ДЛЯ ЮНЫХ ЗРИТЕЛЕЙ

— Мамочка, мамочка, этот Карандаш — Олег Попов? — спросил один мальчик свою мать на детском представлении.
Взрослым такой вопрос покажется забавным и смешным. Для детей он вполне закономерен. В нем — непосредственное восприятие цирка.
Дети и цирк... Это большая проблема. Ребята любят цирк. Он производит на них огромное впечатление, которое остается на всю жизнь. Часто, придя после представления домой ребенок, воспроизводит виденные им цирковые номера. Многие ребята мечтают стать артистами цирка.
Популярность циркового искусства среди детей заставляет нас, работников советского цирка, подумать о том, все ли мы делаем для удовлетворения запросов юного зрителя.
К сожалению, детских представлений у нас явно недостаточно, а их художественное качество оставляет желать много лучшего.
Как правило, основной формой представлений для детей в цирке остаются новогодние елки.
В крупных цирках стало традицией устраивать в дни зимних каникул специальные елочные представления, длящиеся полтора-два часа. В них есть занимательный сюжет, органично включающий номера из программ.
Среди этих представлений особой популярностью у ребят пользовались: «В гостях у дяди Дурова» (Ленинградский цирк), «Новогодние приключения» (Московский цирк), «Елка на льдине» и «Елка в лесу» (Московская и Ленинградская группы «Цирк на сцене»).
Но в большинстве периферийных цирков, в бригадах «Цирк на сцене» и в некоторых зооцирках елочные представления выглядят примитивно. Они похожи друг на друга. В этих представлениях дед-мороз только приглашает на елку юных зрителей и произносит перед началом свой монолог. Недостатки многих елок объясняются и тем, что в ряде цирков нет интересных сценариев, а режиссеры-постановщики, не знакомые с психологией юного зрителя, не проявляют нужной выдумки и изобретательности. Ставятся эти представления в спешке.
Еще реже ставятся в цирках сюжетные спектакли для детей в дни весенних каникул.
Так, в Московском цирке были показаны интересные по замыслу детские представления «Грачи прилетели» и «Весенние сказки». К сожалению, на этих спектаклях, как и на большинстве елочных представлений, лежала печать торопливости.
Помимо сюжетных представлений в зимние и весенние каникулы во всех стационарных и передвижных цирках по воскресным дням устраиваются специальные утренники для детей. Но они не могут претендовать даже на название «представления для детей», так как почти ничем не отличаются от обычной вечерней программы. Это ее сокращенный вариант. Иногда в него дополнительно включают несколько номеров четвероногих «артистов». Даже сатирики и клоуны, как правило, не исполняют произведений, предназначенных для детской аудитории.
Иными словами, наши юные зрители в большинстве цирков не имеют полноценного зрелища.
О недостаточной работе с детским зрителем уже неоднократно говорилось на производственных собраниях и в прессе. Этому было уделено много внимания на происходившем в 1959 году совещании директоров и творческих работников цирков.
Бесспорно, детские представления должны занять почетное место в семилетнем плане Союзгосцирка. Они должны быть злободневными, близкими детям по содержанию и оформлению. Спектакли для детей должны стать средством коммунистического воспитания подрастающего поколения. Жизнь требует, чтобы представления для детей проводились регулярно, в каждом цирке, в каждом цирковом коллективе и чтобы в течение сезона была создана одна такая программа.
Конечно, создание высокохудожественной детской программы в цирке — дело нелегкое, хотя и вполне реальное. У нас есть для этого богатые возможности, следует только дружно взяться за дело, привлечь к работе лучших режиссеров и ведущих мастеров цирка и педагогов.
Прежде всего, надо создать доброкачественный репертуар для юных зрителей. В нем должны быть отражены вопросы воспитания у детей коммунистической морали и чувства пролетарского интернационализма, поведения ребят дома и в школе, политехнизации школы и антирелигиозной пропаганды.
Одному Союзгосцирку справиться с этой задачей трудно. На помощь ему должны прийти писатели и драматурги, поэты и сценаристы, которые не балуют своим вниманием юного циркового зрителя, предпочитая писать для театра и кино.
Детские представления в цирке должны отличаться жанровым разнообразием. Необходимо особенно широко ставить в цирке пантомимы и клоунады, которых в настоящее время нет. Несколько лет назад они пользовались широкой популярностью у юного зрителя. Среди них — пантомима «Маленький Пьер», клоунады «Петя Не-ряхин в школе и дома», «Азбука», «Весенний подарок».
Следует приветствовать инициативу Московского цирка, который запланировал постановку в этом сезоне детского представления. «Приключение капитана Врун-геля» и пантомиму по мотивам китайской сказки «Братья Лю». Этому примеру должны последовать и другие цирки.
Советские дети ждут от нас ярких, веселых представлений. Мы перед ними в неоплатном долгу.
Л. ХАРЧЕНКО, М. БРОЙДЕ
Журнал "Советский цирк" январь.1960 г.