И от него зависит успех
Высоко над ареной, в свете прожекторов совершает каскад трюков воздушный гимнаст. Сотни напряженных и восторженных взглядов сосредоточены на нем и никто не замечает, как внизу, в тени неподвижно стоит человек в униформе.
Он весь — внимание, он напряженнее всех следит за гимнастом. Без преувеличения можно сказать, что они работают вместе. Каждый вечер в Московском цирке вместе со своими товарищами-униформистами выходит на манеж Александр Сергеевич Андреев. Седой, по-юношески стройный и подтянутый, он невольно обращает на себя внимание.
Униформист Владимир Андреев во время представления
И что бы он ни делал: будь то сворачивание ковра, вынос нужного реквизита, ассистирование артисту или просто ожидание момента, когда его помощь на манеже станет необходимой, — во всем сквозит спокойное достоинство человека, любящего свою профессию. Александр Сергеевич поступил в цирк более четверти века тому назад и расставался с ним только в годы войны. На фронте ему пригодилась точность и ловкость, которую выработала у него его профессия. На войне Андреев стал снайпером-десантником. В боях он получил пять тяжелых ранений. Но молодость, любовь к жизни и искусство врачей поставили его на ноги. В 1944 году после демобилизации А. Андреев вновь возвратился в цирк. С тех пор он каждый день надевает свою униформу и выходит на манеж. С кем он только за это время не работал, где только не побывал вместе с цирком!
Незаметная на первый взгляд профессия униформиста таит в себе ряд сложностей: хороший униформист владеет подвеской аппаратуры, такелажным делом, умеет подойти к животным. Кроме того, он должен быть ловок и смекалист, предельно внимателен и смел. Этими качествами обладает Александр Сергеевич. В сложной и напряженной жизни цирка униформисту приходится проявлять порой незаурядное мужество и находчивость. Одним из первых Андреев бросился тушить возникший в цирке пожар. В другом случае, во время представления неожиданно испортилась лебедка. В воздухе оказались дрессированные медведи. Вместе с униформистом 3. Асановым, А. Андреев на девятнадцатиметровой высоте, балансируя на одной ноге, произвел спуск животных. Можно смело сказать, что Андреев не просто подсобный рабочий, это — своего рода артист-виртуоз. И сделала его таким прежде всего любовь к цирку, к людям, с которыми он работает. Цирк стал для него родным домом. «Меня тянет туда даже в выходной день», — признается Андреев.
У Александра Сергеевича сохранилось множество фотографий артистов, с которыми ему приходилось работать. Жонглер Барзилович сделал на фотографии такую надпись: «Дорогому старому другу и помощнику. Восхищен вашей скромностью, работоспособностью и прекрасными человеческими качествами». Тепло отзывается об Андрееве известная воздушная гимнастка заслуженная артистка РСФСР Раиса Немчинская: «У артиста, как бы хорошо он ни отработал номер, всегда могут возникнуть непредвиденные трудности, выйти из которых ему помогает униформист. Я всегда чувствую себя уверенно, спокойно, если на манеже Андреев, глубоко понимающий номер, превосходно знающий индивидуальные особенности исполнителя, в любой момент готовый прийти на помощь». Как известно, в зарубежные гастроли отбираются самые лучшие номера, самые опытные униформисты. Александр, Сергеевич Андреев — участник многих заграничных поездок. Он побывал в Польше, Англии, Франции, Бельгии, Китае, Южной Америке и других странах. За границей работа униформиста усложняется: незнакомое помещение затрудняет подвеску аппаратуры. Трудиться приходится напряженно — ведь интерес к нашему цирку за рубежом так велик, что в один день часто дается несколько представлений.
— Во время поездок,— вспоминает Андреев,— вместе с нашими артистами я был на представлениях зарубежных цирков. Помню, как поразило меня то, что я увидел в одном из городов Южной Америки: заплатанное, а местами просто рваное шапито. И хотя номера артистов сами по себе были неплохими, их вид вызывал острое чувство жалости: так убоги были их костюмы. Встречал я и зарубежных униформистов. Хозяин цирка старается использовать их с наибольшей для себя выгодой. Униформист, едва справившись с обязанностями билетера, спешит надеть униформу; ее сменяет на костюм артиста, а отработав свой номер, уставший, вновь облачается а ливрею. Но протестовать и жаловаться он не решается: боится оказаться на улице. Радостно было сознавать, что у нас в советском цирке положение совсем иное.
Заканчивая свой рассказ об А. Андрееве, хочется обратиться к зрителю: когда на цирковом представлении вы аплодируете блестящему мастерству акробатов, жонглеров, воздушных гимнастов, дрессировщиков, не забудьте частью ваших аплодисментов одарить скромных униформистов: от них тоже зависит успех представления.
Г. НОВИКОВА
Журнал Советский цирк. Январь 1964 г.
оставить комментарий