В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Качественно новая ступень в цирке

Вначале этого года Министерство культуры СССР утвердило перспективный план создания новых произведений циркового искусства и художественного совершенствования действующих номеров и аттракционов на 1973—1975 годы.

Разрабатывая этот план. Союзгосцирк исходил прежде всего из тех высоких требований, которые коммунистическая партия предъявляет к искусству и литературе, из решений XXIV съезда КПСС. Советское искусство, в том числе и искусство цирка, призвано быть активным проводником политики партии и Советского правительства в коммунистическом воспитании трудящихся, в формировании их нравственных убеждений и эстетического вкуса.

Именно поэтому перспективный план направлен прежде всего на то. чтобы поднять общий уровень циркового искусства, художественные качества действующих и вновь создаваемых цирковых номеров, аттракционов и представлений на качественно новую ступень.

Общеизвестно, что нынешний художественный уровень большинства произведений циркового искусства позволяет в основном удовлетворять культурные запросы советского зрителя. Можно назвать много интересных номеров. истинно новаторских произведений различных жанров. имена замечательных исполнителей. В ходе подготовки к 50-летию образования СССР были созданы по-настоящему интересные тематические и сюжетные представления, ярко отражающие нашу действительность, тему дружбы народов Советского Союза.

И вместе с тем. нельзя не видеть, что значительную часть циркового «конвейера» составляют так называемые средние и слабые номера. Они не дают возможности формировать полноценные в идейно-художественном отношении программы как для цирков крупнейших городов, так и для всех других, в том числе передвижных, а также для коллективов «Цирк на сцене». Большой бедой язляются одноплановые, однотипные номера, «номера-близнецы», которые заметно снижают художественные достоинства программ, лишают их оригинальности, делают похожими одна на другую. Речь таким образом идет о том. чтобы серьезно повысить критерии требовательности к оценке содержания, художественных достоинств цирковых номеров, аттракционов и представлений в целом, к оценке профессионализма и уровня исполнительской культуры.

Цирковому «конвейеру» очень не хватает хороших клоунов, номеров буффонадной клоунады, разговорного жанра, музыкальной эскцентрики, групповых гимнастических и акробатических ансамблей, а также номеров конной дрессуры — «гротеск», «па-де-труа», «высшая школа», «жокеи» и т. д. Перспективный план предусматривает прежде всего создание новых, оригинальных произведений именно этих жанров.

В ближайшие три года в Центральной студии циркового искусства, в ГУЦЭИ, в постановочных цирках намечено подготовить 4 новых цирковых коллектива с полной программой. 5 коллективов в одном отделении. 4 крупных аттракциона, 53 номера, 28 клоунов и артистов’ разговорного жанра. В их числе Молдавский и Башкирский коллективы, коллектив «Спорт глазами цирка» (название условное). «Цирк зверей» (на базе аттракциона В. Филатова), многонациональный коллектив с участием мастеров всех 15 союзных республик, двенадцать детских представлений, две пантомимы на одно отделение каждая, аттракционы «Русские богатыри», «Клоун-дрессировщик» и другие. Главное, разумеется, заключается в том, чтобы создаваемые номера и аттракцион были действительно новыми, оригинальными по форме, чтобы они творчески обогатили наше искусство. И это целиком зависит от ЦСЦИ, училища циркового и эстрадного искусства и аппарата Союзгосцирка.

Перспективный план художественного совершенствования действующих номеров и аттракционов рассчитан таким образом, чтобы в течение трех лет в основном все номера прошли ту или иную степень художественного совершенствования — прежде всего усиление и расширение трюковой основы, улучшение композиционных решении, художественного, музыкального оформления и т. п.

Каковы пути повышения идейно-художественного уровня номеров и аттракционов? Одни из них — перестройка номеров, разумеется, там, где это возможно, на более определенной сюжетно-тематической основе, с использованием комедийных конфликтов. Если бы. к примеру. все сорок с лишним номеров дрессуры собачек удалось со временем перестроить по таким сюжетам, как. скажем. «На приеме у доктора Айболита» А. Попова, «На уроке» Н. Ермакова. «Футбол» В. Ольховиковой и П. Чернега, то это заметно сказалось бы на художественном уровне и номеров и цирковых представлений. К сожалению, три четверти номеров дрессуры собачек пока ничем существенным не отличаются один от другого.

Конечно же, перестройка этих номеров и создание новых не должны вестись на основе банальных, примелькавшихся сюжетов. Нужно искать новые, созвучные нашему времени сюжеты. При этом надо избежать другой крайности — чрезмерной театрализации, ибо штамп театрализации — это тоже штамп, и он может обернуться бедой, если прибегать к этому механически. Вряд ли следует напоминать, что эмоциональная сила искусства — в многообразии стилей, приемов и красок.

Какую красочность и неповторимую прелесть представляли бы собой национальные цирковые коллективы, если бы большинство их номеров были построены на основе народных зрелищ, игр. на материале фольклора! Примеры этому рядом. Подлинно национальное своеобразие отличает номера акробатов Дудукчан и Максимовых, антиподистов Микитюк, жонглеров Оскал-Оол, наконец, всю программу «Русские самоцзеты».

Пока, к сожалению, таких номеров и программ мало. Национальные цирковые коллективы нуждаются в крепком художественном руководстве, пока в них нет режиссеров. которые там очень нужны. Назрела необходимость, чтобы национальные коллективы имели в цирках соответствующих республик постоянную базу, чтобы режиссеры и другие специалисты этих стационаров оказывали им творческую помощь.

В связи с реорганизацией ЦСЦИ представляется целесообразный создание специальной творческой мастерской. которая занималась бы национальными цирковыми коллективами, проводя работу в тесном контакте с министерствами культуры и другими творческими организациями союзных и автономных республик.

Ни для кого не секрет, что художественное качество и эстетическая ценность того, что должно быть привнесено н номера в процессе их совершенствования, во многом. а иногда и в решающей мере, зависит от руководителя. от его художественной позиции, инициативы, творческого и профессионального диапазона. Руководителям номеров нужно уделять значительно больше внимания, глубже знать их’ заботы, вовремя и конкретно помогать им и в то же время строже спрашивать за недостатки в творческой и воспитательной работе.

Для повышения художественного качества цирковых представлений нужно решительнее добиваться более отчетливой художественно-образной выразительности номеров, аттракционов и представлений. Если принять, что главной сутью художественного образа в искусстве цирка является героика, открытая демонстрация победы и торжества человека над реальной опасностью, преодоление, казалось бы. непреодолимых препятствий, которые зритель сам видит и ощущает, то совершенно логично требовать. чтобы в каждом номере исполнялись прежде всего сложные трюки и трюковые комбинации. Именно такие трюки и комбинации лучше всего подчеркнут реальность исключительных обстоятельств, подлинность психологического и физического состояния человека, выразителя этой героики. Там, где демонстрируются сложные и даже опасные трюки и где в то же время есть артистическое, изящное их исполнение, а весь номер имеет эффектную композицию, там художественный образ героики. победы и торжества человека, его всесилия, всегда убедителен и доходчив.

Таким образом, требования расширять и усложнять трюковой репертуар, находить оригинальные, зрелищноэффектные комбинации, интересные композиционные решения номеров и аттракционов диктуются самой сутью
нашего искусства, природой художественного образа в цирке, спецификой его выразительных средств. Главное выразительное средство цирка — трюк, который сам по себе, я бы сказал, есть строго определенное, единственно необходимое и целесообразное действие в нужное мгновение. выражающее сущность художественного образа, идею циркового номера путем высочайшей концентрации воедино волн, физической силы, ловкости и отваги.

И здесь встает самая серьезная наша проблема — проблема режиссуры в цирке, состояния и подготовки режиссерских кадров. Эта проблема не решена даже количественно. Но главная суть — в качестве. Все ли режиссеры готовы к созданию действительно нового, оригинального. все ли они способны не повторять творчески самих себя и других, все ли владеют глубоким знанием тончайших секретов и законов жанра?

Интересы дела требуют, чтобы режиссеры-постановщики более взыскательно и критически подходили к оценке своих решений, их художественности, новизны и впечатляющей силы и постарались подняться на новую, более высокую качественную ступень. Им нужно смелее экспериментировать, глубже изучать опыт лучших маете ров арены.

Всех нас радует решение Министерства культуры СССР открыть при ГИТИСе дневной факультет цирковой режиссуры. Дело теперь за тем. чтобы тщательно отобрать абитуриентов, привлечь на этот факультет творчески .мыслящую цирковую молодежь, хорошо знающую цирк, связавшую с ним всю свою жизнь.

Продолжая разговор о режиссуре, следует подчеркнуть одну деталь. Необходимо, чтобы программа в целом, те или иные отдельные номера за время работы в крупных, ведущих цирках (где есть опытные режиссеры) обязательно’получали новые, более высокие качества, художественно обогащались.

Предстоит серьезно подумать и о том, как активнее вовлечь в режиссерскую работу выпускников заочного режиссерского факультета ГИТИСа, как и в какой мере использовать возможности педагогов института и училища, крупных мастеров других видов искусств, старейших артистов цирка с большим опытом, но уже не выступающих на манеже, подумать о том. как расширить рамки консультационной помощи, как подготовить базу для творческих экспериментов.

Требования расширять и усложнять трюковую основу номеров, совершенствовать их художественно-образное начало надо подкреплять и материально. Каждый артист должен знать, что если он будет постоянно, а не напоказ, как это порой делается, исполнять сложные, рекордные трюки, то будет получать более высокую тарифную ставку. Повышая ставки творчески растущим исполнителям. придется снижать их тем, кто утратил мастерство. кто позволяет себе не исполнять обязательные сложные трюки, сокращает трюковой репертуар, не заботится о художественном качестве номера.

Союзгосцирк приступает к разработке классификации трюков по степени их сложности. Вводится обязательный учет авторства новых трюков и аппаратов, а также регистрация первых исполнителей новых трюков. Устанавливается более строгая система разрешений на повторение трюков и трюковых комбинаций. Надо надеяться. что эти меры будут способствовать творческой инициативе артистов, режиссеров, педагогов.

Кроме того, учреждается специальная комиссия по приему в эксплуатацию новых и возобновленных номеров. Эта комиссия, если для того найдутся основания, должна будет высказать свое мнение тому или иному артисту и режиссеру, что подготовленный ими номер, его композиция, трюки, манера их подачи заимствованы, неоригинальны и что по этим причинам работа не может быть принята.

Еще одно условие роста идейно-художественного качества цирковых программ и номеров — повышение профессионального мастерства, обшей артистической и исполнительской культуры. Если бы во всех ныне действующих номерах каждый трюк, каждый его элемент исполнялись с подлинным артистическим блеском и изяществом. предельной собранностью, то воспринимались бы они зрителями значительно лучше.

Нельзя дальше не замечать пренебрежения многих молодых артистов к гриму, чего никогда не позволяют себе опытные мастера. Не все благополучно с искусством сценического движения, хореографической подготовкой. техникой речи. Допускается вольность в выборе костюма, в характере причесок н т. п. Директора цирков, инспектора манежа, руководители коллективов и номеров не имеют права забывать, что на манеже во всем должен утверждаться высокий эстетический вкус.

Предстоит разработать хорошо продуманную программу учебно-тренировочной работы для всех исполнителей по мастерству актера, хореографии, техники речи, гриму и т. п. В коллективах «Цирк на сцене» совершенно необходимы семинары по повышению квалификации артистов. Целесообразно организовать систему стажировки молодых исполнителей некоторых жанров* у опытных мастеров.

Думается, что настало время серьезно подумать об организации социалистического соревнования участников номеров за высшие художественные достижения.

Повышение идейно-художественного уровня цирковых программ немыслимо без улучшения качества музыки. исполнительской культуры цирковых оркестров. К сожалению. в цирках звучит иногда откровенно плохая музыка, к тому же плохо инструментованная. Многие номера сопровождаются музыкой джазовых темпо-ритмов. По своему составу оркестры в цирках в основном тоже джазовые, их форсированное звучание нередко оглушает. Даже в крупных стационарах мы встречаемся с фактами, когда классическая, русская народная и советская песенная музыка исполняется в исковерканных джазовых темпо-ритмах. План создания новых номеров и совершенствования действующих предусматривает обязательный анализ музыкального репертуара, его улучшение. Советский цирк должен являться последовательным пропагандистом и поборником высокой музыкальной культуры.

Особое место в цирке принадлежит клоунаде, всем ее разновидностям — буффонадной, сатирической, музыкальной, связанной с дрессурой животных. Здесь предстоит решить ряд проблем. И прежде всего — организовать широкий поиск одаренных людей. Глубоко и по-настоящему заинтересованно должна будет изучать проблемы развития клоунады специальная творческая мастерская. создаваемая в рамках Центральной студни циркового искусства.

Более энергично надлежит заняться созданием репертуара для клоунов, расширить круг авторов. Все еще слабы наши связи с редакциями сатирических журналов и соответствующими секциями Союзов писателей братских республик, с огромной армией фельетонистов республиканских, краевых и областных газет.

Жизнь и сама природа цирка требуют открытой публицистичности выступлений клоунов. К сожалению, большинство коверных не так активно, как хотелось бы. откликаются на события дня. робко и неглубоко разрабатывают современные темы. Л ведь давно известно, что «клоун смеет быть публицистом», что он должен уметь не только смешить, но и высмеивать, обличать все то. что мешает нам строить нашу жизнь, утверждать коммунистические идеалы.

Важное значение для повышения идейно-художественного уровня действующих номеров и аттракционов, для создания новых, оригинальных произведений будут иметь Всесоюзные конкурсы молодых исполнителей' (не смотры, а конкурсы), конкурс на лучшее цирковое представление для детей и закрытый конкурс на создание сценариев новых оригинальных номеров, организуемые в соответствии с решением коллегии Министерства культуры СССР.

Принято также решение о серьезной реорганизации ЦСЦИ, создания на ее базе серьезного и авторитетного художественно-творческого объединения с мастерскими по ведущим жанрам — физкультурно-акробатическому, дрессуры, клоунады, с мастерской национальных коллективов. Скоро студия получит новое здание с манежем и другими репетиционными помещениями. Задача сейчас в том. чтобы подобрать нужных специалистов — знающих, опытных, беспокойных. Хорошо, если в студню пришли бы крупнейшие мастера советского цирка, которые уже не могут работать на манеже, но являются большими знатоками того или иного жанра, настоящими умельцами.

Художественно-постановочная работа, как и прежде, будет осуществляться, кроме ЦСЦИ. в Московских, Ленинградском, Киевском, Тульском, Саратовском. Горьковском и других цирках, которые накопили полезный опыт подготовки оригинальных номеров и представлений. Надо, чтобы в общее дело создания новых произведений и перестройки действующих вносили свой вклад все цирки страны.

В связи с реорганизацией ЦСЦИ, сосредоточением там художественно-постановочной работы, решено упорядочить структуру аппарата Союзгосцирка с тем, чтобы повысить его роль в планировании художественно-творческой деятельности, обеспечении государственного контроля за качеством цирковых программ, осуществлением репертуарной и кадровой политики, за выполнением планов финансово-хозяйственной деятельности.

Интересы дела настоятельно требуют, чтобы у Союзгосцирка и циркового училища было единое планирование подготовки кадров для цирков, чтобы училище готовило номера тех жанров и такого характера, которые нужны «конвейеру», а также исполнителей для ввода в конкретные действующие номера. Так же в интересах дела следует проводить отбор абитуриентов во всех республиках при активном участии директоров цирков и мастеров манежа.

Улучшению творческой работы, росту артистического мастерства и исполнительской культуры, а стало быть, общего уровня циркового искусства серьезно поможет аттестация творческого состава, которая будет проводиться с 15 июня 1973 года по 1 апреля 1974 года. В ходе аттестации будут введены творческие паспорта, рассмотрена оправданность численности групповых номеров, занятости в трюковой работе каждого участника. Также внимательно будут рассмотрены и другие вопросы — количество животных в номерах дрессуры, количество багажа, состояние аппаратуры, реквизита и т. п.

Повышению художественного уровня цирковых представлений и номеров, исполнительского мастерства артистов во многом может помочь объективная, глубоко профессиональная критика на страницах газет и журналов и. прежде всего, журнала «Советская эстрада и цирк». В известном постановлении Центрального Комитета КПСС о литературно-художественной критике отмечается все возрастающая роль художественной культуры в коммунистическом строительстве, особо подчеркивается, что критика должна всемерно содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности, активнее бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, за создание в среде работников литературы и искусства обстановки высокой требовательности и взыскательности.

В этом Постановлении, в частности, говорится, что в художественной критике еще проявляются примиренческое отношение к идейному и художественному браку, субъективизм, приятельские и групповые пристрастия. Необоснованная комплементарность, предвзятая оценка слабых и несовершенных произведений искусства мешают проведению принципиальной линии в области художественного творчества, не позволяют точно соотносить явления искусства с жизнью. Многие недостатки, о которых сказано в Постановлении ЦК КПСС, еще имеются в нашей творческой организации. Для повышения уровня критики многое могут сделать ведущие мастера цирка и прежде всего коммунисты.

Для организации всей художественно-творческой работы, для успешной реализации намеченных планов чрезвычайно важное значение будут иметь стабильные программы, которые со временем должны будут перерасти в творческие коллективы. Речь идет не о временном эксперименте, а о глубокой н принципиальной перестройке, об утверждении новых принципов эксплуатационно-творческой деятельности системы. Стабильные программы, цирковые коллективы должны стать деятельными творческими организмами. В них можно будет создать партийные и комсомольские организации, художественные советы, широко развернуть воспитательную работу. В таком коллективе у всех на виду будут творческие устремления артистов, полнее проявятся их человеческие качества. Здесь можно будет получить разностороннюю творческую помощь своих товарищей. Нужно очень серьезно подумать о руководителях стабильных программ, об их правах и обязанностях, о стимулирований их работы.

Успех выполнения больших и серьезных планов повышения художественного уровня советского циркового искусства во многом решит организаторская работа.

1973 год трудящиеся нашей страны объявили годом ударного труда, решающим годом 9-й пятилетки. И для нас, работников советского цирка, 1973 год решающий, ибо от того, как мы организуем дело, какие заложим основы для выполнения намеченных планов, с какой энергией начнем их осуществлять, будут зависеть конечные результаты.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100