Художник и цирк
Цирк! Нет, кажется, такого человека, который не побывал бы в этом удивительном мире романтики и отваги, смелости и веселых шуток. И у каждого зрителя впечатления о цирковом спектакле связаны прежде всего с праздником мужества и отваги, разноцветных огней, ярких и веселых красок.
Эскиз оформления спектакля «КАРНАВАЛ НА КУБЕ»
Эти краски принес на цирковую арену художник. По его эскизам изготовлялись ковры, барьерные дорожки, занавесы, различный реквизит и бутафория. Часами наблюдал художник за тем, как репетируют артисты, чтобы создать затем для них красивые, эффектные и удобные костюмы.
В старом цирке зачастую не было художника, и поэтому очень часто костюмы исполнителей и реквизит выглядели примитивно и безвкусно, не отвечали эстетическим требованиям и характеру номера. Сейчас, когда советский цирк создает подлинно художественные представления, когда неизмеримо возросла культура зрителей, представить подготовку программы, номера или аттракциона без участия художника-профессионала просто невозможно. И если перечислять, от чего в конечном итоге зависит успех того или иного выступления, то вслед за мастерством артиста нужно, пожалуй, назвать работу художника. Ведь именно его «вмешательство» придает номеру завершенный вид. Правильно найденный костюм становится неотъемлемой частью образа, создаваемого артистом. Более того, именно художник нередко участвует в рождении образа, маски, особенно коверных, музыкальных эксцентриков и иллюзионистов.
Работа художника в цирке имеет свои особенности. Прежде всего он должен не только владеть рисунком, цветом, но и отлично знать технологию циркового номера и всего представления в целом. Если в театре имеется пьеса, которая определяет место действия, эпоху, ха&рактеры персонажей, то в цирке, как правило, нет литературных сценариев, дающих художнику обстоятельный и конкретный материал для работы. Изучив специфику цирка, он должен сам, по своему усмотрению, искать и находить изобразительное решение феерии, пантомимы, пролога и эпилога представления. Не следует забывать при этом, что в цирке, в отличие от театров и концертных залов, зрители расположены в амфитеатре, идущем вокруг манежа. Это значит, что художник должен найти такие декоративные элементы, которые, характеризуя место действия, были бы вместе с тем лаконичны, не загромождали арену, хорошо просматривались со всех сторон.
Следует принять во внимание и такую особенность нашей профессии. О работе художника в цирке можно судить лишь по тому, как она воплощена на практике, выполнена «в натуре». В театре дело другое: здесь зритель воспринимает декорации с одной стороны, и поэтому плоскостной эскиз на бумаге дает о них полное представление. В цирке же, как мы уже говорили, оформление смотрится со всех сторон и сверху, и оценивать его по рисункам нельзя.
При совместной работе художника с режиссером цветовые и световые акценты не только помогают артистам создать выразительный образ, но и способствуют наилучшему выявлению идеи представления. Приведу пример из пантомимы-феерии «Карнавал на Кубе». На мосту, который перекинут через манеж, представляющий собой бассейн, появляются в свете прожектора три фигуры — патруль народной милиции. Световое и цветовое решение этой сцены усиливает напряженность момента, подчеркивает суровость бойцов. Затем по тому же мосту, но уже залитому ярким светом, движется шествие в карнавальных костюмах. Резкий контраст двух сцен помогает зрителям быстро переключить свое внимание с одного события на другое, усиливает эмоциональное восприятие этих эпизодов. В том же представлении интересный номер воздушной гимнастки В. Сурковой стал еще более эффектным потому, что он шел в «огненном дожде».
Удачное пространственное решение найдено и во многих сценах спектакля «Бахчисарайская легенда». Так, решеткигиреевского дворца играют здесь двоякую роль: для экстерьера и для интерьера. Это лишний раз подчеркивает, что создание выразительного оформления требует от художника знания цирковой техники и многого другого, вплоть до законов архитектуры.
Эскизы костюмов и вигвама (представление «ТРУБКА МИРА»). Худ. Л. ОКУНЬ
Всегда плодотворно участие художника в создании сценария. Именно он может подсказать оригинальную мизансцену, трюк, связанный с реквизитом или костюмом. Его эскизы помогают найти наиболее выигрышное изобразительное решение будущего представления. Так было, в частности, в спектакле «Трубка мира». Атрибуты индейского быта, головной убор, костюм, оригинальный реквизит во многом способствовали успеху представления. Можно привести немало примеров творческого содружества художника с автором и режиссером-постановщиком, и всегда это было на пользу дела.
Художник цирка должен обладать не только знанием специфики своего искусства, но и хорошим вкусом. Возьмем хотя бы оформление манежа, так называемый «набор» — ковер, барьерная дорожка, занавесы сцены и форганга. Как его решать? Обычно в таких случаях говорят: надо решать ярко, красочно, празднично. Но как практически осуществить эти требования?
Обращение к «модным», модернистским вывертам непременно приводит к неудачам. Я убежден, что, только опираясь на народное творчество, пользуясь его неисчерпаемыми богатствами, можно создавать яркое и праздничное оформление цирковых спектаклей. И это понятно, ведь цирк — одно из тех искусств, которые наиболее близки народному творчеству. Кому же, как не художнику цирка, черпать краски и образы в произведениях Хохломы, Палеха, Мстеры и мастеров чеканки по металлу, росписи на керамике и т. д.
Широкие возможности открывает перед работниками цирка, в том числе, разумеется, и перед художниками, применение новых материалов. Пористая резина, каучук все более вытесняют опилки с цирковых манежей, а во время водного представления такое покрытие позволяет незамедлительно заполнить арену водой. Капроновое сито, искусственный мех, вискозный начес, искусственная вискозная нитка, кожзаменители разных цветов и фактур (лаковые покрытия, матовые, тисненые) помогают при изготовлении самых разнообразных костюмов и оформления. Капрон, капроновая нить дают возможность создавать эффекты, ранее неизвестные на манеже. Короче говоря, располагая новыми материалами, зная их свойства, художник может вносить в оформление циркового спектакля много интересного.
В заключение мне хочется еще раз подчеркнуть, что роль художника в цирке чрезвычайно велика. Своим творчеством он призван усиливать эстетическое воздействие и смысловое звучание представления.
Л. ОКУНЬ, главный художник Московского цирка
Журнал Советский цирк. Декабрь 1966 г.
оставить комментарий