Две рецензии
Фельетон. В городе Эн состоялась премьера новой программы в местном цирке. Областная газета отозвалась на этот положительный факт положительной рецензией, каковую мы здесь и приводим.
КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ
Вчера Госцирк показал нам новую программу. Она составлена из многочисленных интересных номеров, представляющих традиционные жанры этого любимого народом искусства. В первом отделении зрителей .порадовали акробаты братья Поперечные, которые легко и изящно проделывают свои упражнения на ковре. Наездница Г. Кувырченко отлично владеет высшим мастерством верховой езды. Она производит прекрасное впечатление, когда появляется на арене верхом на лошади. Приятное впечатление производит и то, что у лошади шерсть расчесана узором в виде шахмат, что перекликается с проходящим сейчас в нашем городе областным турниром шашистов. Роликобежцы 4 Пурген 4 буквально творят чудеса на маленькой деревянной площадке, которую им строят в середине манежа. Это какой-то вихрь и топот, нельзя даже разобрать, чья юбка взметнулась сию секунду кверху, ибо все четыре участницы номера действуют с поразительной быстротой. Казалось бы, ничего более интересного в смысле быстроты движений, мы больше и не увидим. Но вот выехали на арену велофигуристы Байбарак, и снова зрителям пришлось с такой поспешностью вертеть головой, чтобы следить за артистами, что у нас, право, отмоталась вся шея. Молодцы труппа Байбарак!
Найдется ласковое слово у нас и для дрессировщицы Э. Плюхошвили, которая на базе каких-то шести-семи собачонок создала увлекательное зрелище: ее песики живо разыграли сценку из быта — очереди перед ларьком на базаре. Зрители буквально помирали со смеху, наблюдая изящно поставленную грызню этих собачек перед киоском. Впрочем, смехом данная программа весьма богата. Коверный Эдуард Васькин, находясь на манеже весь вечер, дает множество интермедий и реприз, представляющих значительный интерес для зрителей. Ему аплодируют и смеются — и правильно аплодируют, правильно смеются, ибо выступления этого мастера комического цеха забавны и поучительны. Воздушный полет артистов 3. Касатки, П. Квасюка и М. Долгопупенко вызывает восторг зрителей, ибо бесстрашие и ловкость исполнителей равняются только совершенству аппаратуры, которая находится на высоте как в буквальном, так и в переносном смысле. А смешанная группа хищников, которых демонстрирует бесстрашная укротительница Алевтина Стромныкина, вызывает к себе не только интерес, но и содрогание аудитории: столь страшно глядеть на то, как юная покорительница гигантских зверей обращается с ними буквально за панибрата, находясь в клетке в окружении этих чудовищ одна-одинешенька!
Спектакль хорошо обставлен: оркестр играет слаженно и вполне подходящие к номерам мелодии; униформисты одеты изящно и со вкусом; цирк хорошо освещен во время спектакля... Словом, мы можем поздравить трудящихся нашего города: им преподнесен интересный и содержательный спектакль.
Фр. КОНОПАТЫХ
Но вот прошел месяц. Увы! — многое изменилось в зрелище, которое дает своей публике тот же самый цирк. Афиши остались теми же. И цены на билеты на прежнем уровне. А самый спектакль... Вот если бы теперь пришел в цирк рецензент, он вынужден был бы написать так:
ЗРИТЕЛЯМ НЕДОДАЮТ!
Всего лишь месяц прошел с того дня, как наш цирк показал зрителям свою новую премьеру. Но если кто-нибудь сегодня доверится афише и пойдет поглядеть то, что показывают в цирке под прежним названием, и — более того — продают прежнюю программу за те же восемь копеек, — такого товарища ждет большое разочарование. Начать с того, что свет над ареной горит теперь не в полный накал. Правда, дирекция утверждает, что это зависит не от нее, а от руководства городской электростанции. Но ведь на премьере свет был хороший. Значит, и с руководством электростанция можно договориться — не так ли?.. Униформисты производят неприятное впечатление: их костюмы потрепаны, не утюжены.
Оркестр поредел, словно он побывал в штыковой атаке. Даже дирижер выбыл из строя: его заменяет вторая скрипка. Отсутствует и валторнист. Нам объяснили, что сегодня к валторне пришла теща, и конференция с тещей заняла у почтенного оркестранта все это время... Допустим, что так. Но неужели нельзя найти для общения с тещей другого периода? Играют музыканты нестройно. Путают номера; начали было для наездницы играть польку, под которую на премьере выступали прыгуны... В вальсе для роликобежцев тромбонист потерял свою партию: мы сами наблюдали, как он вертелся за своим пультом, положив инструмент на колени. Так и не издал тромбон ни одной ноты в вальсе. А в этом номере у него есть четыре соло... Можно было бы еще перечислять огрехи оркестра, но нас зовут другие недостатки этого рядового спектакля... Надо думать, что братья Поперечные частично осиротели: вместо четырех братьев мы видели на манеже только трех. Куда делся четвертый брат? — вот жгучая тайна, решения которой мы искали весь спектакль, но так и не нашли его (впрочем, и брата Поперечного мы тоже не нашли). Наездница Г. Кувырченко, следуя примерам своих партнеров по спектаклю, сильно сократила номер. Она выдала зрителю только половину марша и в вальсе-бостоне, который прежде занимал четыре минуты, на сей раз провела только две минуты с четвертью. Даже лошадь у наездницы сократила свое выступление: она поклонилась зрителю в конце номера только три раза вместо пяти. И шерсть на гордом животном отнюдь не была расчесанной под шахматы, как прежде. Теперь она — то есть шерсть — свалялась, словно перед нами была ломовая лошадь, а не ухоженный рысак...
Но мы бы охотно простили лошади ее неприбранную шерсть, если бы роликобежцы 4 Пурген 4 (обратившиеся в 3 1/2 Пурген 3 1/2, ибо в середине номера одна из исполнительниц почему-то покинула арену и более не вернулась на свою площадку) были бы одеты чуть-чуть наряднее. Но — увы! — артистки выглядели затрапезно. Их туалеты и манеры оставляли желать лучшего. Велофигуристы Байбарак наезжали друг на друга на своих велосипедах столь часто, что все время хотелось свистком вызвать представителей ОРУДа: может быть, бравый сержант сумел бы навести здесь порядок. А когда пирамида из четырех велофигури-стов, взгромоздившаяся на одно колесо с одним седлом, рассыпалась, не доехав до форганга, то сперва зрители засмеялись, ибо подумали, что человек, занимавший место в первом ряду, на шею которому свалились исполнители номера и их металлическая машина, является так называемой «подсадкой». Но приход скорой помощи и другие признаки аварии заставили публику содрогнуться... Естественно, что артисты Байбарак ушли без аплодисментов, а, наоборот, под недовольный ропот зрителей, из которых каждый говорил вслух или про себя: «Этак и мне могли бы сломать шею!..» Собаки дрессировщицы Э. Плюхошвили начали грызться между собой подозрительно рано: они не ждали, когда поставят киоск, подле которого им надо изображать ссору. А сразу же, как выбежали на арену, принялись кусать друг друга, дрессировщицу, униформистов и даже отдельных зрителей. Был укушен и коверный Эдуард Васькин. И поделом ему! Не повторяй изо дня в день репризы тысячелетней давности.
Артисты 3. Касатка, П. Квасюк и М. Долгопупенко летали под куполом меньше, чем на премьере, но летали исправно. Впрочем, тут особенно халтурить не приходится: упадешь вниз — разобьешься и в сотом спектакле. Укротительница А. Стромныкина, кажется, хватала за хвосты не тех хищников, которых надо. Мы не очень точно помним порядок трюков в клетке. Но думается нам, что на премьере зверей было больше, и они не так много рыкали на свою повелительницу. Впрочем, трудно же предположить, что кто-нибудь из тигров или львов не вышел на арену на том основании, что он, подобно валторнисту, разговаривает за кулисами с тещей... Но факт остается фактом: зрители гораздо меньше хлопали и укротительнице!..
Хотелось бы надеяться, что дирекция цирка подтянет спектакль до уровня премьеры.
Фр. КОНОПАТЫХ
Увы! (Вы заметили: во второй части нашего фельетона все время приходится прибегать к этому горестному междометию?..) Увы! повторных рецензий у нас не бывает. А жаль. Они всегда были бы полезны. Увы!
В. АРДОВ
Журнал Советский цирк. Октябрь 1963 г.
оставить комментарий