Гипноз на ходу
Дрессировщика, ученого и циркового клоуна Дурова Владимира Леонидовича знал я по его выступлениям, конечно,с детских лет, познакомился же я с ним в Москве в 1919 или 1920 году.
Пригласил он меня вместе с Адуевым, другом моим и соавторам, на встречу по репертуарному вопросу. Гастрольное выступление Дурова занимало не меньше сорока пяти минут — оно состояло из выходного монолога, театрализованного показа дрессировки зверей, отдельных реприз на бытовые и политические темы. В заключение — большое звериное «ревю». Это могла быть знаменитая «Дуровская железная дорога» с крысами-пассажирами, безбилетными зайцами, собаками-билетерами, мартышками-носильщиками и с верблюдом — станционным швейцаром, бьющим в колокол отправление. В других случаях это было «Шествие народов» с соответствующими эмблемами и аллегориями: лев примерно изображал Англию, петух — Францию, ворона — какого-нибудь министра, который что-либо «проворонил», шакал — правительство, которое аннексировало, что плохо лежит, и т. д.
О таких политических репризах применительно к возможностям зверей и был у нас с Владимиром Леонидовичем разговор. Нас поразила обстановка, образ жизни и весь уклад дуровского дома. Громадная квартира где-то на Арбате была отведена и под жилье и под звериное хозяйство. Все домашние звери тут же и проживали. Морские львы и верблюд, разумеется, имели местожительство в цирковых конюшнях, но здесь, под одной кровлей с дуровской семьей, находились кошки, собаки, зайцы, обезьяны и птицы разных пород. Но, пожалуй, больше необычной обстановки меня поражало, что я лично убедился в знаменитой способности Дурова внушать зверям приказы в такой же мере, что и людям. Вот чему я был свидетелем. В кабинете на жердочке в течение многих лет пребывал цветистый попугай, которому Дуров внушил, что он прикован, сидит на цепи и не может сняться. Так он и сидел, а о неподвижности его свидетельствовали перманентные кучи помета непосредственно под шестом. Дуров познакомил меня с собачкой и проговорил:
— Скажите мне, что ей сделать, — и будьте покойны! — Пусть принесет из передней мою шляпу и палку.
Дуров очень пристально посмотрел собаке в глаза; он как бы диктовал ей последовательно каждое движение, расчленял свое поручение на составные части, после чего слегка толкнул собаку, и она тронулась с места. Через минуту моя шляпа и палка были передо мной.
Дальше.
Шел у нас разговор о многом, мысли переходили с предмета на предмет легко и непринужденно. В пылу беседы, так, между прочим, Дуров высыпал коробку спичек на стол и обратился ко мне:
— Возьмите, не считая, сколько вам захочется спичек.
Я взял восемь спичек, а у него на листочке — он мне показывает — написана цифра «восемь». Я говорю:
— Ну что ж, совпадение, бывает.
Он в ответ:
— Вы так думаете? Давайте повторим. Берите спички.
Дуров пишет какую-то цифру на бумажке. Я взял на сей раз двенадцать спичек, у него та же игра — на бумажке «двенадцать». Лукавый старик лих был подшучивать над юношей. Он говорит наконец:
— Вот я здесь написал цифру и гарантирую вам, что ни больше, ни меньше спичек вы не наберете. Тащите.
Зло меня взяло — беру я одну спичку, больше не хочу. Старик свое:
— Ну что же так мало? Потяните еще хоть парочку, мне не жалко.
— Нет, с меня достаточно, — суховато говорю я.
— Значит, нет?
— Нет.
— Еще раз нет?
— Нет, нет, нет.
— Ну тогда смотрите.
На бумажке у него стояла «единица». Конечно, тут о совпадении речи быть не могло. Но поразило меня, что внушение производилось без напряжения внимания, без ритуала с пассами и «проникновенными взглядами», а легко, незаметно, как-то на ходу.
А. АРГО
Журнал Советский цирк. Март 1964 г.
оставить комментарий