Хмыровы - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Хмыровы

Артисты Хмыровы были очень талантливыми людьми, с сильными ощущениями к жизни и особой жадностью к работе.  «Канатоходцы – эквилибристы на першах», так назывался их номер.

Всё  что  мог  увидеть  на  манеже  зритель,  всё  было  сделано  их  руками,  начиная  с  реквизита  до  постановки  номера.  Дело  своё  они  знали  крепко,  особенно  старший  Хмыров,  но  вот  незадача,  дипломатии  в  их  разговоре  с  другими  артистами  было  маловато.  Боже  упаси,  с  их  стороны  никогда  не  было  хамства,  они  были  высочайшего  уровня  мастера  «это  их  беда»  и  не  могли  мирно  уживаться  с  теми,  кто  каждый  вечер  выдавал  на  манеже  откровенную  халтуру.  Они  всегда  говорили  сущую  правду.  Но  человек  так  устроен,  он  не  хочет  о  себе  знать  правду,  тем  более  такую  точную,  образную,  против  которой  и  возразить  нечего.  Причина  их  конфликта  заключалась  в  том,  что  в  цирке  уже  в  семидесятые  годы  прошлого  столетия  было  достаточно  номеров  невысокого  профессионального  уровня.

Были  и  такие;  оканчивали  цирковое  училище,  работали  ни  один  год,  но  порой  не  знали  простых  и  даже  элементарных   цирковых  навыков.  Хмыров  старший  с  этим  никак  не  мог  смириться,  он  не  мог  молча  пройти  мимо  того  что  кто-то  по  неумению  допускает  очевидные  технические  ошибки,  не  позволяющие  артисту  сделать  тот  или  иной  трюк.  Он  только  случайно  бросил  взгляд  на  гимнастку,  на  дочь  руководителя  аттракциона  «Человек  невидимка»  работающую  на  «корд  де  парёли»  (вертикальная  верёвка),  что  исполнительница  неверно,  не  эстетично  висит  в  ножной  петле. 

 - Ну,  кто  же  так  висит  в  петле?  Стопу  надо  вытянуть,  удержание  происходит  за  счёт  удавки  под  тяжестью  тела – объяснял  он –  а  не  за  счёт  крючка  стопы,  это  ложное  ощущение,  будто  вытянув  стопу  можно  выскочить  из  петли. 

Хмыров  был  абсолютно  прав.  Ивот  что  интересно,  когда  гимнастке  об  этом  сказали,  она  приняла  к  сведению,  не  обиделась,  стала  висеть  с  вытянутой  стопой,  и  все  заметили,  даже  наши  билетеры  и  те  сказали,  что  так  красивее.  Это  замечание  от  Хмырова  в  адрес  любимой  дочери,  дошло  до  самого  хозяина,  как  я  думаю,  в  крайне  негативных  тонах.  Взрослые  люди  более  обидчивы,  и  «Невидимка»  затаил  злобу  на  Хмырова.

Люди  часто  не  только  обижаются,.  но  и  люто  ненавидят  тех,  кто  их  уличил  в  незнании  того,  что  они  обязаны  в  силу  своей  профессии  знать  как  «Отче  наш».

Невидимка  отработал  у  нас  первую  программу  с  переаншлагом,  но  у  нас  все  программы  до  него  работали,  с  полным  залом.  Ивот  дирекция,  поддавшись  гипнозу  со  стороны  «Невидимки»  оставляют  его  на  вторую  программу.  Но  вторую  программу,  цирк,  выбиваясь  из  сил,  надрывая  пупок,  тянул  из  последних  жил  и  сухожилий.  Борз  работали  на  пределе  своих  возможностей,  выезжали  на  предприятия,  как  только  могли,  рекламировали  программу,  убеждая  зрителей,  что  первое   отделение  идёт  в  новой  редакции,  с  новыми  артистами,  с  новыми  номерами.  В  этот  драматический  момент  когда  «Невидимка»  осознал,  что  не  способен  тянуть   две  программы  кряду,  нервы  его  сдали.  На  некоторых  спектаклях  даже  не  было  аншлага.

И  как  снег  на  голову,  по  разнарядке  из  Москвы  приезжают  со  своим  номером  «Канатоходцы – эквилибристы  на  першах»  Хмыровы.  Старший  Хмыров  расценил  действия  Москвы,  как  акцию  по  спасению  программы  в целом  и  аттракциона  «Человек  невидимка»  в  частности.  «Невидимка»  принял  это  как  удар  ниже  пояса,  его  самолюбие  было  уязвлено.  Да  ещё  эта  нетактичная   выходка  по  отношению  к  его  дочери.  Хамы  Хмыровы,  решил  «Невидимка»,  но  будучи  не  плохим  дипломатом,  ответных  мер,  пока  не  принимал.  Он  был  уверен,  что  рано  или  поздно  Хмыровы  ещё  раз  проколются,  он  знал,  что  они  вспыльчивы,   не  сдержаны,  а  в  особых  обстоятельствах  бывают  даже  грубоваты,  надо  только  подождать.

Есть  такая  мудрая  китайская  притча:   «Если  долго  сидеть  на  берегу  реки,  то  можно  увидеть  проплывающий  труп  своего  врага».  Хмыровы  за  кулисами  готовились  к  подвеске,  суетились,  держали  себя  независимо,  много  говорили,  шутили,  смеялись.  Всю  эту информацию,  со  всеми  подробностями  тайные  агенты  докладывали  туда,  наверх  к  «Невидимке»  в  его  апартаменты.  Объект  был  взят  в  контрольную  разработку,  докладывали  о  каждом  шаге,  о  каждом  слове.  У  ассистентов  такая  должность  держать  нос  по  ветру,  угождать  шефу,    выполнять  все  его  просьбы  и  капризы,  и  даже  предугадывать,  что  он  хочет.  А  он  хочет  вставить  шпильку  под  рёбра  самому  Хмырову.  А  значит  все  ассистенты,  работающие  в  аттракционе  «Человек  невидимка»,  должны  с  презрением  относиться  к  Хмыровым.  Напряжение  нарастало.  Когда  с  утра  и  до  вечера  работаешь  и  живёшь  за  кулисами,  любое,  едва  заметное  изменение  в  поведении  ассистентов,  а  это  барометр  отражения  состояния  шефа,  улавливаешь    довольно  точно,  тем  более  что  есть  мотивы.

Во  избежание  скандала,  я  уведомил  об  этом  старшего  Хмырова,  могут  быть  неприятности,  и  назвал  причину.  Хмыров  от  природы  был  очень  смелым  и  умным  человеком,  отчаян,  находчив  и  беспощадно  справедлив.  О  трудолюбии  я  даже  и  не  говорю,  вот  попроси  его  молодой  артист:

 - дядя  Боря  помогите  подвесить  лонжу,  это  притом,  что  он  этому  артисту  в  отцы  годится,  он  без  единого  слова поднимется  на  колосники  и  сделает  всё  с  профессиональной  точностью.  Взамен  ему  ничего  не  нужно  даже  на  спасибо  махнёт  рукой  и  скажет – да  чего  уж  там.

На  мои  слова  о  предостережении  отец  и  сын  только  рассмеялись.  -Мы  не  такие  атаки  отражали – успокоил  меня  старший  Хмыров, - что  не  так,  можем  хоть завтра  уехать  в  другой  город,  Хмыровым  везде  работа  найдётся.  Ивот  эти  слова  «Хмыровым  везде  работа  найдётся»,  мне  почему-то  особенно  понравились.

Началась  подвеска,  я  лезу  вместе  с  ними  на  колосники,  не  по  принуждению,  и  не  ради  любопытства,  я  должен  знать  всё.  Чтобы  знать – нужно  быть  недовольным  собой,  чтобы  уметь – нужно  быть  трудолюбивым.  Старший  Хмыров  мне  сказал  однажды: 

 - Вот  когда  ты  совместишь  знание  и  трудолюбие,  тебе  ничего  не  будет  страшно  в  этой  жизни.  Я  помню,  его  слова  по  сей  день.

Аппаратура,  на  которой  работают  Хмыровы,  подвесная,  они  не  пользуются  традиционными  опорными  стойками,  поэтому  в  манеже  нет  никаких  нагромождений,  это даёт  им  возможность,  парить  в  воздухе.  Но  вот  как  младший  Хмыров  понесёт  свой  перш  с  партнёршей  с  партнёршей  в  «арабеске»,  стало  для  меня  откровением.  Меня  интересовало,  как  он  удерживает  перш  от  бокового  сноса,  когда  бруски  колосников  от  напряжения  сил  сливаются  воедино, и  тут  понимаешь,  контролировать  свои  действия  не  представляется возможным.  Тут  должна  быть  какая-то  хитрость,  да  вот  она,  они  делают  ориентир,  снизу  под  колосниками,  в  одной  плоскости  с  натянутым  канатом,  другим  эшелоном  они  прокладывают  веревку,  обмотанную  красной  тканью,  для  лучшей  видимости.  Теперь  младший  Хмыров  понесёт  лобовой  перш,  ориентируясь  в  пространстве  по  проложенной  красной  линии,  как  опытный  кормчий  ведёт  корабль  по  фарватеру.

Уметь  балансировать,  это  значит  опережать  падающий  предмет  в  сторону  падения  и  тем  самым  возвращать  его  в  положение  абсолютной  вертикали.  Чем  выше  перш,  тем  легче  его  балансировать,  так  как  намерения  к  падению  видны  заранее,  и  это  даёт  возможность  эквилибристу  принять  меры  и  устранить  завал.  А  вот  чтобы  нести  перш  по канату,  эквилибристу  следует  намеренно  заваливать  его  себе  на  ход,  но  в  той  мере,  которая  позволяет  ему  равномерное плавное  движение  вперёд.  Младший  Хмыров  это  делает  блестяще,  вот  он  усложняет  свои  действия,  идёт  вверх  по  наклонному  канату,  доходит  до  середины,  канат  ослабляют,  и  эквилибрист  начинает  ногами  его  раскачивать  и  всё  это  с  партнёршей  не  вершине  перша.  Но  самое  сложное,  хотя  на  первый  взгляд  кажется  менее  эффектное,  чем  раскачивание  каната,  это  спуск  по  наклонному  канату,  это  гораздо  труднее,  чем  идти  по  прямой.  Движение  по  прямой  привычны  для  человека,  так  он  ходит  в  жизни.  Когда  идёт  спуск,  голова  автоматически  так  же  опускается  вниз,  это  единственная  возможность  проконтролировать  свои  действия.  Но  лобовой  перш  с  партнёршей  наверху,  не  позволяет  это  сделать.  Исполнитель  должен  видеть  свой  ориентир,  свой  фарватер,  а  это  означает,  что  ноги  должны  идти  на  ощупь,  отыскивая  в  темноте  невидимую  опору.  Уступающий  момент  в  движении  вниз  с  партнёршей  на  перше,  сложен  вдвойне.  Грузчики  говорят,  легче  нести  поклажу  вверх,  чем  вниз,  мышцам  привычнее  преодолевать,  чем  уступать,  так  они  устроены.  По  этой  причине  фигуристу  легче  выпрыгнуть  чем  приземлиться.   Мы  подвесили  аппаратуру  и  спустились  вниз.  Младший  Хмыров  разминался  в  манеже  необычным  способом,  он  балансировал  на  лбу  чайную  ложечку,  так  он  проверял    свою  готовность  к  работе.  Специалист  знает,  что  это  такое,  ни  один  человек  даже  с  хорошим  чувством  баланса  никогда  этого  не  сделает,  это  выше  возможностей  даже  способного  человека.  Ложечка  стояла  как  вкопанная.  Он  даже  не  балансировал,  то  есть  нельзя  было  заметить,  как  он  это  делает  технически,  потом  он  опустился  в  сед  и  сделал  пируэт.  То  что  он  сделал,  можно  было  показывать  как  номер..

                     Сегодня  вечером  премьера.

Каждому  униформисту  было  дано  конкретное  задание.  Мы  распределили  кто  выносит  перш,  кто  работает  на  натяжных  лебёдках,  кто  расслабляет  канат  для  раскачивания.  Всё  нужно  сделать  без  накладок.  От  чёткой  работы  униформы  зависит  успех  номера.  Вроде  учли  всё,  старший  Хмыров  ещё  раз  обращает  наше  внимание  на  то  как  нужно  отпускать  канат,  в  какой  момент,  это  очень  важно.  Пока  он  идёт  этого  делать  категорически  нельзя.  Когда  канат  ослаблен,  он  как  бы  уходит  из – под  ног  эквилибриста,  если  не  будет  опоры – это  падение.

В  этом  случае  партнершу,  стоящую  на  вершине  перша,  возьмут  на  лонжу.  Эдик  Хмыров  идёт  без  страховки,  у  мастеров  такого  уровня  не  принято  говорить,  что  он  будет  делать  если  произойдёт  нештатная  ситуация.  Падения  не  должно  быть.  Даже  если  представить  что  это  произошло,  он  бросит  вниз  баланс,  чтобы он  ему  не  мешал,  и  будет  бороться  за  свою  жизнь  сам.  Его  задача  ухватиться  руками  за  канат,  повиснуть  на  нём  и  снова  встать.  Тогда  униформист  ему  снова  подаст  баланс.  Учитываем  всё,  проходим  все  случайные  варианты  какие  могут  возникнуть.

Старший  Хмыров  даёт  последнее  указание;  если  что–то  случится  никакой  паники,  слушайте  меня,  не  суетитесь.  Главное  вы  знаете,  и  это  главное  сделайте.  Когда  я  пойду  на  ходулях  по  первому  канату,  лонжу  не  тянуть,  пусть  будет  слабина,  иначе  вы  стянете  меня  с  каната. 

 - Ну  что  ребята!  Нервы  у  вас  крепкие,  профессиональные  навыки  на  должном  уровне,  удачи  нам всем.  За  два  часа  до  работы  Хмыровы  были  уже  на  рабочем  месте.  Входить  в  программу,  которая  уже  работает,  всегда  сложно,  легко  нарушить  динамику  всего  спектакля.

Работницы  зала  задают  мне  вопрос:  -Ну  что,  Хмыровы  начинают?  -Да  начинают,  будут  заканчивать  первое  отделение.  В  вопросе  чувствуется  желание  продолжить  начатый  разговор.  У  вас  есть  ещё  какие-то  вопросы?  -Ну  как  же,  «Невидимка»  ведь.

 - Пока  что  «Невидимка»  такой  же  артист,  как  и  Хмыровы.

  - Так – то  оно  так,  но  руководители  аттракционов,   неофициально  конечно,  считаются  художественными  руководителями  программы,  они  не  любят  когда  их  против  шерсти  гладят.  -Значит,  может  быть,  конфликт?

 - Может,  уж  больно  Хмыровы  независимо  себя  ведут.

 - Я  их  уведомил  об  этом.  -А  что  они?  -Старший  Хмыров  сказал: - мы  не  такие  атаки  отражали.

 - Значит , конфликт  будет.

 - Будет,  если  подольют  масло  в  огонь,  но  мне  думается  что  подольют.  Они  мастера  своего  дела,  в  них  нет  угодничества,  льстить  они  никому  не  будут.  Так  что  оповестите  всех,  Хмыровы  начинают.

  - Спасибо  за  информацию. 

  - Я  был  рад  ответить  на  все  интересующие  вас  вопросы.

Если  кто-то  думает  что  от  чёткой  слаженной  работы  униформы,  номер  артиста  ничего  не  выигрывает,  тот  крепко  ошибается.  Есть  номера,  которые  половиной  своего  успеха  обязаны  униформе.  Поэтому  старший   Хмыров  с  особой  тщательностью  отработал  с  нами  все  мельчайшие  детали.  Нам  всем  хотелось  доказать,  что  мы  действительно  лучшая  униформа,  шанс  представился.  Для  нас  униформы  номер  Хмыровых,  что  для  драматического  актёра  роль « Гамлета»  в  трагедии  Шекспира,  требующая  огромного  напряжения  духовных  и  физических  сил.

Я  выстраиваю  униформу  в  центральном  форганге.  Все  причёсаны,  побриты,  на  всех  чистые  белые  рубашки.  Для  нас  сегодня  праздник,  нам  нравятся  Хмыровы,  а  это  значит,  что  мы  здорово  постараемся.  Занавес  широко  раскрылся,  впереди  шла  невысокого  роста,  как  фарфоровая  статуэтка,  партнёрша,  а  за  ней  отец  и  сын,  так  похожие  друг  на  друга.  Трое  исполнителей  составляли  совершенный  творческий  ансамбль.  Старший  Хмыров  оценил  увиденное  и  в  знак  внимания  кивнул  головой.  Я  не  слышал  слов,  их  заглушил  оркестр,  но  по  губам  я  понял  спасибо  ребята!


Из книги Паяцы Владимира Фалина

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования