Да здравствует цирк! - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Да здравствует цирк!

Цирк — самое яркое, почти сказочное впечатление моего детства. В те годы в Петербурге их было два — цирк Чинизелли и «Модерн».

Какие великолепные мастера рабо­тали там! Фантастические летающие люди «7-Леотарис-7», король смеха клоун Жакомино (близкий друг А. Куприна), жонглер Энрико Растелли. И конечно же сам Чинизелли, демонстрировавший высшую школу верховой езды. В ран­ней юности я также видел знаменитую пантомимическую группу Карно, из недр которой вышел Чарльз Чаплин.

Обычно звонкая радость, которую дарит нам арена, уходит вместе с детством. Но в моей жизни произошло иначе. Цирк не потускнел для меня в юности, напротив, — полновластно вошел в жизнь моих сверстников.

В первые годы Советской власти вместе с молодой рес­публикой росло, развивалось, искало пути новое, социали­стическое искусство. В Железном зале Народного дома ре­жиссер С. Радлов основал театр «Народная комедия», в спектаклях которого впервые на равных правах играли цирковые и театральные актеры. Мы — Г. Козинцев, Л. Трауберг и я, — тоже думая о синтезе этих искусств, организовали фабрику эксцентрического актера (ФЭКС). Работа в ФЭКСе была для нас временем наиболее тесного контакта с цирком. В расцвете таланта был А. Александ­ров-Серж, позднее ставший феноменальным наездником; тогда он работал комический номер «сундук» с клоуном Тауреком, летал, был замечательным мимом. Мы заслу­женно восхищаемся искусством Марселя Марсо, но забы­ваем, что искусство мимов для нас — искусство традицион­ное. В частности, Серж на открытой сцене Народного дома великолепно играл Пьеро в пантомимах, заимствованных из сюжетов Дебюро.

Для нас Серж был не только замечательным цирковым артистом, но и своеобразным идеалом синтетического акте­ра. И мы многое перенимали у него. Нашими учителями были и жонглер Токашима и восхитительный клоун Жорж Дельвари, тот самый, что на сцене театра «Народной коме­дии» превосходно играл в единственном драматическом скетче, написанном  М.   Горьким, — «Работяга   Словотеков».

Не в обиду будь сказано нынешним драматическим актерам и режиссерам, но мне кажется, что овладение хотя бы азами циркового искусства обязательно и необходимо для подлинного мастера сцены. В наши годы цирком увлекались многие работавшие в искусстве, и особенно Вс. Мей­ерхольд, С. Эйзенштейн. Пусть не посетует на меня за «разоблачение» его прошлого Федор Кнорре, теперь извест­ный писатель, но я впервые познакомился с ним, когда он превосходно выступал с номером «Баланс на столе».

Цирк рано вошел в нашу практику. В 1919 году в Киеве мы — я, Г. Козинцев, А. Каплер (ныне сценарист, а тогда молодой актер) — с благословения К. Марджанова основали театрик «Арлекин». Козинцев написал незатейливую, но озорную пьеску «Балаганное представление четырех клоу­нов». Пьеска была написана раешным стилем, в духе площадного ярмарочного театра. В местном цирке в то время гастролировали замечательные испанские клоуны Фернандес и Фрико. Их «антре» и пантомимы восхищали нас. Фернандес и Фрико не только открывали нам тайны циркового мастерства, но и великодушно одолжили свои роскошные костюмы, в которых мы играли первый спек­такль.

Естественно, что позднее, учась живописи во ВХУТЕМАСе, я сделал целую серию цирковых зарисовок, которые были помещены в московском журнале «Зрелища». Часть из них публикуется сегодня в этом номере журнала «Советская эстрада и цирк». «Зрелища» в те годы редактировал Л. Колпакчи. Сам страстный поклонник цирка, он смело предоставлял стра­ницы своего журнала молодым художникам, в частности Б. Эрдману (автору известного эскиза костюма В. Лазаренко), П. Галаджеву, А. Петрицкому. Любили мы и мастеров эстрады. Нас восхищал тонкий юмор А. Матова (вы видите его на одном из рисунков). Позднее я пригласил его на одну из главных ролей фильма «Шахтеры».

В годы работы в живых газетах «Синяя блуза» и «Смычка» я ежедневно ставил в этих маленьких театрах новые злободневные скетчи, буффонады, эстрадные номера. А в 1939 году был даже премирован на I Всесоюзном конкурсе артистов эстрады за танцевальный номер «Расста­вание» («Тучи над городом встали») в талантливом испол­нении Седляровой и Смолко. Увлечение буффонадой, экс­центрикой, пантомимой очень помогло мне в работе над фильмами о «Бравом солдате Швейке», в спектаклях «Клоп», «Баня», «Карьера Артура Уи».

Любовь к цирку я сохранил и по сей день, восхищаясь замечательными нашими мастерами, их искусством. Един­ственно, о чем я могу пожалеть, это то. что не поставил фильм о цирке. Но в искусстве (особенно нашем, - кинема­тографическом) часто случается так — мечтаешь об одном, а делаешь то, что настоятельно требует действительность, и на что находится... драматург.

И все-таки — да здравствует цирк! И пусть другой ре­жиссер, уже нового поколения, наконец перенесет на экран все очарование этого неувядаемого искусства.

Сергей Юткевич, народный артист СССР

Журнал Советская эстрада и цирк. Октябрь 1968 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования