ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

ЭСТРАДНЫЕ ЖАНРЫ

ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ

Вокальная (вокально-инструментальная) миниатюра, получившая широкое распространение в концертной практике. На эстраде нередко решается как сценическая "игровая" миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен ("театр песни"); большое значение приобретает личность, особенности таланта и мастерства исполнителя, который в ряде случаев становится "соавтором" композитора.

Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др.; разнообразны и способы исполнения: сольная, ансамблевая (дуэты, хоры, вок.-инстр. ансамбли).

Вплоть до начала 19 века "российскими песнями" называли вокальные произведения на русском языке в отличие от французских "романсов". В песенниках второй половины 18 века представлены оригинальные авторские произведения. Так, автором 17 "песен" на стихи А.Сумарокова, И.Елагина и др. поэтов был екатеринский вельможа и любитель музыки Г.Теплов (сб."Между делом безделье", 1759).

На протяжении 19 века формируются различные стилистические типы песен, исполняющихся как на концертной эстраде, так и в быту. В дворянских салонах рождаются романсы А.Алябьева, В.Варламова, А.Гурилева и др. В создании песен участвовали все слои общества, в том числе певцы - выходцы из крепостных - И.Рупин ("Вот мчится тройка почтовая"). В 60-х годах 19 века в связи с модой на французскую оперетту на эстраде утверждается "каскадный" репертуар - песенки фривольного содержания в сопровождении канкана - шансонетки. Дорогостоящие "звезды" выступали в шантанах, варьете, а популярные хоры лапотников обслуживали публику летних парков и манежей. На концертной эстраде блистали мастера оперы, оперетты, драмы, даже популярные поэты - С.Петров-Скиталей, певший под аккомпанимент гуслей. Большое распространение получила русская городская песня, романс, "Цыганская песня", куплеты. Массовый слушатель искал в "цыганщине" легкости, свободы, сильных чувств (А.Вяльцева, Н.Тамара, А.Давыдов и др.). Цыганским романсом увлекались Толстой, Куприн, Блок, посвятивший ему стихотворение "Натянулись гитарные струны...".

Расцвет российской эстрады проходил на фоне небывалого роста нового средства "массовой информации", как грампластинок. Между 1900 и 1907 годами было продано 500 тысяч граммофонов, а ежегодный тираж пластинок дошел до 20 миллионов штук. Наряду с легкой музыкой, на них было много и классики (Шаляпин, Карузо).

С исполнителями-солистами соперничают популярные хоры Д.Агренева-Славянского, И.Юхова и др., исполнявшими песни в "русском стиле" ("Солнце всходит и заходит", "Ухарь- купец и др.). С русскими хорами конкурировали оркестры балалаечников, рожечников, гусляров.

В 10-е годы получают известность первые подлинно фольклорные исполнители, такие, как ансамбль М.Пятницкого. В театрах и кабаре Петербурга и Москвы появляются артисты с "интимной" манерой французских шансонье (А.Вертинский). Уже к концу 19 века произошло четкое деление песни на "Филармоническую" (классический романс) и собственно "Эстрадную" (цыганский романс, старинный романс, песни настроений). В начале 20 века получают распространение массовые песни, которые поют на политических сходках, демонстрациях. Этой песне суждено на ряд десятилетий стать ведущей разновидностью советской песенной эстрады.

20-е годы - песни революции и гражданской войны ("Мы смело в бой пойдем за власть Советов", "Вихри враждебные" и др.)

30-е годы - появляется новый сплав - жанр "советской песни" - марши. Но люди жить стали лучше, они хотели другую, "теплую" музыку. "У нас для любви и для боя - марши! Извольте под марши к любимой топать!.." (Маяковский) Первой ласточкой оказалась работа известного симфониста - "Песня о встречном" Д.Шостаковича (1932). Появляются песни любовно-лирические, шуточные, эстрадно-джазовые, спортивные. Ведущим композитором-песенником 30-х годов становится И.Дунаевский, который находит постоянного партнера, поэта В.Лебедева-Кумача. Их первой совместной работой становятся песни к фильму "Веселые ребята" с оркестром Л.Утесова, с Л.Орловой. Дунаевский пишет музыку к фильмам "Вратарь", "Цирк", "Дети капитана Гранта", "Волга-Волга" и др. Дунаевский становится центральной фигурой довоенной советской песни. Рядом с ним работет немало и других талантливых авторов - Л.Книппер "Полюшко-поле", В.Белый "Орленок", братья Дм. и Дан. Покрасс "Три танкиста", Блантер "Катюша", К.Листов "Тачанка", Т.Хренников - песни из фильма "Свинарка и пастух". Многое создавалось "по социальному заказу" - была масса песен о Сталине, о Ленине, Ворошилове и прочих вождях. Советская песня активно обслуживала режим, придавая ему лоск. Но выжили песни и лирические, песни с человеческой интонацией, сердечной теплотой, которую придали им выдающиеся исполнители тех лет - Утесов, Орлова, Шульженко и др.

Советская эстрада в эти годы мозаична как никогда. В 30-е годы продолжают жить и развиваться романс, цыганская песня, китч, танцевально-бытовая песня.

Война (1941-1945гг.) Исаковский М. - "Священная война". Общеизвестна роль песен в дни Великой Отечественной. Лучшие из них все же не марши, а лирика, песни о родных и близких, о доме, о любимых - "Землянка" Листов, "Дороги" Новиков, "Темная ночь" Богословский. Война раскрыла многообразие таланта такого русского автора, как Соловьев-Седой. За четыре военных года он в содружестве с поэтом А.Фатьяновым написал около 60 песен, среди которых "Соловьи", "На солнечной поляночке" и др. Песня звучала на фронтовых концертах, в госпиталях, в полевых условиях. Среди наиболее любимых исполнителей - Утесов, Русланова, Бернес. Расцветает талант Шульженко - "Андрюша" (И.Жак), "Синий платочек" (Е.Петербургский).

Лирический настрой сохранялся и в послевоенные годы - (46-52гг.) "Где же вы теперь, друзья-однополчане" Соловьев-Седой, "Одинокая гармонь" Мокроусов, "Каким ты был" и "Ой, цветет калина" Дунаевского (из музыки к фильму "Кубанские казаки"), "За фабричной заставой" Фрадкин, "Летят перелетные птицы" Блантер. Параллельно с лирической песней процветает "официальная" песня, песня "муцзыкальных плакатов", песня торжеств и шествий - "Гимн демократической молодежи" Новиков, "Если бы парни" Соловьев-Седой". Ведущим композитором этой официозной песни стали С.Туликов "Ленин всегда с тобой", В.Мурадели "Партия - наш рулевой". Вслед за разоблачением культа личности Сталина вновь вместо гимнов-славлений стали преобладать песни лирические. Например, музыкальным символом 6 Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957) стала неторопливая, мечтательная мелодия Соловьева-Седого "Подмосковные вечера". "Оттепель" принесла целую группу новых имен, молодых авторов, каждый из которых стал широко известен. 60-е гг. Островский "А у нас во дворе" и "Как провожают пароходы", Калмановский "Я люблю тебя, жизнь", Френкель "Русское поле" и "Журавли", Петров "Я шагаю по Млскве", Шаинский "Дрозды" и др. Ведущей фигурой 60-х становится А.Пахмутова "Песня о тревожной молодости", "Песня геологов", Главное, ребята, сердцем не стареть", "Надежда", "Как молоды мы были" и др.

С середины 50-х воскрешается песня в танцевальных ритмах (фокстрот, танго, вальс). Популярной мелодией становится, например, песенка А.Лепина "Пять минут" (из фильма "Карнавальная ночь", 1956), которую пела Л.Гурченко, первый отечественный твист "Черный кот" Саульского. Известные эстрадные исполнители конца 50-х-начала 70-х Н.Дорда, И.Бржевская, Г.Великанова, Г.Отс, М.Кристалинская, Э.Пьеха, И.Кобзон, М.Магомаев, Е.Камбурова, Э.Хиль, Л.Зыкина, С.Ротару и др.

Наряду с песней профессиональной расцветала самодеятельная, "бардовская" или "авторская". Барды, как правило, смоединяли в одном лице автора слов, автора музыки, певца и гитариста - БюОкуджава, Ю.Визбор, М.Ножкин, В.Высоцкий.

Получают распространение детские эстрадные мелодии - Шаинский "Пусть бегут неуклюже", "Вместе весело шагать", "Кузнечик", "Антошка" и др.

В 50-60-е гг. стали появляться небольшие ансамбли, вокальные группы - "Дружба" А.Броневицкого, женский квартет "Улыбка", "Орера" в Грузии и др. Наиболее мощное направление с начала 70-х гг. ВИА (бит-песня) - поток поп-и рок-записей-подражание западному шлягеру ("Битлз", "Роллинг стоунз" и др.). Первой советской бит-группой стали ленингр. "Поющие гитары" пр А.Васильева, "Веселые ребята" П.Слободкина, "Песняры" В.Мулявина. Спустя два-три года таких коллективов насчитывалось сотни. С ВИА сотрудничали известные авторы - Фельцман ("Цветы"), Пахмутова ("Песняры"), Фрадкин ("Самоцветы"). У ВИА открылись и свои молодые авторы-исполнители - А.Градский, Ю.Антонов.

С 70-х гг. стали появляться отечественные, общесоюзного калибра, звезды - Кобзон, Ротару, Пугачева, Леонтьев.

К середине 80-х отмечается кризис советской песни. Хотя она находит новую жизнь то в "ретро"-звучании отдельных групп - "Браво", "Доктор Ватсон", то в интонациях "кавалерийских" мелодий - "Любе", О.Газманова.

К концу 80-х гг. ослабевает цензура - это время "стадионных рок-концертов". Затем новое размежевание - рок и развлекательная "попса". Среди песенников-композиторов можно выделить таких, как Макаревич, Гребенщиков, Градский, Шевчук, Кинчев, Цой, Бутусов, Мамонов.

Есть своя композиторская группа и среди эстрадных музыкантов. Это Антонов, Пугачева, Газманов, Лоза, Кузьмин, Добрынин, Корнелюк и др. Прошлая песня была преимущественно композиторской, нынешняя - "исполнительская".

Среди исполнителей, на которых ориентируются современные молодые композиторы - И.Аллегрова, Азиза, Агутин, Апина, Ветлицкая, Валерия, Кирковров, Меладзе, Орбакайте, Пенкин и др.

Сосуществуют множество стилей, манер и направлений - от сентиментального китча и городского романса до панка-рока и рэпа. Таким образом, сегодняшняя песня - это многоцветное и многостильное панно, включающее в себя десятки направлений, от отечественных фольклорных имитаций до прививок афро-американской, европейской и азиатских культур.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования