В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 10:44 | 4.10.2012

Эмблема Советский цирк - символ любви

Эмблема Советский цирк - символ любви

История появления эмблемы Советский цирк - это плод красивых и романтических  отношений между знаменитым - уже в те годы - советским кинорежиссером СЕРГЕЕМ ЭЙЗЕНШТЕЙНОМ и мало кому известной юной воздушной гимнасткой НИНОЙ КОВАЛЕВСКОЙ.

В начале 20-го века СОВЕТСКИЙ ЦИРК, хотя и делал свои первые шаги, но уже шел твердой и уверенной походкой «вперед, к победе коммунизма». И смею вас заверить, дорогие мои читатели, что нам не только вдалбливали эти бредовые идеи в головы, но и многие из нас и вправду так считали и верили в ближайшее светлое будущее.

Но вернемся же, наконец, к нашей романтической истории. Во все века и во все времена более зрелых мужчин почему-то привлекали молоденькие девушки, да еще и в 2-3 раза моложе их самих. Мало чем отличалась и наша история любви, которая поначалу казалась простым банальным увлечением, да и то - можно понять их обоих.

Представьте себе... Молоденькая артистка цирка НИНА КОВАЛЕВСКАЯ, которая в цирке - без году неделя, а лет ей отроду - всего семнадцать! Представили? И вот однажды за кулисами Харьковского госцирка появляется знаменитый, я не побоюсь этого эпитета, на весь мир кинорежиссер СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН. И было ему в то время, в начале января 1931-го года, тридцать с хвостиком. Несмотря на такой возраст,  киноленту «Броненосец Потемкин» не успели посмотреть только пингвины в Антарктиде... И хотя «Потемкин» вышел на экраны еще в 1925-м, его автор продолжал купаться в лучах славы своего киношедевра. Он был обласкан не только самой кремлевской властью, но и каждая четвертая женщина великой страны Советов просто мечтала его увидеть, и не только!

Не многие из нас, дорогие мои читатели, знают о том, что СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ЭЙЗЕНШТЕЙН с самого раннего детства питал искреннюю любовь к цирку! Эту свою любовь он пронесет через всю свою жизнь. Но не только любовь к цирку занимала детский ум.  Из воспоминаний самого СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, он с малолетства не расставался с карандашами и бумагой. Таскал их везде и повсюду, делал наброски о том, что видел вокруг себя в течение дня.  Не даром свое первое рабочее место ЭЙЗЕНШТЕЙН нашел в качестве простого художника Первого рабочего театра Пролеткульта. Произошло это в 1920-м году. Разве мог тогда кто-то подумать, что знаком с классиком советского кино? Но все это - еще впереди. А пока вернемся в счастливое детство гения...

Еще будучи совсем мальчиком, сидя на представлении Рижского цирка в 1914-м году, СЕРЕЖА набросал рисунок воздушного гимнаста на трапеции. Вернувшись домой, поздно вечером, СЕРГЕЙ поместил увиденного артиста в круг, напоминающий манеж цирка, а у изголовья пририсовал звезду. Тем самым,  он где-то подспудно выдавал мечту всего человечества о полете в космос и стремлении к звездам! Это в наши годы, конца 20-го и начала 21-го веков, воздушный номер на трапеции стал, непонятно почему, ассоциироваться с женской половиной артистов цирка. Хотя раньше в цирке не чурались этого жанра и довольно плотные мужчины, которые не всегда были идеального телосложения. Вспомнить хотя бы персонаж оперетты «МИСТЕР “Х”».

И вот, спустя годы, СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН решил просто подарить свой рисунок Главному Управлению Цирков. Даже не подозревая, что его детский рисунок даст толчок к появлению первой эмблемы советского цирка. Справедливости ради надо заметить, что художники главка постарались над рисунком и внесли свои изменения. Так, звезда стала красного цвета, цвета флага страны (или цвета пролитой крови, в борьбе за победу большевизма), а на самой звезде появились не только серп, но и молот.  Ну и, наконец, самое главное изменение - вокруг всего рисунка появилась надпись со странными недописанными словами: «ЦЕНТР. УПРАВЛ. ГОСЦИРКАМИ» и чуть позднее появилась надпись «ГЛАВ. УПРАВЛ. ГОСЦИРКАМИ». Но, как говорится, хрен редьки не слаще, и когда автор рисунка увидел, что осталось от его детского рисунка, - он просто развел руками  и не стал заморачиваться на эту тему. Наступил 1925-год, и ему надо было заканчивать свой мировой шедевр. Цирк отошел на второй план...

Со временем СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН стал появляться в цирках страны все чаще и чаще, и посему появление его за кулисами Харьковского цирка никого не удивило. Что произошло далее - легко предугадать. Когда он впервые увидел юную воздушную гимнастку на трапеции НИНУ КОВАЛЕВСКУЮ -безумно в нее влюбился с первой же минуты!

Отношения между НИНОЙ и СЕРГЕЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ почти сразу же переросли из дружеских в очень близкие, и они даже не пытались скрывать свои романтические отношения ни в цирке, ни на улицах. Разные люди из их окружения относились ко всему происходящему по-разному. От чрезмерной радости до дикого неприятия и черной зависти. Да это и вполне понятно. Мир искусства...

Время неумолимо летело вперед, и наша влюбленная пара не заметила, как наступило 14-е февраля 1931-го года. В этот день давалась прощальная гастроль труппы цирка. НИНУ КОВАЛЕВСКУЮ ждал всепоглощающий, безжалостный цирковой конвейер.

НИНА КОВАЛЕВСКАЯ отправилась по городам и весям страны, а СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН продолжил снимать свой новый кинофильм. Жизнь стала их бросать то туда, то сюда. И встречаться удавалось все реже и реже...

Чтобы хоть как-то скрасить их первую длительную разлуку, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, подойдя вплотную к своей подруге, неожиданно достал из своей папочки листок бумаги и вложил его в руку НИНОЧКИ.

- Это тебе, любимая моя НИНОЧКА, на память о нашей встрече!
- Что это? - удивленно поинтересовалась НИНА, держа в своей правой руке листок с карандашным рисунком.
- Это мой тебе шутливой подарок, - ответил ее возлюбленный.

В руках у НИНЫ был листок с рисунком самого неожиданного содержания. На нем была изображена уже привычная всем эмблема цирка. Однако вместо мужчины-гимнаста на трапеции рисунок украшала стройная и хрупкая фигурка молоденькой девушки, тоже воздушной гимнастки на трапеции. Но что не менее поразило НИНУ - это костюм гимнастки на рисунке. Именно в таком костюме частенько выходила на манеж сама НИНА и работала под куполом цирка. Больше всего НИНУ удивило исчезновение со звезды не только серпа, но и молота...

Прошло два года... Отношения между НИНОЙ и СЕРГЕЕМ стали не то чтобы охладевать или затухать, но требовали постоянной подпитки встречами. А их становилось все меньше.

… В 1933-м году, во время гастролей НИНЫ КОВАЛЕВСКОЙ в Воронежском цирке, впервые на манеже появляется молоденький клоун, впоследствии знаменитый на всю нашу необъятную страну, АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВ.  С первых же дней своей работы коверным, он берет сценический псевдоним «МУСЛЯ». Коллеги же по цеху обращались к юноше не иначе, как АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ!

И как вы уже догадались, появился он не только на манеже цирка, но и в сердце НИНЫ. Ему тогда было всего восемнадцать, а ей - чуть за девятнадцать. Почему-то всегда принято считать, что женский ум  мудрее мужского и девятнадцатилетней девушке можно смело добавлять 4-5 лет к ее возрасту. Так произошло и с нашей новой влюбленной парочкой. НИНА не стала наступать на старые грабли и ждать, пока судьба снова разлучит ее с новым избранником. Она сама предложила АЛЕКСЕЮ СЕРГЕЕВУ соединить их жизнь узами брака. Всего за несколько месяцев в цирке появилась новая ячейка социалистического общества - семья. НИНА КОВАЛЕВСКАЯ стала теперь НИНОЙ АНТОНОВНОЙ СЕРГЕЕВОЙ.

Гастроли снова подошли к своему концу и, упаковывая реквизит и личные вещи, АЛЕКСЕЙ случайно наткнулся на рисунок ЭЙЗЕНШТЕЙНА. Вполне естественно, что НИНЕ пришлось не просто удовлетворить любопытство своего молодого мужа, но и полностью рассказать о своих отношениях с автором этого рисунка.

Невзирая на свои молодые годы, клоун не стал ревновать жену к ее прошлой жизни. А рисунок, по приезду на гастроли в Московский ЦИРК НА ЦВЕТНОМ БУЛЬВАРЕ, попросил дирекцию поместить на его афише.

Незаметно для всех и его самого, афиши и других артистов цирка стали украшать новым вариантом эмблемы цирка все больше и больше. Впоследствии клоуна МУСЛЮ так закрутила в своих перипетиях жизнь, что он даже и не вспоминал, откуда появилась эмблема «СОВЕТСКИЙ ЦИРК»...

И только спустя многие десятилетия, оглядываясь назад, вдруг понимаешь, что эмблема «СОВЕТСКИЙ ЦИРК» родилась не просто 14-го февраля 1931-го года, а в ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА, в ДЕНЬ ВСЕХ ВЛЮБЛЕННЫХ!!!

И нет уже и в помине великой страны, которая называлась СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (СССР)...  И нет уже давным-давно кинорежиссера СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ЭЙЗЕНШТЕЙНА (с 1948-го)... И нет давно на этом свете любимого многими зрителями клоуна МУСЛИ - АЛЕКСЕЯ ИВАНОВИЧА СЕРГЕЕВА (с 1977-го)... И, к моему большому сожалению, нет с нами и НИНЫ АНТОНОВНЫ КОВАЛЕВСКОЙ СЕРГЕЕВОЙ (с 2001-го)... А что же осталось? Остались наши воспоминания, наша память и самое главное - остался дневник НИНЫ СЕРГЕЕВОЙ, благодаря которому нам и удалось раскрыть тайну эмблемы «СОВЕТСКИЙ ЦИРК»…

Прошло 80 лет... И сегодня мы с уверенностью можем сказать: «С ЮБИЛЕЕМ ТЕБЯ, ЛЮБИМАЯ НАША ЭМБЛЕМА «СОВЕТСКИЙ ЦИРК» !!!

(Отрывок из книги АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВА  «ПОД КУПОЛОМ ЦИРКА. СТРАШНАЯ ТАЙНА»)

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100