Их хочется увидеть снова
На эстраде омичи» — так называется представление, которое дарит зрителям Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства.
Я не оговорился: именно дарит. Ведь бывает — приходишь на концерт, и у тебя постепенно отнимают добрую улыбку, настроение и, главное, время... К омичам же приходишь, заранее делая некоторую скидку на молодость исполнителей, а они тебе весело возвращают эту скидку да вдобавок — сотню улыбок вместо одной, да вдобавок — раз в десять улучшают настроение, да вдобавок выпускают через два часа помолодевшим минимум на год от удовольствия.
Согласитесь, это не так мало, это просто много. Такое бывает не часто, не каждый день. Несколько лет назад (не будем уточнять, сколько именно — женщины в подобных случаях не любят точности) заслуженные артисты РСФСР, лауреаты Всесоюзного конкурса артистов эстрады Тамара Птицына и Леонид Маслюков перестали выступать на эстраде... Действительно, до какого возраста можно делать бесконечные стойки, изящные сальто-мортале, молниеносные фляки?.. И зрители затосковали, как тоскуют, потеряв добрых друзей... Точно так же тосковали мы когда-то, когда с эстрады ушла замечательная танцевальная пара — заслуженные артисты РСФСР Анна Редель и Михаил Хрусталев... И вдруг вернулись все четверо! Нет, они не сами вышли на сцену — они прислали сюда своих учеников. Номера — новые, имена молодых исполнителей — неизвестны. Юное искусство! Старой была только радость, нестареющая вечная радость от встречи с касгояшил мастерством.
Эта статья не должна быть длинной. Она ни в коем случае не должна подробно пересказывать содержание, лишая вас, дорогой читатель, приятной возможности быть неподготовленным зрителем. Я лишь чуть-чуть расскажу о программе, и все. Все началось с того, что подвело радиоусилительное хозяйство. Замолчали динамики, и артисты беззвучно шевелили губами... По секрету говоря, может, это даже было и к лучшему: первые слова оказались настолько стандартными, что их вполне можно было и не слушать. Зато все остальное время умное радио работало отлично. Сзади нас на коленях своих молодых родителей удобно устроилась совсем маленькая девочка. Такая маленькая, что она еще не знала, как надо себя вести на взрослых спектаклях. Она довольно громко говорила вслух все, что думала. Раскрылся занавес, и девочка сказала на весь зал:
— Как красиво. А сказка будет?
Маленькая девочка, конечно, не знала, что ни один взрослый не смог бы лучше похвалить художников спектакля Н. Эпова и И. Синькевич. А на сказочной сцене, в сказочно красивом сарафане пела молодая певица Г. Сутяпова. Зрители долго хлопали ей, кричали «бис!», как будто знали, что добрую часть успеха артистка отдаст своему педагогу — народной артистке РСФСР И. Яунзем.
Это был тот счастливый случай, когда молодая исполнительница не опаздывала на следующий концерт и потому не спешила. Ей, видимо, самой не хотелось уходить со сцены, авторам ее песен — тоже (В. Гусаков и Д. Яковлев лично аккомпанировали ей на баянах). Но впереди еще была большая программа, в бой уже рвались свежие силы участников концерта.
К сожалению, щедрые авторы несколько затянули очередную интермедию, превратив ее из сказочной в тягостную. Зато акробатов с мячами Э. Ветрова, А. Селиванова и Ю. Субботина хотелось смотреть бесконечно. Кроме всего прочего, они искренне веселы, молоды и сами получают удовольствие от своего искусства. Правда, как известно, .молодость с годами уйдет, но не сомневаюсь, что другие качества молодые мастера приумножат.
Через несколько номеров мы встретились с удачной попыткой соединить далекие понятия — «Эквилибристика и вокализы». И опять — творческая удача! Поражаешься широте актерских возможностей. Исполнители Л. Адамвнко и В. Козлов — отличные канатоходцы, акробаты, эквилибристы. Они изяи>ны, ритлшчны и, конечно, пока молоды.
На настоящей эстраде непременно должен быть жонглер, и он есть. Его почему-то объявили:
— Володя Ефимов!
Я удивился: «Почему — Володя, а не Владимир?» Но через несколько минут понял: по возрасту он еще не дорос называться Владимиром — Володя, и точка. Девочка сзади восторженно сказала:
— Какой молодец! Я присоединяюсь.
Но с девочкой не всегда можно было легко согласиться. Например, когда А. Зусман и В. Макаров очень смешно и совсем не страшно показывали интермедию «Заклинатель змей», маленькая девочка сказала:
— Я боюсь. — Она или поверила, что змея настоящая, или испугалась того, как хохотал ее папа.
А немного погодя испугался и я: снова стали показывать длинную интермедию под названием «Влюбленный царь». И неизвестно, чем бы это все закончилось, если бы вместе со всеми зрителями я не понял в эти минуты, что присутствую при рождении нового отличного артиста эстрады Юрия Дешевцева. Убежден, что мы теперь часто будем встречать в эстрадных программах фамилии балансеров Г. Бушуевой и все того же Ю. Субботина, фокусника И. Мишина, оригинального жонглера на моноцикле Р. Таишева, певца В. Илъницкого и других.
Как порой бывает на хороших спектаклях, нам не хотелось, чтобы он кончался. Нам хотелось, чтобы и в конце, как после первого отделения, мы бы прочли на бескозырках участников: «Антракт»...
— Папа! — сказала маленькая умная девочка сзади. — Я хочу прийти сюда завтра!
Я тоже...
Я. СЕГЕЛЬ, заслуженный деятель искусств РСФСР
Журнал Советский цирк. Октябрь 1967 г.
оставить комментарий