В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

ДЛЯ ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ

 

— Мамочка, мамочка, этот Карандаш — Олег Попов? — спросил один мальчик свою мать на детском представлении.

Взрослым такой вопрос покажется за­бавным и смешным. Для детей он вполне закономерен. В нем — непосредственное восприятие цирка.

Дети и цирк... Это большая проблема. Ребята любят цирк. Он производит на них огромное впечатление, которое остается на всю жизнь. Часто, придя после представ­ления домой ребенок, воспроизводит ви­денные им цирковые номера. Многие ре­бята мечтают стать артистами цирка.

Популярность циркового искусства сре­ди детей заставляет нас, работников со­ветского цирка, подумать о том, все ли мы делаем для удовлетворения запросов юно­го зрителя.

К сожалению, детских представлений у нас явно недостаточно, а их художествен­ное качество оставляет желать много луч­шего.

Как правило, основной формой пред­ставлений для детей в цирке остаются но­вогодние елки.

В крупных цирках стало традицией устраивать в дни зимних каникул спе­циальные елочные представления, длящие­ся полтора-два часа. В них есть занима­тельный сюжет, органично включающий номера из программ.

Среди этих представлений особой по­пулярностью у ребят пользовались: «В гостях у дяди Дурова» (Ленинградский цирк), «Новогодние приключения» (Мос­ковский цирк), «Елка на льдине» и «Елка в лесу» (Московская и Ленинградская группы «Цирк на сцене»).

Но в большинстве периферийных цир­ков, в бригадах «Цирк на сцене» и в не­которых зооцирках елочные представле­ния выглядят примитивно. Они похожи друг на друга. В этих представлениях дед-мороз только приглашает на елку юных зрителей и произносит перед нача­лом    свой   монолог.    Недостатки многих елок объясняются и тем, что в ряде цир­ков нет интересных сценариев, а режис­серы-постановщики, не знакомые с пси­хологией юного зрителя, не проявляют нужной выдумки и изобретательности. Ставятся эти представления в спешке.

Еще реже ставятся в цирках сюжетные спектакли для детей в дни весенних кани­кул.

Так, в Московском цирке были показаны интересные по замыслу детские представ­ления «Грачи прилетели» и «Весенние сказки». К сожалению, на этих спектак­лях, как и на большинстве елочных пред­ставлений, лежала печать торопливости.

Помимо сюжетных представлений в зимние и весенние каникулы во всех ста­ционарных и передвижных цирках по воскресным дням устраиваются специаль­ные утренники для детей. Но они не могут претендовать даже на название «представ­ления для детей», так как почти ничем не отличаются от обычной вечерней програм­мы. Это ее сокращенный вариант. Иногда в него дополнительно включают несколько номеров четвероногих «артистов». Даже сатирики и клоуны, как правило, не ис­полняют произведений, предназначенных для детской аудитории.

Иными словами, наши юные зрители в большинстве цирков не имеют полноцен­ного зрелища.

О недостаточной работе с детским зри­телем уже неоднократно говорилось на производственных собраниях и в прессе. Этому было уделено много внимания на происходившем в 1959 году совещании ди­ректоров и творческих работников цирков.

Бесспорно, детские представления долж­ны занять почетное место в семилетнем плане Союзгосцирка. Они должны быть злободневными, близкими детям по со­держанию и оформлению. Спектакли для детей должны стать средством коммуни­стического воспитания подрастающего по­коления. Жизнь требует, чтобы представления для детей проводились регулярно, в каждом цирке, в каждом цирковом кол­лективе и чтобы в течение сезона была создана одна такая программа. 

Конечно, создание высокохудожествен­ной детской программы в цирке — дело не­легкое, хотя и вполне реальное. У нас есть для этого богатые возможности, сле­дует только дружно взяться за дело, при­влечь к работе лучших режиссеров и ве­дущих мастеров цирка и педагогов.

Прежде всего, надо создать доброкачест­венный репертуар для юных зрителей. В нем должны быть отражены вопросы воспитания у детей коммунистической мо­рали и чувства пролетарского интернацио­нализма, поведения ребят дома и в шко­ле, политехнизации школы и антирелиги­озной пропаганды.

Одному Союзгосцирку справиться с этой задачей трудно. На помощь ему должны прийти писатели и драматурги, поэты и сценаристы, которые не балуют своим вниманием юного циркового зрителя, пред­почитая писать для театра и кино.

Детские представления в цирке должны отличаться жанровым разнообразием. Не­обходимо особенно широко ставить в цир­ке пантомимы и клоунады, которых в на­стоящее время нет. Несколько лет назад они пользовались широкой популярностью у юного зрителя. Среди них — пантомима «Маленький Пьер», клоунады «Петя Не-ряхин в школе и дома», «Азбука», «Ве­сенний подарок».

Следует приветствовать инициативу Мо­сковского цирка, который запланировал постановку в этом сезоне детского пред­ставления. «Приключение капитана Врун-геля» и пантомиму по мотивам китайской сказки «Братья Лю». Этому примеру должны последовать и другие цирки.

Советские дети ждут от нас ярких, ве­селых представлений. Мы перед ними в неоплатном долгу.

Л. ХАРЧЕНКО, М. БРОЙДЕ

 

Журнал "Советский цирк" январь.1960 г.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

Международная таблица размеров обуви тут