|
Цирк завтрашнего дня - 88
Париже состоялся ставший уже традиционным фестиваль молодых артистов «Цирк завтрашнего дня». Золотые медали завоевали Элен Тюркотт и Люк Мартин (Канада), трио Мазотти (Венгрия). Из 6 серебряных медалей две получили наши артисты — Алексей Твеленев, Николай Емелюков и Тамара Хуршудова. По разделу «Цирк будущего», в котором участвовали дети до 14 лет, золотые медали получили — китайские эквилибристы Э-Йа и Хуа-Енг, Сережа Игнатов (СССР).
Впервые Союзгосцирк дал возможность присутствовать на конкурсе профессиональному критику — НАТАЛИИ РУМЯНЦЕВОЙ. Ниже мы публикуем ее заметки о фестивале.
Духовой оркестр в красных мундирах под управлением Кармино д'Анжело марширует по арене и, гремя литаврами, удаляется.
— 14 июля пала Бастилия! Цирк Франкони давал представления для революционных граждан!
Две фигуры — парень в сабо и красном колпаке со знаменем, изображающий революционный народ, и офицер в синем мундире, в каком выступал Антонио Франкони и чье имя вошло в хронику революционных событий. Вот почему XII Всемирный фестиваль «Цирк завтрашнего дня» шел под эгидой двухсотлетия Французской революции и Декларации прав человека и гражданина.
— Парад наций! — Артисты появляются на арене Зимнего цирка (теперь цирк Буглион) торжественно и весело. Шествие с транспарантами немножко напоминает парады на больших площадях в дни праздников. Цвета французского флага — красный, белый, синий — перешли в цвета костюмов артистов. Так просил фестивальный комитет. Делегации просьбу выполнили.
И под звуки оркестра и одобрительные крики зрителей фестиваль помчался от начала к финалу. Но что теперь все перипетии, когда от фестиваля остались приятные и ностальгические воспоминания! И медали — одна золотая и две серебряные.
Это уже не новая мысль, что человечество все переживает дважды: один раз как трагедию, второй раз — как фарс. Но все-таки парадоксально, что на арене цирка, где двести лет пышно праздновали уничтожение королевской династии, теперь не менее пышно утверждали династии цирковые. Цирковые предки и традиции здесь ценятся. Мадам Роза Буглион, пожилая дама в черном платье, с достоинством сидит в ложе. Среди членов жюри — Эмильен Буглион.
И юный Сережа Игнатов, который выступал в первый день, мальчик с цирковой родословной, заведомо был интересен. Доминик Моклер, президент Ассоциации «Цирка завтрашнего дня», который сам вел все фестивальные спектакли, объявил: «Сергей Игнатов-младший, племянник знаменитого Сергея Игнатова, которого в Париже назвали первым жонглером мира!»
В белом фраке и белом цилиндре Сережа был превосходен. С небрежностью героя-любовника оперетты, появляющегося на балу, он позволил Моклеру взять цилиндр и поправить на спине свой длинный шарф. Когда-то на эту арену выходили другие танц-жонглеры во фраках и с хризантемами в петлицах. Игнатов как будто следовал традициям. Но ирония была уже в том, что светского человека изображал мальчик, почти ребенок. Он подбрасывал оригинальные бумеранги, как подбрасывают в воздух голубей, и в этот момент становился обыкновенным тринадцатилетним мальчиком. Он был совершенно спокоен. Такое самообладание? Или он просто не понимал, как ответственно начинается его актерская судьба? Он оказался сюрпризом для нас самих, потому что практически еще не работал на арене. Два года назад его отец, тоже жонглер — Леонид Игнатов, начал с ним репетировать. Считанные выступления — и сразу Париж. «Мальчик — законченный артист», — говорили члены жюри. Тринадцать лет — не рано по нашим меркам. Вот в Китае, там, по-моему, ходить и репетировать начинают одновременно. Мы видели девочку в то первое утро, когда организованно и в полном составе вошли в цирк и столкнулись с китайской делегацией в полном составе. А девочка, совсем крошечная, разминалась. Встав в стойку на скамейке, с пиалами на голове, она легко прогнулась так, что ее тоненькие ножки свесились по обе стороны лица.
— Ого! — подумали мы.
— Вот так-то! — усмехнулся глава китайской делегации, хотя ни один мускул не дрогнул на его лице.
На наших — тоже. А в голове застучало: надо было брать еще номера!.. еще!., самые сильные!., надо было...
Но тут руководитель советской цирковой делегации Татьяна Ассовская протянула китайскому руководителю руку, они обменялись любезностями, все закивали, мы улыбнулись девочке и прошли.
Последние годы китайские артисты массированной атакой двинулись на всех цирковых конкурсах. Страна их посылает, чтобы выиграть и утвердиться. И они это делают. И как только появляется очередной китайский эквилибр, технически совершенный, безупречный, как истина в конечной инстанции, жюри ставит высшие баллы, и вся сформированная к данному моменту конкурсная таблица сдвигается, вытесняя многих за призовые рамки. Это мне напоминает, как Чаплин садился в переполненный трамвай. Он уже благополучно протиснулся в салон, как в трамвай полез толстяк, дал мощный толчок пузом, салон утрамбовался, и Чаплин вылетел через переднюю дверь на мостовую...
Во Франции всегда нравились произведения с восточным колоритом. И нет ничего удивительного, что на фестивалях радостно приняли артистов из юго-восточной Азии. Выступила силовая пара из Вьетнама. Отличные трюки. Особенно перекидка партнера в копфштейне с ноги на ногу. А между трюками? Все как когда-то в наших номерах, когда, исполнив трюк, партнеры расходились, широко раскинув руки, а потом, радостно улыбаясь друг другу, шли навстречу, то ли чтобы продолжить работу, то ли чтобы дружески обняться. Это было торжество теории бесконфликтности в нашем искусстве на практике.
А вот наши Алексей Твеленев и Николай Емелюков. Они удивительно непосредственны. Трюки — на уровне. И весь номер в непрекращающемся движении, на одном дыхании, на одном нерве. Они улыбнулись зрителям — зал ответил. Ага, кое-кто в жюри невольно улыбается. Но посмотрим, что решат...
А сразу после них — китайские эквилибристы. Прыжки с перша на перш. Как в партере — прыжки в плечи, выпрыжки. С той разницей, что «нижний» стоит, упершись ногами в перш, и перпендикулярно ему. Зал вопил. Китайцы победно соскочили на арену. Оркестр грохнул туш. И ошеломленные зрители вышли на улицу.
Еще раз парень в сабо со знаменем, еще раз «14 июля пала Бастилия!», красные мундиры оркестра, синий фрак Моклера. Палитра цирка строго ограничена. Впрочем, в какие бы костюмы артисты ни оделись, цирк не показался бы пестрым, потому что самым ярким, пестрым впечатлением в Париже становится супермаркет, чуть ли не на каждом углу. Эти краски забивают все, вы словно путешествуете по натюрморту, где изобилие фламандской школы сочетается с весенней яркостью импрессионистов. А может, это только мы такие впечатлительные к супермаркетам? Нельзя пройти мимо и не остановиться. Но рассматривать, не встречаясь взглядом с продавцом, который тут же спросит: «Что мадам желает?» А мадам желает все. Сразу. А еще лучше завернуть и отправить в Москву. Я никогда не любила Золя. Как можно описывать чрево Парижа на сотнях страниц! Теперь я его поняла. И поняла печальную и невероятную участь буриданова осла, который скончался от голода, не зная, какую из двух вязанок, правую или левую, предпочесть.
Однако вернемся... Конечно, шестилетняя Э-Йа всех сразила наповал. С внешностью Дюймовочки, она все делала как взрослая: и элементы пластического этюда, и вместе со своим партнером, мальчиком чуть старше нее, взбиралась на пагоду из скамеек, она исполняла стойки на руках партнера. И все это с пиалками на голове, от начала до конца номера. Члены жюри явно растроганы. Медаль, золотая медаль! И без жюри ясно.
Остальные конкуренты тоже не дремлют. Сильных номеров много. Джина Альтофф, антиподистка из ФРГ, Франсуаза Роше, французская девочка с косичкой, которая бросала и ловила тоненькие палочки с лентами на концах, и это было поэтично, почти как символ розовой юности. И женщина-клоун Тори из США с симпатичной маской на лице... Бадаксони — венгерские акробаты с подкидными досками, венгерское вольтижное трио Мазотти, тоже с досками, пара Скиденас из ГДР — гимнасты на ремнях; симпатичный номер на катушке братьев Тромпичелли из Испании. Испанская школа пока делает первые шаги, еще нет профессионализма в нашем понимании, но сколько темперамента и подкупающей «непричесанности» в номерах испанцев! Альфредо Нок из Швейцарии танцует на канате, имитирует потерю равновесия.
— Он работает в традициях Блондена! — Доминик Моклер не упускает случая прославить историю французского цирка.
Немного информации, немного личных эмоций/ немного остроумия. Доминик Моклер вел программу изящно и красиво. Появлялась даже крамольная мысль: а нужен ли в цирке клоун при таком ведущем? Тем более что с клоунами плохо, везде плохо. Но это не праздный разговор...
Клоунов было несколько. Наш Эдуард Акопян произвел впечатление неожиданности. «Это клоун из Армении», — сказал Моклер. Его принимали тепло. (Кстати, на улицах Парижа огромные стенды: «Хорошо ли вы представляете, что Армении нужны деньги?» Акопян получил диплом, который ему вручил внук знаменитого Футтита. Между прочим, одним из членов жюри был превосходный клоун Зиппо, он же Пауль Бернхард, руководитель цирка Ронкалли.
Церемония представления публике жюри тоже была отличным зрелищем. В жюри собрались асы: главы делегаций, руководители цирковых школ в разных странах. Потом так же торжественно Моклер представлял «барьер». Что такое «барьер»? — восемь человек в черных смокингах, стоящие прямой линией позади арены. Мы привыкли к униформе, обслуживающей номера, ее задача быть как можно быстрее и незаметнее. В зарубежных цирках в униформе артисты, они по очереди помогают своим товарищам. «Барьер» в цирке Буглион ассистирует номерам, он — нечто вроде почетного эскорта. Кажется, еще никогда не было такого блистательного «барьера», как сейчас: Франсиско Буглион, Николя Буглион, Сампион Буглион, два брата Кароли, Маноло дос Сантос, Жерар Эден, Ги Монетти. Блестящие имена, блестящая свита! Как они стояли! Все подтянутые, с тоном на лице. А почему после имени Жерара Эдена такие аплодисменты?
— Воздушный гимнаст. Всего месяц назад перестал работать.
Все ясно, король воздуха.
Зал в первый день не был полным, но с каждым представлением зрителей прибавлялось. Может быть, фестиваль потерялся на фоне огромных реклам гастролей Антонио Гадеса или нового потрясающего фильма с Жераром Депардье, на который даже на Елисейских полях была очередь? Парижане знали о конкурсе, просто привыкли приходить ближе к финалу, когда погоня за золотом и серебром достигает кульминации. Любопытно, что в зале не было детей. Одни взрослые. Вот вам и цирк для детей! Есть достаточно взрослых, которые придут, если показывают интересное для них.
Еще один номер из Китая, как они назвали: «Русские палки с амортизатором». Еще один артиллерийский залп с юго-востока.
Наконец, Тамара Хуршудова, воздушная гимнастка. Выпускница ГУЦЭИ 1988 года. Каждый знает, что бывает такой период, особенно перед ответственным выступлением, когда после усиленных репетиций вдруг ни один трюк не идет. Хоть плачь. В такой штопор попала Хуршудова, перед отъездом.
— Имей в виду, мы рискуем, — сказала Татьяна Ассовская, член жюри и руководитель советской делегации. — Ты можешь вернуться «звездой», а можешь вернуться никем. Соберись.
В кулуарах конкурса ходили слухи о воздушной гимнастке из Москвы, все ждали. И это еще больше нервировало. Она отработала прекрасно. Все поняли, что у нас есть еще одна сильная гимнастка.
Зрители тоже откровенно делали свой выбор. Вот номер, который, кажется, всем понравился: «Последнее танго в Рио» из Бразилии. Уличная женщина в ярко-красном платье, и... не знаю как его назвать — бродяга? темная личность? — в потертом пальто, всклокоченный, небритый и нахальный. Она на довольно высоком моноцикле, он на высоченных ходулях, спрятанных под брюками. Странная парочка, приподнятая над землей. Он напоминает слона на паучьих ножках Сальвадора Дали, шествующего через пустыню. (Как раз в эти дни умер Дали, и смерть его произвела впечатление на Францию; ежедневно телевидение передавало записи последних его интервью, кинохронику его последних дней.). Да. Уличное знакомство. Она не хочет с ним иметь дело. А он пристает, задирается. И фигуры танго, которые они проделывают, выглядят вызывающе, парадоксально. Черное пальто и красное платье — история Кармен порождает все новые и новые варианты. Он загораживает ей дорогу. Она вспыхивает от возмущения — какой-то тип встает ей на пути! Кармен и Хозе, опустившиеся на тротуары Рио. Кончается так: он сдирает с нее платье и хохочет. Взбешенная женщина берет пистолет и стреляет. Он рухнул и не может подняться, беспомощно перебирая паучьими ножками. Перебросив его через плечо, она увозит поникшее тело...
Да, это не сравнишь с трюками на перше. Но какое зрелище!
А конкурс уже пошел на спад. Оркестр в красных мундирах играет марш. Доминик Моклер все так же элегантен в своем синем фраке, но заметно осунулся. Маленькая Э-Йа уронила пиалки и ужасно растерялась. Сережа Игнатов узнал, что ему будет вручена золотая медаль, вечером пришел в гостиницу и так крепко заснул, что отец не мог достучаться.
Последнее усилие — гала-представление. Цирк набит до отказа. Еще раз — «14 июля пала Бастилия», и две фигуры — парень со знаменем и «Антонио Франконии. Еще раз парад наций. Вручение медалей — золотых, серебряных, бронзовых, специальных призов. И, наконец, специальный приз от советского Детского фонда имени Ленина вручает главный редактор еженедельника «Семья» Сергей Абрамов: три красивых сине-золотых яблока, выполненных художницей Л. Уртаевой. Первое — Сереже Игнатову как самому юному участнику, но имеющему в своей родословной наибольшее число цирковых поколений. Второе яблоко получает Джипси Грюсс, родившая и воспитавшая целую семью цирковых артистов. Третье — Розе Буглион, как представительнице фамилии, много сделавшей для фестиваля. Но почему яблоко? «Потому что с яблока началась семья», — сказал Сергей Абрамов.
Короткие интервью с членами жюри. Да, все они отмечают высокий уровень исполнителей. Да, приятно видеть такую молодую смену... Да, это они будут работать в цирках XXI века.
Но разве исполнители — это все? Цирку нужны прежде всего идеи. Об этом прямо сказал Брайант Лиддикоут, представляющий американский цирк «Биг Эпл». Новые идеи важнее всего. А без идей практически будет только воспроизводство исполнителей. Ну, приедет через год другая девочка, которая сделает все, что показывала Э-Йа, потом третья. Конечно, профессиональный уровень растет. Но ведь есть же и пределы. Жюри, безусловно, прежде всего смотрело на профессиональный уровень. Китайские перши справедливо получили золотую медаль. Но неправда, что это для зарубежных конкурсов — самое главное. Золотая медаль и у Элен Тюркотт и Люка Мартина, воздушных гимнастов из Канады. Элен и Люк стали открытием. Совершенно новая пластика и современная история любви. Очень-очень земной. Но как это красиво, и какие нежные’ отношения между партнерами. Они выступили первый раз — ив зале даже была долгая пауза от неожиданности. Второй раз их уже встретили криками: «Элен и Люк! Элен и Люк!» Все поняли, что это — цирк будущего.
А вот элегантная Изабель Моклер, «перпетуум мобиле» фестиваля, действовавший за кулисами. Благодаря ее неутомимой энергии организация фестиваля прошла без единой накладки. Изабель вручают цветы, ей аплодируют.
Последний марш участников по арене, последние улыбки публике — и фестиваль закрыт. Потом обычное послепремьерное оживление за кулисами, объятия, пожелания, все еще о чем-то говорят. Над толпой артистов — лицо Андре Симара, режиссера Люка и Элен, лицо абсолютно счастливого человека.
— Я счастлив! Я так счастлив!
Он столько лет ждал успеха, и вот он — огромный, настоящий.
Ночью упаковка реквизита, все суетятся.
И только критик свободен и может поразмышлять.
Наши артисты выступили в Париже достойно. И получили достойные награды. Нет золота по «Цирку завтрашнего дня»? Нет. Нам стало немного труднее выступать на конкурсах, чем несколько лет назад. Сами способствовали появлению сильных конкурентов, наши идеи быстро разрабатываются в других странах. Это во-первых. Во-вторых, победные выступления китайцев. В-третьих, наша неповоротливая система подготовки номеров и планирования со своими изъянами так или иначе косвенно должна была сказываться и на конкурсах. Оригинальные номера возникают не так быстро, как бы хотелось.
С другой стороны, престиж нашей школы не нуждается в настойчивых и бесконечных подтверждениях. Можно себе позволить показывать номера, которые, очевидно, не получат высших наград, но в них новое направление, новая идея, пусть даже не достигшая наилучшего выражения. Это неправда, что жюри смотрит только на профессиональную технику, жюри прежде всего хочет видеть что-то новое.
Ну да, попытка оправдать отсутствие золотой медали? Монолог лисы, уверяющей, что ей сыр и не нужен? К стенке критика, к стенке! Конкурс на то и конкурс, чтобы выигрывать. Тоже верно. В атмосфере волнений, ожиданий — такой азарт, так хочется выиграть!
Самое главное вот что: теперь наша конкурсная политика становится более гибкой. И существенную роль в ней должна играть этика, истинная доброжелательность. И Татьяна Георгиевна Ассовская, работая в жюри, должна была проявить много мягкости, такта и дипломатии. Мы чувствовали общую доброжелательность. И было постоянное ощущение, что цирковой конкурс — это не борьба не на жизнь, а на смерть под девизом «Пусть победит дружба», а настоящая радость людей, что они встретились и могут показать друг другу свои работы. Это и было атмосферой парижского фестиваля.
А медали? Их можно выигрывать. Легко и красиво. У нас хорошая школа. И достаточно талантливых людей. Но только не нужно держать в узде людей, у которых есть идеи. И первую скрипку — режиссерам и авторам сценариев.
Конкурс ушел в ностальгическую даль. А мне все кажется, что вот сегодня подойду к двери Союзгосцирка, а там висит крупное объявление: требуются идеи.
Наталия РУМЯНЦЕВА
оставить комментарий
|
|
|
Подписаться на
рассылку сайта: |
|
|
|