Цирк - искусство, приносящее радость
Владимир Маяковский в одном из своих стихотворений воскликнул: «Если б я поэтом не был, я бы стал бы звездочетом». А если бы меня спросили, кем бы я хотел быть, не будь драматическим актером, уверенно ответил — артистом цирка.
М. ЖАРОВ, народный артист СССР
Право, меня порой гложет мысль, что во мне погиб великий клоун. Кто знает, может, я не понял указующего перста судьбы, которая пожелала, чтобы я родился и провел свое детство на Самотеке, вблизи Цветного бульвара, где лет за двадцать до моего рождения был построен цирк Саламонского. Моя любовь к цирку, любовь проверенная, давняя, — более чем полувековая. Но начиналась она не с Саламонского, а с цирковых зрелищ в балаганах на воскресных и праздничных гуляньях в Сокольниках и на Воробьевых горах. Мне было пять лет, когда отец впервые взял меня на одно из таких гуляний. До сих пор помню те свои впечатления пятилетнего малыша. Ни в чем не сомневаясь, я, как завороженный, смотрел на шпагоглотателя, пожирателя огня, нз необыкновенных силачей, канатоходцев и других «волшебников». Восторг того дня навсегда поселился во мне. Я делал все, чтобы не пропустить ни одного балаганного представления. Как приклеенный, часами ходил вслед за бродячими акробатами по всем дворам нашего переулка. (Ходить дальше было запрещено родителями.)
Больше всего мне нравились номера в исполнении детей. Довольно сложные для ребенка чувства испытывал я при этом. Я восторгался ловкостью гуттаперчевых мальчиков и девочек, их смелостью, красотой, завидовал им и в то же время мне было жаль их: я видел их бледные лица, заштопанные трико, потертые коврики. Теперь я понимаю, что эти акробаты и фокусники были, в сущности, мужественными людьми, как и их далекие предки скоморохи. Однажды отец взял меня в цирк Саламонского. Здесь я увидел великолепных артистов; Владимира Дурова с его знаменитой железной дорогой, отважных наездников, иллюзионистов. После этого всеми правдами и неправдами я старался возможно чаще бывать в цирке. От соседских мальчишек я узнал, что на утренние представления каждый взрослый посетитель имеет право провести с собой одного ребенка. И вот чуть ли не каждый день мы, мальчишки, толпились у входа в цирк, охотясь за одинокими зрителями. «Дяденька, проведи!» — кричали мы жалобными голосами. Опыт показывал, что из пяти-шести человек один непременно откликался на просьбу.
В цирке Саламонского мне довелось увидеть многих выдающихся артистов дореволюционного цирка: Бим-Бомов, знаменитого Труцци и других. Программы были довольно разнообразны. В одной из них преобладали конно-спортивные номера, в других пантомима, в третьих клоунада. Большое место в тогдашних программах занимала ставшая очень модной французская борьба. Я не был ее поклонником. Мне казалось, что она вытесняет настоящий цирк. Все мои симпатии тогда, как и теперь, были отданы клоунаде. И в этом, видимо, сказалось мое актерское будущее. Я уверен, что если бы в ту пору существовала в Москве школа циркового искусства, я поступил бы в нее. Но таких школ тогда не было. Моя любовь к цирку требовала каких-то конкретных действий. И вот в глубине двора, за сараем, на небольшой площадке, поросшей травой, я организовал свои собственные представления. Собирались мои друзья-мальчишки, и я пытался воспроизвести все то, что видел на арене. Особенно настойчиво я стремился подражать клоунам. Но и лавры Дурова не давали мне покоя: я пытался научить нашу кошку ходить на задних лапах. К сожалению, кошка была лишена всякого стремления к артистической славе. После каждого урока дрессировки мои руки становились рыжими от йода, которым мне заливали кошачьи царапины. Словом, из кошки не получилось цирковой знаменитости, а из меня Дурова, но мне кажется, что началом своей артистической биографии я могу считать цирк за сараем.
Через несколько лет я поступил в театральную студию, где акробатику вели два клоуна — Пишель и Скала. Моим учителем был Пишель. Эти занятия благотворно сказались на моем будущем артистическом пути... Мне кажется, что цирковому искусству присущи черты, которые необходимы для артистов любого жанра. Прежде всего — это настойчивость в работе, воля, изящество и отточенность исполнения. Особенно мне хотелось бы подчеркнуть такую важную черту циркового искусства, как лаконизм в средствах выражения, отсутствие всего лишнего. Вспоминается, как С. М. Эйзенштейн, человек с глубоким и тонким чувством юмора — его нельзя было рассмешить каким-нибудь низкопробным или безвкусным трюком, — рассказывал мне, если не ошибаюсь, о клоуне Фрателлини, которого он видел как-то в Париже. Эйзенштейн был поражен лаконичностью и максимальной выразительностью художественных средств этого клоуна. Мрачноликий Фрателлини не суетился на манеже, как иные коверные, не считал, что обилие жестов, мимики и слов в конце концов должны рассмешить зрителя. Однако зал безудержно хохотал.
В послевоенные годы мне несколько раз приходилось бывать за границей, и я никогда не упускал возможности посетить цирк. Странное ощущение было у меня при этом. Мне казалось, будто я возвращаюсь в дни своего далекого детства — так современный буржуазный цирк медленно поддается влиянию времени, так сильно напоминает он мне то, что я видел пятилетним ребенком. А ведь у западного цирка блестящее прошлое. Стоит лишь назвать имена Фрателлини, Ривельса, Кадона, Растелли, Тогарэ... Современный западный цирк, за редким исключением, не дает имен, равновеликих этим. Между тем наш советский цирк — удивительное доказательство своего развития и роста. Радует глубоко творческий подход советских артистов к своему делу, а также стройность, ритмичность построения программ.
Ни один цирк мира не дал за последние 40—50 лет таких блестящих имен, как наш. Эти имена хорошо известны читателю. Мне же хочется сказать несколько слов о Юрии Никулине и Олеге Попове. Юрий Никулин представляется мне характерной фигурой нашего цирка. Это артист широкого творческого диапазона, больших возможностей. Он совмещает в себе яркий талант драматического артиста с большим дарованием клоуна. Мы видим его на манеже великолепным мастером смеха и в кинофильмах, где он играет сложные, глубоко психологические роли. Мне думается, что у клоуна Ю. Никулина и его партнера Михаила Шуйдина — большое будущее. Что касается всеобщего любимца Олега Попова, то я был одним из первых, кого пленил его незаурядный талант. Он предпринял чрезвычайно успешную и плодотворную попытку своеобразными средствами клоунского искусства передать оптимизм, жизнерадостность нашего современника. В этом было много свежести, неповторимости, новизны. Сейчас в его работе больше отточенности и мастерства. Мне кажется, что Олег Попов должен одолеть какую-то новую большую вершину в своем творчестве. Я верю в его талант.
Вся история советского цирка прошла перед моими глазами, глазами заинтересованного зрителя. Я могу засвидетельствовать, что советскому цирку наше общество всегда уделяло большое внимание. Я видел программы, в создании которых принимали участие выдающиеся писатели, композиторы и художники — В. Маяковский и Д. Бедный, А. Хачатурян и И. Дунаевский, К. Юон и В. Рындин. Хочу пожелать, чтобы и теперь у нашего цирка были бы такие великолепные авторы. И еще очень хочу, чтобы та радость, которая поселилась во мне много лет тому назад при первом знакомстве с искусством цирка, не покидала бы меня при новых встречах с ним.
М. ЖАРОВ, народный артист СССР
Журнал Советский цирк. Декабрь 1963 г.
оставить комментарий