Из газет и журналов
СЛОВО ОБ ИЛЬИЧЕ
Мастер художественного слова Сергей Балашов в течение 12 лет читает в своих концертах поэму В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». Впервые он исполнил ее на первом Всесоюзном конкурсе чтецов в 1937 году. С тех пор это произведение прочно вошло в репертуар артиста... В июне прошлого года Балашову довелось читать поэму В. Маяковского в селе Шушенском. На центральной площади села собралось около 3 тысяч человек.
(«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО», январь, 1949)
НОВОСТИ ЦИРКА
Главное управление цирков создает передвижной цирк-шапито, который будет обслуживать трудящихся республик Средней Азии. В состав труппы войдут артисты цирков Узбекской ССР под руководством И. Ташкенбаева.
В Астрахани недавно закончено строительство нового летнего цирка на 1300 мест. Первый сезон в цирке откроется в начале мая.
(«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО», март, 1949)
1.200 ТЫСЯЧ ПЕВЦОВ, ТАНЦОРОВ, МУЗЫКАНТОВ
Во Всероссийском смотре сельской художественной самодеятельности принимали участие 88 тысяч коллективов — 1200 тысяч певцов, танцоров и музыкантов колхозной деревни.
В начале февраля в Москву начнут съезжаться лучшие коллективы и отдельные исполнители. В конце февраля в столице соски ится заключительный концерт смотра. В нем примут участие свыше 2500 человек.
(«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО», январь, 1948)
ЛЕОНИД УТЕСОВ. ЮБИЛЕЙ ДЖАЗА
Наступающий 1948 год — юбилейный двадцатый год существования Государственного джаз-оркестра РСФСР. Программа Государственного джаз-оркестра РСФСР в 1948 году будет состоять из большой джаз-сюиты, посвященной дружбе народов СССР. Построенная на музыкальном фольклоре народов, населяющих Советский Союз, сюита покажет инструментальное мастерство солистов, музыкантов и в целом нашего ансамбля.
Тесного творческого контакта и дружеской помощи ждем мы от попов, композиторов и писателей в 1948 году. Мы искренне хотим создать вместе с мастерами художественного слова и музыки такую новую программу для Государственного джаз-оркестра РСФСР, которая утвердила бы наши двадцатилетние творческие поиски в области «страдного жанра.
(«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО», январь, 1948)
ПРАЗДНИК ПЕСНИ ЛАТВИИ
В связи с семидесятипятилетнем со дня первого певческого праздника в Латвии Совет Министров и ЦК КП(б) Латвии постановили провести в 1948 году республиканский праздник песни.
Предстоящий праздник будет отличаться от всех предыдущих не только тем, что он явится самым массовым по числу участников. Наряду с самодеятельными хорами выступят и профессиональные ансамбли. Уже одно то, что в певческом празднике примут участие 30 тысяч человек, свидетельствует о невиданно грандиозных масштабах предстоящей демонстрации латышского народного творчества.
(«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО», Январь, 1948)
30-ЛЕТИЕ КВАРТЕТА
Исполнилось 30 лет артистической деятельности заслуженного коллектива республики — квартета имени Глазунова. За тридцать лет квартет дал около 6000 концертов. Он выступал по всему Советскому Союзу. Квартет побывал и за рубежом, где вел большую работу по пропаганде русской камерной музыки, в том числе и лучших произведений советских композиторов. В годы Великой Отечественной войны квартет имени Глазунова неоднократно выступал на кораблях Балтийского флота и в воинских частях.
(Журнал «СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА», № 9, 1848)
«ЗДРАВСТВУЙ, СТОЛИЦА!»
В первой программе тридцатого сезона Московского цирка — «Здравствуй, столица!» — выступает главным образом молодежь. О необходимости смело выдвигать молодежь в цирке говорится давно и много. Однако решительные шаги в этом направлении сделаны только сейчас. Характерно, что в новой программе Московского цирка молодые артисты выступают не только впервые в Москве, но и в первый раз вообще.
(«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО», сентябрь, 1948)
СМОТР ЭСТРАДНЫХ АНСАМБЛЕЙ
Главным управлением музыкальных учреждений Комитета по делам искусств, Московской государственной эстрадой и Центральным Домом работников искусств проведен смотр эстрадных ансамблей. На смотре, проходившем в ЦДРИ, было показано четыре эстрадные программы — «Золотая осень», «Миллион единственный друзей», «Московская сборная», «Шутки в сторону».
По окончании смотра состоялась творческая конференция под председательством Л. Утесова.
(«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО», ноябрь, 1949)
ДЕКАДА МОЛДАВСКОЙ МУЗЫКИ И ТАНЦА
В Москве, в Концертном зале имени Чайковского, открылась Декада молдавской музыки и танца. Переполнившие зал москвичи — работники искусств, музыканты, писатели, ученые, рабочие, учащиеся, воины Советской Армии — с большим интересом прослушали песни и посмотрели танцы в исполнении участников Декады.
(«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО», январь, 1950)
СОРЕВНУЮТСЯ АРТИСТЫ УКРАИНЫ
Закончился организованный Комитетом по делам искусств при Совете Министров Украины первый республиканский конкурс артистов эстрады. В заключительном туре перед жюри, в состав которого вошли видные деятели музыкального и театрального искусства, прошло семьдесят актеров.
(«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО», март, 1950)
С. МИХАЛКОВ. ТАРАПУНЬКА И ШТЕПСЕЛЬ
Ты посмотри на эти лица, —
Их знает нынче вся столица!
«Маститым» же сказать пора,
Что без обид и без амбиций
У них вам стоит поучиться,
Эстрады нашей мастера.
(«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО», июнь, 1950)
АРМИЯ МУЗЫКАНТОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ
В стране насчитывается более 12 тысяч самодеятельных оркестров народных инструментов. Они объединяют около 12$ тысяч музыкантов-любителей.
(«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА», март, 1951)
АРТИСТЫ - ШКОЛЬНИКАМ
Московская государственная филармония организует в дни весенних школьных каникул специальные концерты для детей.
Артисты филармонии и московских театров выступят в тематических концертах — «Пионеры-ленинцы», «Борьба за мир», «Творчество народов СССР», «Два детства»... Ряд концертов для школьников посвящается проводимой во время каникул «Неделе детской книги». Московский цирк покажет школьникам обновленную программу.
(«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО», март, 1952)
НА САМЫХ ДАЛЬНИХ ОСТРОВАХ
В 1953 году на Дальнем Востоке и островах намечено провести не менее тысячи гастрольных концертов. В распоряжении Хабаровской, Приморской, Бурят-Монгольской, Сахалинской филармоний и Читинского концертно-эстрадного бюро направляется свыше 30 ансамблей, цирковых и эстрадных групп.
(«СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО», январь, 1953)
ПРАЗДНИК БРАТСТВА
Для участия в Декаде русской литературы и искусства в Киеве, посвященной 300-летию воссоединения Украины с Россией, около 1500 деятелей культуры Москвы — артисты, писатели, композиторы — выезжают в столицу Украины.
(«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА», май, 1954)
БЛИЗКАЯ АРКТИКА
В доме № 9 по пушечной улице в Москве идет концерт. В нем участвуют виднейшие мастера советского искусства. Еще не отзвучали последние аккорды заключительного номера, как в этот дом стали поступать радиограммы. Их слали полярные станции в адрес ЦДРИ. Это было благодарностью за переданный в эфир концерт для тружеников Арктики. Три таких концерта организовал Центральный Дом работников искусств для Арктики.
Вчера большой воздушный корабль оторвался от земли с одного из московских аэродромов и взял курс на север. На его борту посланцы Большого театра: заслуженный деятель искусств РСФСР В. Дулова, заслуженный артист РСФСР П. Чекин и солистка Н. Нелина, мастера искусств: заслуженная артистка РСФСР Р. Зеленая, заслуженный артист ВССР А. Шапс, исполнительница русских народных песен А. Сметанкина, акробаты М. Птицын и Р. Калачева, чтец А. Гончаров, концертмейстер Л. Черный, артистка цирка Нази Ширай и конферансье Б. Брунов.
За Полярным кругом артисты побывают в далекой Амдерме и на о. Диксон, на самой северной точке мыса Челюскин и в Хатанге. А потом часть бригады полетит на дрейфующую станцию «Северный полюс-4».
(«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА», март, 1955)
ПОИСКИ НОВЫХ ФОРМ
Пантомимы в советском цирке с самого начала отличались острым политическим содержанием. Цирковые режиссеры, продолжая поиски новых форм советской пантомимы, осуществили ряд новых работ: аттракцион «На Дону» по сценарию М. Эделя, режиссер А. Арнольд (коллектив под руководством М. Туганова), пантомима «Песня докеров» в постановке и по сценарию режиссера М. Местечкина (коллектив под руководством М. Чайковского) и «Выстрел в пещере» — сценарий С. Острового, режиссеры Г. Венецианов и Л. Танти (Ленинградский цирк).
Опыт постановок «Выстрел в пещере», «Песня докеров» и «На Дону» ценен именно тем, что тут сделана попытка воплотить на манеже мысли и чувства людей в своеобразной и яркой форме.
Успех этих пантомим у зрителей показывает, что наши режиссеры имеют все возможности для создания интересных и волнующих по содержанию, совершенных по форме представлений на манеже.
(Журнал «ТЕАТР», № 6, 1955)
ЖОРЖ СОРИА. ДВЕ ВЕРШИНЫ
В сезоне нынешнего года гастроли артистов советского цирка представляют одну из вершин. Другая такая вершина — успех Ансамбля народного танца под руководством Игоря Моисеева. Эти гастроли надолго останутся в памяти парижан...
Парижане по достоинству оценили качества показанного им представления, его высокое техническое совершенство. Советские артисты получили признание не только специалистов, но и зрителей, сердца которых бились в унисон с сердцами выступавших. Артисты встречены в Париже как посланцы мира, посланцы великой страны, установления дружественных и прочных связей с которой хотят французы и француженки.
(«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА», апрель, 1956)
ЗОЛОТАЯ МЕДАЛЬ «БЕРЕЗКЕ»
После успешных концертов советского ансамбля «Березка» в Ливане президент Ливана вручил художественному руководителю ансамбля заслуженному деятелю искусств РСФСР Н. С. Надеждиной ливанскую награду — почетную золотую медаль «За заслуги».
(«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА», май, 1956)
200 НОМЕРОВ И АТТРАКЦИОНОВ
Недавно подведены итоги творческого смотра новых цирковых номеров и аттракционов, созданных в 1954—1955 годах. Смотр проходил в стационарных и передвижных цирках и в бригадах «Цирк на сцене». Более 500 артистов в 200 номерах и аттракционах показали свои успехи. 87 номеров и аттракционов были отобраны для показа на заключительных представлениях в крупнейших цирках страны.
(«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА», июль, 1956)
КОНЦЕРТЫ В КОЛХОЗЕ
Вчера в Сталннабад вернулись из поездки в высокогорный Варзобский район артисты Таджикской филармонии. Они побывали в самых отдаленных кишлаках. В этом году многие творческие коллективы республики выезжали в сельскую местность, где с большим успехом провели концерты.
(«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА», август, 1956)
ДОРОГИЕ ГОСТИ МОСКВЫ
С большим успехом прошли а Москве концерты Болгарского государственного ансамбля народной песни и танца. Репертуар его обширен и разнообразен. Коллектив исполнил лирические, свадебные, хороводные н шуточные песни. Особенно следует сказать о песнях жнецов и повстанческих песнях. Первые выделяются особой напевной красотой. Вторые, созданные безымянными народными певцами во время национально-освободительной борьбы болгар против турецких завоевателей, входят в чнсло лучших образцов болгарского народного творчества.
(«ТЕАТРАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ», № 27, 1956)
УСПЕХ СОПУТСТВОВАЛ ВСЮДУ
За время пятимесячных гастролей по Западной Европе артисты советского цирка дали 475 представлений. Но особенно важно было, разумеется, первое. Оно состоялось в Королевском цирке в Брюсселе.
54 представления были даны в Париже, Марселе, Сент-Этьенне и Лионе, 50 — в Лондоне и Манчестере.
Успех всюду сопутствовал артистам советского цирка.
(«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА», июль, 1956)
ПЕРВЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
В Польше закончился Международный фестиваль циркового искусства.
Первое место — переходящий кубок и золотую медаль—завоевали советские артисты. В их программе исполнители девяти на двенадцати номеров награждены золотыми медалями. Это — В. Филатов, О. Поло», М. Демкина, Л. Осмнский, Н. Логачева, И. Хромое, группы Ю. Половнела, В. Плинера, М. Николаева. Артисты Е. Синькоаская, В. Лисин и Н. Ермаков удостоены серебряных медалей.
(«СОВЕТСКАЯ РОССИЯ», декабрь, 1956)
ПРАЗДНИЧНАЯ КАВАЛЬКАДА
На площади Дзержинского необычное оживление. Быстро растет толпа людей, наблюдающих за медленно проезжающей по площади красочно оформленной колонной из восемнадцати автомашин.
На головной машине девушки и юноши, стоя у знамени, высоко держат цифру «40». Вокруг них — группа артистов с развевающимися на ветру разноцветными флагами.
Так выглядит стартовавшая в столице праздничная цирковая кавалькада Москва — Донбасс — Кубань, посвященная сорокалетию Великого Октября.
(Журнал «СОВЕТСКИЙ ЦИРК», № 2, 1957)
В КОЛХОЗЫ, НА НОВОСТРОЙКИ
В течение последних лет более шестидесяти цирковых коллективов разъезжают по стране, показывают свои представления там, где нет цирков: на сценах клубов, театров, во Дворцах культуры. Пятьдесят таких представлений происходит ежевечерне в самых различных районах наших республик.
В 1954 г. такими коллективами было показано только в районах освоения целинных и залежных земель Ш« цирковых представлений. Из общего количества 15185 представлений в 1956 г. свыше трех тысяч было проведено в сельских районах. Эти представления посетило около 709 тысяч тружеников сельского хозяйства.
Две тысячи цирковых представлений было организовано на новостройках пятилетки, около тысячи — в районах Дальнего востока и Крайнего Севера.
(Журнал «СОВЕТСКИЙ ЦИРК», № 1, 1957)
ЧИТАЕТ МОЛОДЕЖЬ
Закончился конкурс чтецов Всесоюзного фестиваля советской молодежи. Качественная грань между представлениями художественной самодеятельности и чтецами-профессионалами на данном конкурсе была почти совершенно снята. Большинство участников творческого соревнования проявило решительную самостоятельность в исполнении литературного произведения.
После подробного обсуждения и отдельного голосования по каждой кандидатуре члены жюри присудили по разряду профессиональных чтецов золотую медаль конкурса Андрею Гончарову, серебряную медаль Алексею Головину и бронзовую медаль Сергею Юрскому.
(«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА», июль, 1957)
В ДНИ ФЕСТИВАЛЬНЫЕ
Вчера на улицах столицы можно было иаблюдать необыкновенное красочное зрелище. На центральные магистрали, превратившиеся вдруг в своеобразную цирковую арену, вышли артисты — клоуны, гимнасты, акробаты, жонглеры.
Торжественное шествие мастеров циркового искусства, начавшееся у Центрального парка культуры и отдыха, привлекло сотни тысяч зрителей, образовавших вдоль улнц Садового кольца сплошной живой коридор.
Впереди необычайной процессии двигались мотоциклы, на которых, словно изваяния, застыли у знамен девушки. А вслед за ними шла колонна автомашин, каждая из которых представляла собой маленькую арену; на них демонстрировали свое искусство, акробаты, эквилибристы...
(«ПРАВДА», август, 1957)
ПОЮТ УРАЛЬЦЫ
К 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции Уральский народный хор подготовил сюиту «Песни освободительной борьбы русского народа». В сюиту входят уральские варианты песен о Степане Разине и Емельяне Пугачеве, песни каторги и ссылки, песни о свержении самодержавия. Новая работа хора — театрализованная постановка обряда русской свадьбы.
(Журнал «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ», январь, 1957)
НОВЫЙ ЖУРНАЛ
Вышел из печати и поступил в продажу новый ежемесячный журнал «Советский цирк» (орган Министерства культуры СССР). Статьи, очерки, информации, опубликованные в нем, затрагивают насущные вопросы деятельности советского и зарубежных цирков.
В номере много фотографий, рисунков.
(«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА», ноябрь, 1957)
БЕСПОДОБНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
Свыше месяца в Чехословакии гостил русский народный хор имени Пятницкого.
Выступления хора прошли с большим успехом и получили высокую оценку на страницах газет. Вот как описал свои впечатления от первого концерта ансамбля рецензент братиславской газеты «Правда»: «Сила, подъем, легкость чувствовались в песнях, мелодиях и танцах хора, оркестре народных инструментов и танцевальной группе... Когда мы вслушивались в песни, мы чувствовали силу советского человека, его красоту, благородство и чуткость».
Газета «Руде право» писала о выступлении хора в Брно: «Бесподобное исполнение русских народных песен захватило с самых первых минут слушателей...»
Статью под заголовком «Триумф советского искусства» опубликовала газета «Млада фронта».
(«СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА», декабрь, 1957)
Знакомый москвичам стадион «Динамо» вчера вечером являл собой нарядное необычное зрелище. На огромном зеленом поле, в его центре и у трибун, за одну ночь появилось пять манежей, оборудованных по всем правилам циркового искусства. И когда теплый вечер опустился над стадионом и вспыхнули яркие огни прожекторов, десятки тысяч участников шестого Всемирного фестиваля молодежи и студентов вместе с гостеприимными москвичами стали свидетелями яркого и интересного циркового представления.
Трудно описать все многообразие этого эффектного циркового зрелища. В большом представлении на пяти манежах выступали артисты болгарские, польские, румынские, чехословацкие, венгерские, монгольские и советские. Они показали свое искусство во многих жанрах.
(«ИЗВЕСТИЯ», август, 1957)
Журнал Советский цирк. Сентябрь 1967 г.
оставить комментарий