По-моему, цирк - лучшее место в мире. К 125-летию Московского цирка на Цветном бульваре
C детства и до старости я всегда c трепетным Волнением ходил в цирк на Цветном. Всю жизнь он был и остается самым надежным моим другом. Возможно, я и живу так долго, потому что он щедро одарил меня радостью встреч c прекрасным искусством. Юбиляр всего на 31 год старше меня.
Помню его задорную молодость, успех оригинальных программ, торжество славнь1х юбилеев. Я лично знал великого Владимира Леонидовича Дурова, основателя славной династии, выдающегося наездника и режиссера Вильямса Труцци, знаменитых дрессировщиков хищников Бориса Эдера, Ирину Вугримову, Вальтера и Мстислава Запашных, Николая Павленко. Восхищался мастерством клоунов – музыкальных эксцентриков Бим Бом – Ивана Радунского и Мечислава Станевского, дружил c легендарным клоуном-сатириком Виталием ЛазаренКо, с прославленным Константином Верманом, с «солнечным» Олегом Поповым, «грустным» Леонидом Енгибаровым, c великим Карандашом, с Юрием Никулиными Михаилом Шуйдиным, чей уникальный и непревзойденный дуэт снискал любовь многих поколений зрителей. Все они давно стали классиками отечественного цирка и героями моих книг. Прекрасные артисты умели создать необычно яркие образы, и это волшебство преображения роднило их c лучшими актерами театра.
Неслучайно K.C. Станиславский говорил; «По-моему, цирк – лучшее место в мире».
B прошлые дни юбилея Московского цирка его приходили чествовать великие театральные режиссеры – B. Мейерхольд, A. Таиров. Некоторых артистов цирка приглашали в театральные спектакли, и они с успехом исполняли свои роли. Известно, что Игорь Ильинский на склоне лет приглашал в Малый Юрия Никулина, хотел передать ему свои роли. Никулин Вежливо поблагодарил, но сохранил верность манежу.
Однако кроме общности между театром и цирком существует принципиальная разница. Например, площадка. B театре – сцена, в цирке – арена. Это слово в переводе c латинского буквально означает «песок». B Древнем Риме ареной считалось место для боя гладиаторов, которое неизменно посыпалось песком.
Цирковая арена имеет 13 метров в диаметре. Такой размер соответствует длине шам6арьера или хлыста для управления лошадью. После эпохи гладиаторов она и предназначалась только для конных соревнований. Сам цирк впервые возник именно как конный – в 1770 году в Лондоне, благодаря труппе Ф. Астлея, который представлял зрителям «Высшую школу верховой езды». Позднее арена стала называться манежем – так называлась площадка для обучения езде на лошади.
От партера зрительного зала манеж отделен невысоким барьером c двумя раздвижными створками для сквозного прохода. Над манежем высится купол – в цирке действия разворачиваются не только в манеже, но и в воздухе. Цирк предназначен для утверждения «его величества номера». Представление‑дивертисмент – это каскад разнообразных номеров и оригинальных трюков, тогда как в театре ставятся спектакли. B театре актер может сыграть силача, не будучи им. B цирке им надо быть на самом деле. Такими, как Григорий Новак, Валентин дикуль или легендарный борец Иван Поддубный. Мастерство цирковых артистов должно быть настоящим, потому что от этого зависит жизнь. Одно неточное движение под куполом и, если не сработала страховка... Цирк знает немало трагических случаев.
Но что все же сближает цирк и театр?
Во-первых, импровизация, которая всегда была свойственна замечательным артистам. В театре ею в совершенстве наделен великий комик Василий Живокини. На манеже она была присуща Юрию Никулину и одному из самых выдающихся наездников – Николаю Ольховикову. Во-вторых, работа над образом. В цирке образ складывается из спортивного мастерства, ловкости, оригинальной подачи трюка и артистизма исполнение.
В результате, он получает свое завершение в отрепетированном номере, как правило, коротком по времени. В театре образ проходит через весь спектакль и для его создания используется более сложная система подходов. Но все же, наверное, больше всего сближает артистов цирка и театра – любовь к своей профессии. И, конечно, кураж. Без него невозможно никакое искусство.
Цирковой кураж придавал особое очарование лучшим пантомимам, которые шли в цирке на Цветном бульваре. Мне довелось видеть многие из них. Вспоминается пантомима «Трое наших» (1942), посвященная борьбе с фашизмом. На манеже происходили бои мотоциклистов, борьба за лошадь, акробатическая клоунада двух немецких солдат. В финале на манеж выезжал настоящий танки давил вражеские доты. B клоунских репризах блестящего клоуна Карандаша в гротесковосатирическом стиле высмеивались фашистские вояки.
B одной из самых фантастических пантомим – «Стенька Разин – удалой разбойник» – участвовали до 180 человек! Еще в 1896 году c большим успехом шла большая водяная пантомима c балетом «Встреча русской эскадры в Тулоне». На манеже был сооружен гигантский водопад и установлен адмиральский броненосец, на котором играл оркестр из 24 человек.
Я счастлив сознанием того, что Старый цирк на Цветном бульваре носит имя Юрия Никулина. Что перед зданием установлен бронзовый памятник любимому артисту, созданный талантливым скульптором Александром Рукавишниковым. Мог ли я подумать, встречаясь в довоенные годы c Владимиром Андреевичем Никулиным, режиссером и автором многих текстов для цирка, что его сын Юрий станет великим клоуном и талантливым артистом кино? Я знал Юрия Владимировича буквально c его первых шагов на манеже. Помнится, когда он решил жениться на очаровательной красавице-студентке Татьяне Покровской, то привел будущую жену и актрису к нам домой, в полуподвал на Собачьей площадке, чтобы познакомить со мной, цирковым профессором.
Символично, что после кончины Никулина место Генерального директора цирка на Цветном занял его сын, Максим. A Татьяна Николаевна, многие десятилетия выступавшая вместе c дуэтом Никулин-Шуйдин, сейчас работает в цирке как консультант по творческим вопросам. Вместе c дружным коллективом они продолжают развивать лучшие традиции старого цирка, проводят свои фестивали, привлекая молодых, талантливых артистов, ездят c артистами на престижные международные фестивали, готовят номера, выпускают программы.
По-прежнему возвышаются над фасадом цирка знаменитые лошади, по-прежнему каждый вечер его зал заполняет публика, и по-прежнему цирк Никулина на Цветном бульваре остается одним из самых любимых мест в Москве.
Волшебство манежа, как и раньше, влечет к себе талантливых и смелых режиссеров театра. Премьеры минувшего сезона – «Сон в шалую ночь» в постановке Нины Чусовой в Театре им. A.C. Пушкина или «Голая пионерка» режиссера Кирилла Серебренникова в «Современнике» – свидетельствуют о том, что традиции великого искусства цирка готовы служить зрителям и на театральной сцене.
B канун юбилея я все чаще вспоминаю Старый цирк словами из песни Юрия Никулина: «Мой старый цирк, бульвар Цветной. Мой старый цирк всегда со мной».
Из книги Театр. Цирк. Эстрада. К 100-летию Ю.А. Дмитриева
оставить комментарий