Этюды без слов
Взгляните на фотографию. Не правда ли, актер очень точно принял непривычную для человека «верблюжью» позу? Схвачено даже присущее верблюду «выражение»: надменно-презрительное, «наплевательское». Человек, изображающий на этой фотографии верблюда , хорошо знаком вам. Это Петр Глебов, ныне заслуженный артист РСФСР, исполнитель роли Григория Мелехова в кинофильме «Тихий Дон».
Фотография относится к тому времени, когда П. Глебов учился в Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского. Студийцы по инициативе Константина Сергеевича должны были на первом году учебы самостоятельно разрабатывать этюды без слов: «Цирк», «Зверинец».
«Цирковые» номера готовили все студенты студии. Лучшие из номеров были отобраны в 1937 году Константином Сергеевичем для показа работы учащихся 1-го и 2-го курсов студии. Эти этюды студийцев должны были служить иллюстрацией к докладу, который Станиславский предполагал сделать перед работниками искусств о воспитании актера.
К сожалению, Константину Сергеевичу не удалось довести до конца эту работу. Идея о докладе-концерте была осуществлена лишь позднее, в сезон 1938/39 года, на сценах филиала МХАТа, ВТО и некоторых клубов.
К. С. Станиславский всегда стремился к подлинному профессионализму актера; он считал, что по профессиональной отточенности искусство циркового артиста стоит чуть ли не выше, чем искусство драматического актера. Впрочем, это понятно — в цирке без высокого профессионализма рискованно обойтись. Станиславский очень высоко ценил занятия студентов студии акробатикой: «...акробатика нужна нам не только для развития ловкости тела, но и для самых высших, кульминационных моментов душевного переживания. Когда подходишь к этим минутам, нередко пугаешься их и оттого в решительный момент пасуешь, как купальщик перед нырянием в холодную воду. В акробатике такой момент сомнения не проходит даром. Тот, кто усомнится в момент «сальто-мортале», тот, наверное, получит огромный синяк или пробьет себе голову. Эти моменты требуют решительности. Акробатика помогает вырабатывать решимость, а решимость очень нужна в кульминационные минуты творчества».
Актерская молодежь, обучавшаяся в студии, увлеченно и добросовестно готовила «цирковые» этюды, подмечала профессиональные манеры работы цирковых артистов различных жанров. Старательно изучались в зоопарке повадки зверей, животных, птиц, чтобы «перевоплощаться» в их облик.
Особое одобрение Константина Сергеевича заслужили «верблюд» П. Глебова, «зайчик» Л. Гриценко (ныне народная артистка РСФСР) и другие этюды.
— «Цирковые» номера этой иллюстрированной программы были очень разнообразны, — вспоминает Григорий Владимирович Кристи, режиссер Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского и ее педагог. — Большой интерес вызывали «жонглеры», работающие с воображаемыми предметами — булавами, шарами, тарелками и т. п. Таким «жонглером» был, например, Б. Левенсон, ныне заслуженный артист РСФСР. В программе выступали и «акробаты-неудачники». Другие студийцы на полном серьезе изображали воздушных акробатов. Они долго готовились к воздушному полету, «укрепляли» на помосте какую-то аппаратуру, затем становились в позу, барабан отбивал дробь... Но в момент исполнения «опасного» трюка в зале гас свет, а когда свет вновь зажигался, «трюк» якобы был уже завершен и акробаты удовлетворенно раскланивались с публикой.
Одна из участниц программы «работала» в жанре клоунады и старалась во всем подражать Карандашу.
В нашем «цирке» выступали и «музыкальные клоуны» (они играли на воображаемых инструментах). Очень убедительны были «борцы», заправски подражавшие цирковым, но боролись они «поверхностно», не затрачивая мышечных усилий.
Как и во всяком взаправдашнем цирке, выступали разные «звери» и «животные». Здесь были дрессированные «львы», «поросенок» и целая группа «лошадей».
Программа сопровождалась музыкой. «Униформисты» (тоже студийцы) перед началом номеров расстилали невидимые ковры, устанавливали несуществующую аппаратуру. А «шпрехшталмейстер» торжественно объявлял номера, подчеркивая их сенсационность...
Т. Кулаковская
Отношение комического к трагическому и клоун
Волжская «Дубинушка» часто пелась не на заунывный мотив. Запевала пел несколько присловий, очень часто нескромных, и вдруг включал в них приказ: «Эй, дубинушка, ухнем!»
Песенные присказки запевалы были отдыхом, моментом ослабления мускулатуры перед ее напряжением.
Это основано было на очень глубоком знании законов совместного труда.
В древних религиозных празднествах разыгрывались сцены охоты или говорилось о посевах, люди как бы вызывали природу к плодоношению. Все это осуществлялось на чередовании высокого и смешного. Древние народные представления-игры перебивались неудержимой веселостью.
Так было в австралийских народных праздниках корробори, когда, по словам немецкого ученого Ю. Липса, при виде гротескных плясок «даже старики, сидящие в своих «ложах» — в австралийских кустарниках, забывают о своем достоинстве и хохочут до слез».
То же происходит на Огненной Земле во время показа «танца тюленей»: шуты и клоуны у индейцев племени пуэбло койемчи включают свои шутки в религиозные празднества. Это же отмечают в Новой Гвинее: клоуны пародируют поступки «белых», одновременно изображая их машины. Народы Африки высмеивают обычаи европейцев и их высокомерное непонимание жизни.
То, что все это основано не только на религиозной традиции, но и на знании законов искусства, мы видим и из того, что сочетание комического с трагическим сохранилось в средневековых мистериях и у Шекспира.
В религиозных танцах старого Тибета среди пышных масок ламаитских богов, связанных, вероятно, с традицией шаманства, вторгаются шуты. «Они гротескно копируют медленную поступь священных масок, вызывая этим взрывы смеха».
Греческая трагедия сменялась веселыми представлениями сатиров. Смех и пафос были разделены по произведениям и написаны отдельно, но они использовали тот же мифологический материал и исполнялись в те же сроки.
Сочетание комического и трагического усиливает восприятие противоположных эмоций.
Шут, клоун продолжает и сейчас царствовать на круглой арене современного цирка. Рядом с ним нет трагедии, но он перемежает страх.
Мы ощущаем боязнь за жизнь акробатов, которые превышают своими движениями наши возможности, мы смотрим на укротителей зверей, на риск наездников, на хождение по проволоке. Все эти эмоции у клоуна сменяются смехом.
Клоун держит свою площадку уже тысячелетиями. Он — эхо трагедии. Пересказ трагического на бытовой лад подтвержден великим опытом Шекспира. Друг короля Лира — шут, а могильщик, разговаривающий с Гамлетом, — тоже шут, хотя и изменивший свою одежду.
Старый русский народный шут сопровождает свадьбу. Шут, опутанный побегами гороха, — «шут гороховый» — на свадьбе шутками напоминал о плодородии.
Шут и клоун — это не только тот, кто получает пощечину. Шут может быть трогательным. Пьеро, Арлекин, Панталоне и прекрасная Коломбина говорили по-разному об одном и том же. Они были использованы и в стихах Блока, и, как я потом буду говорить, повторены в поздних вещах Чаплина.
Традиция шута сохранена Мольером в высокой комедии, и нам не надо думать, что мы уже должны распроститься с веселым клоуном. «Мистерия-буфф» Маяковского связана с мистериями средневековья, в ней по-новому показаны небо и ад и звучат новые цирковые шутки. Бытовой театр тоже не презирает шута.
Когда «Дон-Жуан» шел в Александрийском театре перед нашей революцией, то Варламов — Сганарель по своему театральному весу перетянул Дон-Жуана — Юрьева. Он вел и переосмыслил все действие.
Крупнейший советский, еще недостаточно прославленный актер Игорь Ильинский начинал в театре Мейерхольда, создав образ неудачника в пьесе «Великодушный рогоносец». Образ Ильинского вошел в советское кино, но был в нем не до конца использован, хотя до последнего времени мы видим все новые и новые удачи реалистических и гротескных выступлений Ильинского на экране.
При большом сценарии удача Ильинского могла бы сравниться с удачами Варламова и Чаплина.
Чаплин в «Огнях рампы» восстановил традицию комедии дель арте. Старик клоун — это Пьеро, композитор — Арлекин. Коломбина почти что сохранилась неизменной, она даже исполняет танец в развязке трагедии.
Советский цирк сейчас переживает свой расцвет. Я редко хожу в цирк и каждый раз застаю новую стадию расцвета.
В советском цирке — весна. Расцвел и советский клоун.
Олег Попов удивил мир (и даже Чарли Чаплина, а актера трудно удивить в рамках его жанра). Успех клоуна всегда труден, потому что это успех смеха. Рассмешить труднее, чем растрогать. Зритель цирка и прост и недоверчив. Успех Олега принципиален. Это клоун не измазанный мукой. Это обычный человек, не униженный. И репризы Олега Попова новы, трогательны. Когда он в Париже положил к ногам Жозефины Беккер, спустившись к ней по свободной проволоке, вырезанное из сукна красное сердце, как коврик, то это дошло до Парижа. Потому что сам театральный Париж положил к ногам великой эстрадной артистки свою любовь и уважение высокого искусства к эстраде.
Я видел Юрия Никулина и вспомнил «Люди наедине сами с собою» Максима Горького. Эта вещь была написана Горьким в 1923 году.
Горький рассказывает о том, как сам с собой почтительно раскланивался англичанин клоун Рондаль. Зрителей не было, в пустынном коридоре клоун перед зеркалом «снял цилиндр и почтительно поклонился своему отражению. В коридоре не было ни души, я сидел в баке для воды над головой Рондаля, он не мог видеть меня, да я и не слышал его шагов, я случайно высунул голову из бака как раз в тот момент, когда клоун раскланялся сам с собой».
Человек наедине сам с собой печален, иногда трогательно беспомощен и потому комичен. В том же рассказе Горький записывает, расширяя свои наблюдения: «Но я видел, как А. Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой солнечный луч и пытался — совершенно безуспешно — надеть его на голову вместе с шляпой. И я видел, что неудача раздражает ловца солнечных лучей, — его лицо становилось все более сердитым».
Горький рассказывает дальше: «Л. Н. Толстой тихонько спрашивал ящерицу:
— Тебе хорошо, а?
Она грелась на камне, в кустах, по дороге в Дюльбер, а он стоял пред нею, засунув за ремень пояса пальцы рук. И, осторожно оглянувшись вокруг, большой человек мира сего сознался ящерице:
— А мне — нехорошо».
Здесь Максим Горький перемежал наблюдения над женщинами, клоунами, великими писателями, учеными. Оказалось, что все они наедине с собой необычны и что-то раскрывают в глубине своей души.
Мне кажется, что советских клоунов в последнее время вырастил коллектив. Они стерли муку с лица, румяна с носа, сняли большие ботинки, они помолодели, покрасивели, стали правильно двигаться. Они играют обыкновенного человека, который как будто на долгие минуты потерял ощущение, что на него смотрят, и живет сам для себя, простым и трогательным.
На арене советского цирка уже произошло чудо, как будто перед увеличительным стеклом в фокусе наведенного света мы увидели обычного человека. Нет, это не маленький человек. Это не неудачник Чаплин. Это человек полноценный. Он смешон по-иному и не выглядит беззащитным. Он смешон неопытностью молодости. Тем, что снял с себя условности, не сняв с себя человечность. На круглой арене цирка рождается чудо, которое пригодится и советскому театру и советскому кино. И гениальный Чаплин недаром ходил по Парижу за Олегом Поповым, как человек ходит по темным улицам за другим, несущим фонарь.
Человек на советской арене просветлел, с ним просветлел смех.
Наш зритель и драматурги должны чаще посещать цирк. Недаром Гете и Лессинг уважали арену.
Журнал "Советский цирк" Декабрь 1962г.