Горьковские названия пантомимы
В начале XX века в русских цирках шла пантомима с несколько загадочными названиями: «Странствующий актер М. Горького», «Тип М. Горького», «Герой М. Горького» и даже «Слуга М. Горького».
Чтобы рассказать о ней, придется вспомнить, что в свое время очень популярной была цирковая пантомима «Иван в дороге». Ее содержание примерно таково: к цирковому директору, собирающему труппу, приходит наниматься спившийся драматический актер. Хозяин цирка предлагает ему место слуги, на что актер в конце концов соглашается. Оставшись один, Иван начинает принимать на службу артистов различных жанров: «геркулеса», фокусника, акробата и т. д. Они показывают ряд своих трюков, думая, что имеют дело с самим директором. Когда возвращается хозяин цирка, к нему являются все принятые артисты. Возникает скандал, который заканчивается потасовкой или чаще всего обшей комической кадрилью. Артисты, исполнявшие роль главного персонажа, каждый по-своему трактовали образ Ивана, Обычно это был ловкий жулик и пройдоха. В такой интерпретации образа героя пантомима шла вплоть до начала 90-х годов.
В это время в русском обществе начинает завоевывать большую популярность А. М. Горький, автор рассказов о босяках. Новый герой русской литературы проник и в цирк. Пантомима «Иван в дороге» стала называться «Герой М. Горького», а сам его главный персонаж приобрел некоторые черты горьковских босяков. В характере Ивана стали проявляться чувство человеческого достоинства, гордость, независимость. Он не позволял директору называть себя на «ты», требовал к себе внимания; иногда в обращении с хозяином у него прорывались презрительные нотки. Особенно полно привносились черты горьковских героев в традиционный образ Ивана при постановке пантомимы в балагане Ивана Лазаревича Филатова (отца известного советского дрессировщика, народного артиста РСФСР В. Филатова). И. Л. Филатов был хорошо знаком с Горьким и не раз беседовал с Алексеем Максимовичем, когда писатель приходил в гости к своему земляку — А. И. Орлову, работавшему в балагане куплетистом. Под названием «Странствующий актер М. Горького» пантомима шла до Октябрьской революции. Ее необычная история — свидетельство влияния творчества великого пролетарского писателя на искусство цирка.
А. ЛЕБЕДЕВА
Журнал Советский цирк. Март 1963 г.
оставить комментарий