Д. Даран – художник арены
У циркового искусства много друзей. Среди них — люди всевозможных профессий. По-разному выражают они и свою любовь к цирку.
Одни бурно, ярко, другие не так эмоционально, хотя они такие же большие любители циркового искусства, как и первые. К числу последних принадлежит недавно умерший Даниил Борисович Даран, прекрасный художник и необыкновенно скромный, застенчивый человек. Вспоминаю первую встречу с ним. 1932 год. Московский цирк. В центральном проходе стоит маленького роста мужчина. Тонкими стремительными штрихами наносит он карандашом в свой блокнот фигурки работающих на манеже акробатов. Вырывает лист, снова делает набросок и при этом озирается по сторонам, боясь, что его попросит пройти билетер.
С тех пор я часто видел его с блокнотом в зрительном зале, в артистических уборных и на конюшне. Он был немногословен и не расточал любви к мастерам манежа, хотя был покорен их искусством еще с тех пор, когда в детстве побывал в старом цирке Никитиных в Саратове. Даран предпочитал их рисовать. Его кисти и карандашу принадлежит целая серия рисунков выдающихся артистов советского цирка—В, и Э. Труцци, Л. Иванова, И. Радунского, Кадыр-Гуляма, С. Сосиной, сестер Кох, Карандаша, О. Попова. С этими мастерами манежа он дружил и О каждом из них написал свои небольшие новеллы.
Зная прекрасно цирковое искусство, Даран был одним из лучших иллюстраторов книг о цирке. Даниил Борисович, в частности, выполнил в любимой им акварели рисунки к академическому изданию романа Э. и Ж. Гонкур «Братья Земгано». Даран всегда интересовался жизнью и учебой цирковой молодежи. В ГУЦЭИ он был своим человеком. Здесь Даран сделал самые лучшие свои рисунки, которые следовало бы издать отдельным альбомом. Часть этих работ он подарил училищу. Они вывешены в холле и напоминают будущим артистам о том, что у цирка был большой и преданный друг.
смотреть рисунки
А. ВОЛОШИН, директор ГУЦЭИ
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1964 г.
оставить комментарий