвоением цирковому коллективу «Арлекино» почётного статуса «народного коллектива». (1976год).

   На целое десятилетие с 1978 по 1988 г.г. номер «Скакалочка» стал завсегдатаем одной из самых рейтинговых передач тогдашнего советского телевидения «Шире круг».

   В 1983 году молодой коллектив перешёл в ранг профессионалов, начав работать в Дирекции Ташкентских коллективов «Цирк на сцене». 

   В 1985году Акишины  завоевали звание  Лауреатов 1-ой степени Смотра молодёжных номеров Всесоюзного Объединения  «Союзгосцирк».

   Сезон 1987-88 годов был отмечен гастролями в цирке на Вернадского в программе «Цирк берёт интервью».

   В 1988 году Акишины прошли жёсткий отбор, прежде чем  принять участие во 2-ом Всесоюзном конкурсе циркового искусства на лучшие номера и аттракционы по жанрам.

   Будучи членом Жюри того Конкурса, я ответственно свидетельствую, что в наградном дипломе было сказано: «За создание новаторского, оригинального в своём жанре произведения и высокое исполнительское мастерство присуждается первая премия и присваивается звание лауреата номеру «Весёлая скакалка п/р В.Акишина».

    Победа Акишиных тем значимее, что их конкурентами были артисты, представлявшие на тот момент высшие достижения в своих жанрах:

«Акробаты с подкидными досками» Черниевские,  «Жокеи-наездники» – пр В.Теплова, групповой эквилибр пр Н.Полоника, «Воздушный полёт Факел» пр А.Херц, «Трёхъярусный турник пр А.Паршина», «Канатоходцы над сеткой» пр И.Чижова, «Соло эквилибрист» В.Расшивкин, «Дрессированные лошади» п/р Ю.Ермолаева.

   Оригинальный замысел и высокий уровень исполнительского мастерства Акишиных вскоре был с блеском  подтверждён  и на самом высоком в цирковом  мире соревновательном уровне.

   В 1990-ом году «Весёлые скакалки» Акишиных  на Всемирном Фестивале цирка в Монте-Карло были удостоены  «Серебряного клоуна».

 

                             В какой ситуации мы оказались?

 

    Сегодня для многих очевидно, что в теперешней действительности, индустрия развлечений прочно заняла положение культурного мейнстрима. Цирк, к сожалению, в этот процесс не то чтобы не встраивается – входит в него с большим трудом. Цирк в нашей стране, как это ни печально, перестал ощущать себя и быть культурным авангардом.

   Увы, наступило время воинствующих дилетантов и самодовольных невежд.

  Жёсткая конкуренция в «нише развлечений», провоцирует цирк на неравную «битву за зрителя» с телевидением и шоу бизнесом в целом.

   Понятно, что актуальный цирк новейшего времени должен быть, или хотя бы выглядеть, обновлённым и разнообразным. Дело, однако, в том, что история  эволюции основных цирковых жанров не даёт оснований  ожидать в скором времени  появления  принципиальной новизны  на манеже. Структура основных жанров цирка, так или иначе, сложилась и «кладовые инноваций» в таком древнем искусстве как цирк, не бездонны. 

   Появление «абсолютно нового» в цирке, в принципе, происходит крайне редко. То, что мы обычно принимаем за «новое», является перестановкой  известных слагаемых, которые уже содержатся в «мозаике» жанров. Сама же «мозаика» меняется крайне редко! Находки, если и случаются сегодня, то, главным образом, «внутри» жанров.

   За последние полвека, наиболее яркие инновационные прорывы подобного толка были связаны как раз с появлением новых, строго говоря – поджанров –  «Русская палка» и «Скакалки».

   Это Российское национальное ноу-хау! Отечественному цирку есть чем по праву гордиться!

   Но, гордиться – не значит беспринципно фантазировать, передёргивать и, тем более, перевирать.

   Российские пионеры и первопроходцы, в своё время явили цирковому миру свою невероятную креативную пассионарность и незаурядный талант.

   Они, как принято говорить в цирке, «дали хлеб», «накормив» работой и славой десятки и сотни артистов в цирковом мире! У многих, кстати сказать,  этот «хлеб» оказался ещё и с «икрой». На здоровье, как говорится.

   Какова же благодарность потомков? Все тащат у всех и даже не краснеют…

   Неужели мы так и останемся Иванами, не помнящими и не ценящими родства???

    

          «Не всё так плохо, как кажется. Многое гораздо хуже»

                                                                                (Станислав Ежи Лец, польский юморист)

                    

    Нынешняя ситуация с авторскими правами в нашей стране не даёт оснований надеяться на какую бы то ни было справедливость, в смысле авторства за цирковыми номерами.

   «Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах», как ни парадоксально, попросту игнорирует цирковой номер, как объёкт авторского права, о чём так прямо и  не сказано в разделе 2-ом статьи

7-й. Закона:

   «Объектами авторского права объявляются:

литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста…

аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы), произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы… произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства… произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства…»

   И далее, по тексту Закона, - о цирковом номере не сказано ни слова!  Сомневающиеся могут перепроверить.

   Всех упомянули! Даже «приусадебные лужайки», принадлежащие к садово-парковому искусству не забыли. Кроме понятия «цирковой номер». Такие вот дела.

   В переводе с юридического на русский это парадоксальным образом означает, что цирковой номер, в смысле признания за ним авторских прав, и поныне остаётся… вне Закона, являясь юридически не защищённым «сиротой».

   Что можно предпринять в ситуации, когда, если так можно выразиться, закон не писан?

   Подлинная  история цирка даёт немало достойных примеров соблюдения неписанных законов Цеха, законов профессиональной Этики, законов профессиональной Чести, Совести и Благородства, если угодно. Эти законы были и остаются. Их никто не отменял! И, смею думать – не отменит!

   Во всяком случае, на моём веку.

 

Владимир Сергунин

                                                        

Лауреат «Серебряного клоуна» Конкурса цирка  в Монте-Карло,

руководитель Аналитической Службы  «Росгосцирка», Кандидат искусствоведения

Пионер –  (от франц. pionnier - первопроходец,      зачинатель чего-либо, человек, проложивший   

новые пути в науке, технике, искусстве…

Первопроходец – первый, главный, зачинщик, запевало,    застрельщик, затейщик, передовой, инициатор.             

 (БСЭ, Словарь синонимов, Энциклопедический словарь Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А.)

                                                       

обсудить на форуме

 

 

 

НОВОЕ НА ФОРУМЕ


 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования