Энциклопедия циркового и эстрадного искусства
Энциклопедия содержит информацию, касающуюся циркового и эстрадного искусства. Введите интересующее Вас слово, имя, фамилию.
|
Гейер Б. Ф.
Гейер Борис Федорович (1879-1916, Сер-новодск) — драматург, писатель, журналист. После окончания Коммерческого уч-ща в Петербурге (1901)- бухгалтер страхового общества. Успех первого рассказа, напечатанного в журнале «Нива», предопределил дальнейшую судьбу. В годы первой русской революции принимает деятельное участие в создании сатирического журнала «Зритель». Печатает в нем свои рассказы; один из них повлек заключение автора на полтора года в одиночную камеру Петропавловской крепости. В 1907 пишет первую пьесу «В сумерках рассвета» (поставлена в Новом Василеостровском театре); в ней автор говорил о том, что «только близорукие люди не замечают предвестников рассвета».
Г. причастен к созданию театра пародии и гротеска «Кривое зеркало» (1908), для которого пишет оригинальные пародии, юмористические сценки и миниатюры в жанре монодрамы. По свидетельству А. Кугеля, он был связан с этим театром «всем складом своего тонкоюмористического ума, непреодолимым отвращением к театральному шаблону и влечением к новым формам театрального творчества». Дебютировал пародией «Эволюция театра» (1910), где дал образцы четырех пьес на один сюжет, написанных в манере Н. Гоголя, А. Островского, А. Чехова, Л. Андреева. Пародия высмеивала не этих авторов, а их эпигонов, превративших в шаблон художественный стиль великих драматургов. Пародии Г. вообще были нацелены на шаблон, штамп: «Носовой платок баронессы» издевалась над типичным провинциальным спектаклем; «Грае-грае-воропае» — над характерными чертами малороссийского представления, в котором «уси таньцують, спивають та выпивають»; «Кинематограф, или Сильно кровавая любовь старика» — над строением, фабульными перипетиями и др. кинодрамы 10-х гг.; «Эоловы арфы» высмеивали беспринципность театральных критиков. Пародии Г. проникали в самую сущность пародируемого, обобщали целые направления в литературе и искусстве.
Г. создал первые опыты в жанре монодрамы, теория которой принадлежала Н. Евреинову. В пьеске «Вода жизни» (1910) Г. показал, как меняется окружающая действительность в зависимости от изменений, происходящих в сознании двух чиновников под воздействием винных паров. В «Воспоминаниях» (1910) он представляет шесть вариантов одного происшествия, как о нем вспоминают все его участники. «Сон» — своего рода сценическая иллюстрация теории 3. Фрейда; в пьесе материализовались сновидения мелкого чиновника, которому отказала генеральская дочь. В монодраме «Что говорят- что думают» Г. заставил звучать на сцене «внутренние монологи» действующих лиц.
Г. умер, заразившись дизентерией в Серно-водске, куда поехал подлечить язву, «унеся с собой в могилу необычайные возможности, так свеж, так оригинален был его талант» (Кугель).
Лит.: Б. Ф. 1ейер // Театр и искусство. 1916. № 28. С. 563-564; Кугель А. Р. Листья, с дерева. Л., 1929; Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России (1908-1917). М., 1995.
Л. И. Тихвинская
|
|