В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Горьковские названия пантомимы

В начале XX века в русских цир­ках шла пантомима с несколько зага­дочными названиями: «Странствую­щий актер М. Горького», «Тип М. Горького», «Герой М. Горького» и даже «Слуга М. Горького».

Чтобы рассказать о ней, придется вспомнить, что в свое время очень популярной была цирковая пантомима «Иван в дороге». Ее содержание примерно таково: к цирковому директору, собирающему труппу, приходит на­ниматься спившийся драматический актер. Хозяин цирка предлагает ему место слуги, на что актер в конце кон­цов соглашается. Оставшись один, Иван начинает принимать на службу артистов различных жанров: «герку­леса», фокусника, акробата и т. д. Они показывают ряд своих трюков, думая, что имеют дело с самим директором. Когда возвращается хозяин цирка, к нему являются все принятые арти­сты. Возникает скандал, который за­канчивается потасовкой или чаще все­го обшей комической кадрилью. Артисты, исполнявшие роль глав­ного персонажа, каждый по-своему трактовали образ Ивана, Обычно это был ловкий жулик и пройдоха. В та­кой интерпретации образа героя пан­томима шла вплоть до начала 90-х годов.

В это время в русском обществе на­чинает   завоевывать   большую   популярность А. М. Горький, автор рас­сказов о босяках. Новый герой русской литературы проник и в цирк. Пантомима «Иван в дороге» стала называться «Герой М. Горького», а сам его главный персонаж приобрел некоторые черты горьковских бося­ков. В характере Ивана стали прояв­ляться чувство человеческого достоин­ства, гордость, независимость. Он не позволял директору называть себя на «ты», требовал к себе внимания; иногда в обращении с хозяином у него прорывались презрительные нотки. Особенно полно привносились черты горьковских героев в традиционный образ Ивана при постановке панто­мимы в балагане Ивана Лазаревича Филатова (отца известного советско­го дрессировщика, народного артиста РСФСР В. Филатова). И. Л. Филатов был хорошо знаком с Горьким и не раз беседовал с Алексеем Максимо­вичем, когда писатель приходил в гости к своему земляку — А. И. Ор­лову, работавшему в балагане купле­тистом. Под названием «Странствующий актер М. Горького» пантомима шла до Октябрьской революции. Ее не­обычная история — свидетельство влияния творчества великого проле­тарского писателя на искусство цирка.
 

А. ЛЕБЕДЕВА

Журнал Советский цирк. Март 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100