Дуэт красоты и силы
Уже более четверти века слежу я за творчеством заслуженных артистов республики Раисы Калачевой и Михаила Птицына. Они всегда восхищали и восхищают меня необычайной легкостью исполнения сложнейших трюков, романтичностью и какой-то особой элегантностью своего искусства.
На фото РАИСА КАЛАЧЕВА и МИХАИЛ ПТИЦЫН
Их номер «Акробаты-вольтижеры», несмотря на годы, сохранил свою первоначальную свежесть. Исполнителям удалось создать удивительное по красоте и пластике произведение циркового искусства. Вот как выглядит, к примеру, одна из их акробатических комбинаций. С букетом цветов, который поднес ей коверный, артистка спокойно лежит на ковре. К ней подходит партнер, берет за руку и необычайно легко, словно пушинку, «вырывает» в стойку — рука в руку. На несколько мгновений он фиксирует этот трюк. Затем Калачева летит вниз головой, группируется на ковре и снова стремительно взлетает вверх, в стойку на одной руке...
Немногим артистам удается так изящно и легко исполнять эту сложную комбинацию. Здесь сказывается большая жизненная и творческая школа, которую прошли Калачева и Птицын прежде, чем стать первоклассными мастерами. Михаил Птицын родился в Омске в бедной семье. Шести лет мальчик остался без отца. Когда он подрос, мать отдала его в школу фабрично-заводского ученичества: парнишка мечтал стать слесарем. Очевидно, так и случилось, если бы не первое посещение цирка. Представление произвело на Мишу такое впечатление, что он решил посвятить всю жизнь этому яркому, своеобразному искусству. Мальчик упросил, чтобы его взяли в цирк «на любую работу». Два года он был помощником конюха, а затем стал униформистом.
Стоя каждый вечер у форганга, Миша внимательно присматривался к работе артистов. Стремясь перенять их трюки, он каждую свободную минуту репетировал. Мастера манежа, видя стремление юноши стать артистом, охотно помогали ему овладеть сложными приемами акробатики. Вскоре, подыскав партнера, Птицын подготовил акробатический дуэт. А в мае 1934 года он впервые выступил на манеже. С годами изобретательный Птицын усложнял свой номер, вводил в него все новые и новые трюки.
В 1940 году Птицын встретился с молодой артисткой Раисой Калачевой. Она работала тогда в знаменитой конно-акробатической труппе под руководством Леонида Ольховикова (Океанос), воспитавшего немало замечательных мастеров цирка. В паре с одной из дочерей Ольховикова Рая исполняла эквилибр на проволоке, участвовала в номере жокеев, демонстрировала вместе с юным Николаем Ольховиковым труднейший копфштейн (стойка «голова в голову») на мчащейся по манежу лошади.
Соединив свои судьбы, молодые, полные творческих замыслов Михаил Птицын и Раиса Калачева создали великолепный акробатический дуэт. За четверть века они объездили все цирки Советского Союза. Их прекрасному искусству горячо аплодировали зрители Франции, Польши, Австрии, Швеции, Норвегии, Индии, Афганистана, Бирмы, Камбоджи и других стран. В годы Великой Отечественной войны Михаил Птицын был радистом-разведчиком, а затем артистом фронтовых ансамблей. К довоенному ордену Трудового Красного Знамени, которым был прежде награжден Птицын, прибавились два ордена Боевого Красного Знамени и медали.
3 мая 1945 года я встретил Михаила Птицына в Берлине у здания рейхстага. Он был тогда участником казачьего ансамбля, которым руководил Михаил Туганов. Вместе с другими артистами этого ансамбля Птицыну выпала честь быть участником первого концерта для воинов-победителей. По дорогам войны вместе с фронтовым ансамблем прошла и Раиса Калачева. Вскоре после победы знаменитый акробатический дуэт возродился вновь.
Некоторое время Р. Калачева и М. Птицын выступали на эстраде. Они завоевали звания лауреатов II Международного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште, Всероссийского и Всесоюзного конкурсов артистов эстрады. Сейчас талантливые мастера снова работают в цирке. И всякий раз, когда я вижу на манеже акробатический дуэт Раисы Калачевой и Михаила Птицына, я думаю о том, каких поистине блестящих результатов могут достичь артисты, беспредельно преданные своему искусству, влюбленные в него.
М. НИКОЛАЕВ
Журнал Советский цирк. Ноябрь 1966 г.
оставить комментарий