Цирк Венгрии
4 апреля 1945 года — важная дата в истории Венгерской Народной Республики. В этот день, она была освобождена от фашистского ига.
После печальных дней страха и траура люди стряхнули с себя гнетущие чувства, начали спокойно жить и трудиться. Уже летом 1945 года в Варошлигете открылся Будапештский цирк и отправились в гастроли по стране передвижные цирки. В прежней Венгрии жизнь работников арены была незавидной. В годы контрреволюционного режима Хорти они не получали государственной поддержки. Импрессарио и частные агентства жестоко эксплуатировали артистов, которые довольствовались мизерной зарплатой. Им даже не разрешалось организовать собственный профсоюз. Артисты, лишенные всякой моральной и материальной помощи, не могли надлежащим образом развивать свое мастерство. Правда, у нас были прекрасные аттракционы, но они, как правило, гастролировали за границей, так как у себя на родине не было нормальных условий для их работы.
Акробаты с подкидными досками Фалуди
Подлинная творческая жизнь в цирке началась только после освобождения страны. В 1947 году был создан профсоюз артистов арены. Народное правительство сделало все необходимое для плодотворной работы мастеров манежа. В 1949 году были обобществлены театры-варьете и национализированы самые крупные цирки в стране. Затем открылось Государственное училище циркового искусства и была организована Государственная дирекция венгерских цирков и варьете. Все эти мероприятия ознаменовали новый этап в истории венгерского циркового искусства. С тех пор для артистов открылись широкие творческие возможности. Не испытывая материальных затруднений, получая от государства зарплату, они могут теперь создавать хорошие номера и совершенствовать уже имеющиеся. Разумеется, процесс создания нового венгерского цирка был длителен и связан с преодолением трудностей. Отдельные наши творческие эксперименты оказались ошибочными. В некоторых жанрах наблюдалось значительное отставание, ликвидация его проходила медленно, постепенно. Не избежали мы ошибок и в теории циркового искусства, которые исправляли, добиваясь творческих побед.
В прошлом году торжественно отмечалась десятая годовщина со дня создания Государственной дирекции венгерских цирков и варьете. Ее работа благотворно сказалась, в частности, в том, что сейчас на арене появилось новое поколение талантливых артистов. Это поколение родилось и получило специальное образование уже в свободной Венгрии. Государственная дирекция и Училище циркового искусства тесно сотрудничают в вопросах воспитания молодых исполнителей. Дирекция настойчиво занимается творческим планированием — организованной подготовкой новых номеров и программ. В результате этого Венгерский цирк заметно вырос. У нас появилось около 30 оригинальных цирковых номеров, пользующихся успехом у отечественной и зарубежной публики. Они сейчас определяют творческое лицо нового цирка социалистической Венгрии. Хочется назвать некоторые из них. 5-Хунор — исполнители воздушного полета. Их работа отличается слаженностью, изящным вкусом и профессиональной зрелостью. Конные жонглеры З-Дунаи стремятся достичь уровня лучших исполнителей в этом чрезвычайно трудном жанре. Национальный темперамент и высокий художественный уровень присущи жокеям Мадьяр. Молодежная группа Фалуди воскрешает традиции бывшего номера Фалуди, известного советскому зрителю по его гастролям в СССР. Они учились мастерству у всемирно знаменитого акробата-прыгуна Кароя Хортобади.
Жокеи Мадьяр
Мы вправе гордиться этими номерами молодых артистов не только потому, что они отличаются высоким классом работы, но и потому, что в своем большинстве они выпущены нашим цирковым училищем. Теперь отчетливо видно, сколько потеряно нами в прошлом, когда венгерский цирк лишен был возможности организованно готовить для себя кадры, о чем в свое время мечтали лучшие деятели нашего циркового искусства. Значительная работа также ведется Государственной дирекцией по улучшению имеющихся номеров. Сегодня мы уже не можем позволить себе дешевое трюкачество и любое злоупотребление доверием публики. Художественный отдел Государственной дирекции следит за качеством номеров и помогает артистам совершенствовать их мастерство. Мы широко стараемся использовать творческий опыт цирков других стран. Многое было перенято нами у наших советских друзей — система подготовки артистов и принципы организации цирковых программ.
Большое значение придается в нашем цирке и теории циркового искусства. Мы много спорим и обсуждаем различные вопросы эстетики и технологии нашей профессии. Все это несомненно способствует повышению квалификации артистов. Прекрасно настоящее венгерского цирка. Он получил всеобщее признание в стране.
Иожеф СЕКЕРЕШ, Будапешт
Журнал Советский цирк. Апрель 1965
оставить комментарий