В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Цирк Венгрии

4 апреля 1945 года — важная дата в истории Венгер­ской Народной Республики. В этот день, она была освобождена от фашистского ига.

После печальных дней страха и траура люди стряхнули с себя гнетущие чувства, начали спокойно жить и трудиться. Уже летом 1945 года в Варошлигете открылся Будапешт­ский цирк и отправились в гастроли по стране передвиж­ные цирки. В прежней Венгрии жизнь работников арены была не­завидной. В годы контрреволюционного режима Хорти они не получали государственной поддержки. Импрессарио и частные агентства жестоко эксплуатировали артистов, ко­торые довольствовались мизерной зарплатой. Им даже не разрешалось организовать собственный профсоюз. Арти­сты, лишенные всякой моральной и материальной помощи, не могли надлежащим образом развивать свое мастерство. Правда, у нас были прекрасные аттракционы, но они, как правило, гастролировали за границей, так как у себя на родине не было нормальных условий для их работы.

Акробаты с подкидными досками ФалудиАкробаты с подкидными досками Фалуди

Подлинная творческая жизнь в цирке началась только после освобождения страны. В 1947 году был создан проф­союз артистов арены. Народное правительство сделало все необходимое для плодотворной работы мастеров манежа. В 1949 году были обобществлены театры-варьете и национализированы самые крупные цирки в стране. Затем открылось Государственное училище циркового искусства и была организована Государственная дирекция венгерских цирков и варьете. Все эти мероприятия ознаменовали новый этап в исто­рии венгерского циркового искусства. С тех пор для арти­стов открылись широкие творческие возможности. Не испы­тывая материальных затруднений, получая от государства зарплату, они могут теперь создавать хорошие номера и совершенствовать уже имеющиеся. Разумеется, процесс создания нового венгерского цир­ка был длителен и связан с преодолением трудностей. От­дельные наши творческие эксперименты оказались ошибоч­ными. В некоторых жанрах наблюдалось значительное от­ставание, ликвидация его проходила медленно, постепен­но. Не избежали мы ошибок и в теории циркового искус­ства, которые исправляли, добиваясь творческих побед.

В прошлом году торжественно отмечалась десятая го­довщина со дня создания Государственной дирекции вен­герских цирков и варьете. Ее работа благотворно сказа­лась, в частности, в том, что сейчас на арене появилось новое поколение талантливых артистов. Это поколение ро­дилось и получило специальное образование уже в сво­бодной Венгрии. Государственная дирекция и Училище циркового искус­ства тесно сотрудничают в вопросах воспитания молодых исполнителей. Дирекция настойчиво занимается творческим планиро­ванием — организованной подготовкой новых номеров и программ. В результате этого Венгерский цирк заметно вы­рос. У нас появилось около 30 оригинальных цирковых но­меров, пользующихся успехом у отечественной и зарубеж­ной публики. Они сейчас определяют творческое лицо нового цирка социалистической Венгрии. Хочется назвать некоторые из них. 5-Хунор — исполнители воздушного полета. Их ра­бота отличается слаженностью, изящным вкусом и профес­сиональной зрелостью. Конные жонглеры З-Дунаи стре­мятся достичь уровня лучших исполнителей в этом чрезвы­чайно трудном жанре. Национальный темперамент и высо­кий художественный уровень присущи жокеям Мадьяр. Молодежная группа Фалуди воскрешает традиции быв­шего номера Фалуди, известного советскому зрителю по его гастролям в СССР. Они учились мастерству у все­мирно знаменитого акробата-прыгуна Кароя Хортобади.

Жокеи МадьярЖокеи Мадьяр

Мы вправе гордиться этими номерами молодых арти­стов не только потому, что они отличаются высоким клас­сом работы, но и потому, что в своем большинстве они вы­пущены   нашим   цирковым   училищем. Теперь отчетливо видно, сколько потеряно нами в про­шлом, когда венгерский цирк лишен был возможности ор­ганизованно готовить для себя кадры, о чем в свое время мечтали лучшие деятели нашего циркового искусства. Значительная работа также ведется Государственной дирекцией по улучшению имеющихся номеров. Сегодня мы уже не можем позволить себе дешевое трюкачество и любое злоупотребление доверием публики. Художествен­ный отдел Государственной дирекции следит за качеством номеров и помогает артистам совершенствовать их мастер­ство. Мы широко стараемся использовать творческий опыт цирков других стран. Многое было перенято нами у на­ших советских друзей — система подготовки артистов и принципы организации цирковых программ.

Большое значение придается в нашем цирке и теории циркового искусства. Мы много спорим и обсуждаем раз­личные вопросы эстетики и технологии нашей профессии. Все это несомненно способствует повышению квалифика­ции артистов. Прекрасно настоящее венгерского цирка. Он получил всеобщее признание в стране.
 

Иожеф СЕКЕРЕШ, Будапешт

Журнал Советский цирк. Апрель 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

переписать с видеокассеты на диск