Художник и цирк - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Художник и цирк

Цирк! Нет, кажется, такого человека, который не побывал бы в этом удивительном мире романтики и отваги, смелости и веселых шуток. И у каждого зрителя впечатления о цирковом спектакле связаны прежде всего с праздником мужества и отваги, разноцветных огней, ярких и веселых красок.

Эскиз оформления спектакля «КАРНАВАЛ НА КУБЕ»Эскиз оформления спектакля «КАРНАВАЛ НА КУБЕ»

Эти краски принес на цирковую арену художник. По его эскизам изготовлялись ковры, барьерные дорожки, занавесы, различный реквизит и бутафория. Часами наблюдал художник за тем, как репетируют артисты, чтобы создать за­тем для них красивые, эффектные и удобные костюмы.

В старом цирке зачастую не было художника, и поэтому очень часто костюмы исполнителей и реквизит выглядели примитивно и безвкусно, не отвечали эстетическим требованиям и характеру номера. Сейчас, когда советский цирк создает подлинно художественные пред­ставления, когда неизмеримо возросла культура зрителей, представить подготовку программы, номера или аттракциона без участия художника-профессионала просто невозможно. И если перечислять, от чего в конечном итоге зависит успех того или иного выступления, то вслед за мастерством артиста нужно, пожалуй, назвать работу художника. Ведь именно его «вмешательство» придает номеру завершенный вид. Правильно найденный костюм становится неотъемлемой частью образа, создаваемого артистом. Более того, именно художник нередко участвует в рождении образа, маски, особенно коверных, музыкальных эксцентриков и иллюзионистов.

Работа художника в цирке имеет свои особенности. Прежде всего он должен не только владеть рисунком, цветом, но и отлично знать технологию циркового номера и всего представления в целом. Если в театре имеется пьеса, которая определяет место действия, эпоху, ха&рактеры персонажей, то в цирке, как правило, нет литературных сценариев, дающих художнику обстоятельный и конкретный материал для работы. Изучив специфику цирка, он должен сам, по своему усмотрению, искать и нахо­дить изобразительное решение феерии, пантомимы, пролога и эпилога пред­ставления. Не следует забывать при этом, что в цирке, в отличие от театров и концертных залов, зрители расположе­ны в амфитеатре, идущем вокруг мане­жа. Это значит, что художник должен найти такие декоративные элементы, которые, характеризуя место действия, были бы вместе с тем лаконичны, не загромождали арену, хорошо просматри­вались со всех сторон.

Следует принять во внимание и та­кую особенность нашей профессии. О работе художника в цирке можно судить лишь по тому, как она воплощена на практике, выполнена «в натуре». В теат­ре дело другое: здесь зритель восприни­мает декорации с одной стороны, и поэ­тому плоскостной эскиз на бумаге дает о них полное представление. В цирке же, как мы уже говорили, оформление смотрится со всех сторон и сверху, и оценивать его по рисункам нельзя.

При совместной работе художника с режиссером цветовые и световые акцен­ты не только помогают артистам создать выразительный образ, но и способствуют наилучшему выявлению идеи представ­ления. Приведу пример из пантомимы-феерии «Карнавал на Кубе». На мосту, который перекинут через манеж, пред­ставляющий собой бассейн, появляются в свете прожектора три фигуры — пат­руль народной милиции. Световое и цве­товое решение этой сцены усиливает на­пряженность момента, подчеркивает суровость бойцов. Затем по тому же мосту, но уже залитому ярким светом, движется шествие в карнавальных ко­стюмах. Резкий контраст двух сцен по­могает зрителям быстро переключить свое внимание с одного события на дру­гое, усиливает эмоциональное восприя­тие этих эпизодов. В том же представле­нии интересный номер воздушной гим­настки В. Сурковой стал еще более эф­фектным потому, что он шел в «огнен­ном дожде».

Удачное пространственное решение найдено и во многих сценах спектакля «Бахчисарайская легенда». Так, решеткигиреевского дворца играют здесь двоя­кую роль: для экстерьера и для интерье­ра. Это лишний раз подчеркивает, что создание выразительного оформления требует от художника знания цирковой техники и многого другого, вплоть до законов архитектуры.

Эскизы костюмов и вигвама (представление «ТРУБКА МИРА»). Худ. Л. ОКУНЬЭскизы костюмов и вигвама (представление «ТРУБКА МИРА»). Худ. Л. ОКУНЬ

Всегда плодотворно участие худож­ника в создании сценария. Именно он может подсказать оригинальную мизан­сцену, трюк, связанный с реквизитом или костюмом. Его эскизы помогают найти наиболее выигрышное изобразительное решение будущего представле­ния. Так было, в частности, в спектакле «Трубка мира». Атрибуты индейского быта, головной убор, костюм, оригиналь­ный реквизит во многом способствовали успеху представления. Можно привести немало примеров творческого содруже­ства художника с автором и режиссе­ром-постановщиком, и всегда это было на пользу дела.

Художник цирка должен обладать не только знанием специфики своего искусства, но и хорошим вкусом. Возьмем хотя бы оформление манежа, так назы­ваемый «набор» — ковер, барьерная дорожка, занавесы сцены и форганга. Как его решать? Обычно в таких слу­чаях говорят: надо решать ярко, красоч­но, празднично. Но как практически осуществить эти требования?

Обращение к «модным», модернист­ским вывертам непременно приводит к неудачам. Я убежден, что, только опи­раясь на народное творчество, пользуясь его неисчерпаемыми богатствами, можно создавать яркое и праздничное оформ­ление цирковых спектаклей. И это по­нятно, ведь цирк — одно из тех искусств, которые наиболее близки народному творчеству. Кому же, как не художнику цирка, черпать краски и образы в про­изведениях Хохломы, Палеха, Мстеры и мастеров чеканки по металлу, росписи на керамике и т. д.

Широкие возможности открывает пе­ред работниками цирка, в том числе, ра­зумеется, и перед художниками, приме­нение новых материалов. Пористая резина, каучук все более вытесняют опилки с цирковых манежей, а во время водного представления такое покрытие позволяет незамедлительно заполнить арену водой. Капроновое сито, искусст­венный мех, вискозный начес, искусст­венная вискозная нитка, кожзаменители разных цветов и фактур (лаковые по­крытия, матовые, тисненые) помогают при изготовлении самых разнообразных костюмов и оформления. Капрон, капро­новая нить дают возможность создавать эффекты, ранее неизвестные на манеже. Короче говоря, располагая новыми ма­териалами, зная их свойства, художник может вносить в оформление циркового спектакля много интересного.

В заключение мне хочется еще раз подчеркнуть, что роль художника в цир­ке чрезвычайно велика. Своим творче­ством он призван усиливать эстетиче­ское воздействие и смысловое звучание представления.
 

Л. ОКУНЬ, главный художник Московского цирка

Журнал Советский цирк. Декабрь 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования