В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Кадры Союзгосцирка

 

Всего в системе объединения работает более 15 тысяч человек. По характеру работы их можно условно разделить на три группы. Первая — артисты и художественно-техниче­ские работники, находящиеся в постоянных разъездах, их около 6 тысяч человек.

Вторая — режиссеры и другие руководящие творческие работники   (художники,  дирижеры,   балетмейстеры) — 140—150 человек.

Третья — административно-хозяйственные работники цен­тральных учреждений и цирковых предприятий. Их около 9000. Среди них руководящих работников-номенклатуры Союзгосцирка немногим более 300 человек.

Рассмотрим кратко некоторые вопросы подбора и рас­становки отдельных категорий творческих и административ­но-хозяйственных кадров объединения.

Артисты. Источники пополнения артистических кадров. За годы Советской власти неузнаваемо изменился состав артистов советского цирка. Нет больше бесправных «бродяг», не имеющих прописки и жилья, полуграмотных и безграмот­ных «гуттаперчевых мальчиков», чья жизнь и творчество зависели от прихоти    невежественных    хозяйчиков — антре- пренеров.  Ныне это — отряд советской  интеллигенции,  спо­собный решать большие творческие задачи.

Любимое народом советское цирковое искусство богато талантливыми артистами, работающими в ярких, оригиналь­ных номерах и аттракционах, многие из которых являются непревзойденными в мире и снискавшими советскому цирку мировую славу.

Творческое богатство советского цирка таково, что вот уж более 20 лет во Францию, имеющую богатые цирковые традиции, регулярно, через год направляются полные цирко­вые программы, отличающиеся друг от друга в жанровом, постановочном, качественном отношении.

Когда наша программа с Олегом Поповым и Валентином Филатовым в 1956 году блестяще прошла в Париже, фран­цузские газеты в хвалебных рецензиях указывали, что, вряд ли удастся прислать во Францию программу лучше этой, собравшей сливки советского цирка. Но еще много раз по­том французская пресса, оценивая гастрольные программы как «самые лучшие» из всех виденных, писала о неисчерпае­мых источниках советского циркового искусства.

Среди артистов большая половина — молодежь, способная по убеждению и по возрасту творить чудеса. Еще в первые десятилетия Советской власти среди артистов не насчиты­валось и десяти человек с высшим образованием. Большая же половина не имела среднего образования. Сейчас за не­большим исключением (лица старшего поколения) весь сос­тав имеет высшее и среднее образование. Есть среди деяте­лей цирка и свои ученые, доктора, профессора и кандидаты искусствоведения.

Каковы же источники пополнения артистических кадров?

Первым и одним из основных источников пополнения артистических кадров является Государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Ежегодно ГУЦЭИ выпускает до 20 номеров физкультурно-акробатических жанров и клоунады. За пятьдесят лет своего существования оно дало советскому цирку более двух тысяч артистов высокой квалификации, среди которых Ка­рандаш, В. Волжанский, О. Попов, Л. Енгибаров, А. Нико­лаев и многие другие. ГУЦЭИ располагает квалифицирован­ными режиссерами- педагогами, многие из которых в свое время после окончания ГУЦЭИ с большим успехом рабо­тали в качестве артистов цирка.

 

______________________________________________________________________________________________________

5 Ленин   В. И.   Поли. собр. соч., т. 35, с.   199—200.

 

Вторым источником пополнения артистических кадров является спорт. Громадную роль в становлении советского цирка сыграли пришедшие на арену спортсмены. Они при­несли туда хорошую спортивную школу и высокие достиже­ния. Правда, далеко не все спортсмены обладают артистиче­скими данными. В последние годы в спорте стали больше обращать внимания на его зрелищную форму. Это принесло свои замечательные плоды. Некоторые лучшие спортивные номера (особенно в фигурном катании) не без оснований характеризуются как произведения искусства.

В связи с расширением сети цирков в конце 50-х — начале 60-х годов пришлось вновь, как в 20-е годы, обратиться за помощью к спорту.

В 1955 году Союзгосцирк решил создать балет на льду. Для руководства этим новым делом был приглашен крупный балетмейстер А. Лавровский. Ему в помощь была прикоман­дирована группа цирковых режиссеров под руководством А. Арнольда. После большого конкурса было отобрано пять­десят лучших фигуристов. В 1958 году во Дворце спорта Центрального стадиона имени В. И. Ленина состоялась премьера первого в СССР Государственного ансамбля «Балет на льду», прошедшая на высоком уровне. Ансамбль более 20 лет с большим успехом выступает во многих городах Со­ветского Союза и за рубежом.

В 60-е годы с участием мастеров фигурного катания и других спортсменов были созданы «Цирк на льду», «Цирк на воде», потом еще один «Цирк на льду». Также после больших конкурсов и занятий под руководством цирковых режиссеров-постановщиков и педагогов театральных инсти­тутов в студиях при министерствах культуры союзных рес­публик и при цирках были созданы восемь национальных цирковых коллективов. Всего через двухгодичные творческие студии в цирк пришло более 300 спортсменов, что составило около 100 номеров. Из спорта пришли в цирк Н. П. Гладильщиков, И. Н. Бугримова, Е. Т. Милаев, А. Н. Ширай и др. Третьим, одним из самых древних источников пополнения кадров артистов цирка является домашнее ученичество. Ис­покон веков артисты готовили для цирка детей часто с 4—5 лет. До Октябрьской революции это был главный путь на арену цирка. Да и куда было деваться цирковым детям? В постоянных переездах посещать школу они не могли, по­этому, как и их родители, в большинстве своем были негра­мотны. Вот и шли они, как их предки, на арену. Дети голодали, их били, беспощадно эксплуатировали. Особенно тя­жело было ребятам, взятым на воспитание от бедных роди­телей или круглым сиротам. Первые годы они работали бесплатно, «за харчи», и делали многое как слуги хозяина.

В Советском Союзе можно готовить своих детей или брать на воспитание для работы в цирке детей с согласия родите­лей, но с соблюдением обязательных правил. Главные из них: хорошее здоровье детей и успеваемость в школе, педа­гогические качества и режиссерский талант артиста-настав­ника, согласование с профсоюзом. После соответствующей подготовки ребенок не моложе 11-летнего возраста может, еще будучи учеником, выступать на арене в представлении, но не позже чем до 22 часов.

Многолетний опыт показал, что семейное ученичество благотворно сказывается на творческом росте цирка. Ко­нечно, не все родственники и дети талантливы, и далеко не все они идут в артисты, но многие из тех, кто пришел в цирк через домашнее ученичество, украшают нашу арену. Этот источник всегда будет пополнять советский цирк новыми творческими кадрами. Отсюда пришли на арену В. И. Фила­тов, Н. А. Ольховиков, Н. А. Никитин.

Немаловажным  источником  является цирковая  самодея­тельность.  В конце    60-х годов из лауреатов    Всесоюзного смотра народного творчества, т.  е. из участников народных  цирков,  был создан неплохой цирковой коллектив  «Поиск».

Еще об одном творческом резерве. Речь идет о создании  вторых номеров. Это когда артист или группа артистов кро­ме своего номера готовит второй номер другого жанра. На­пример, акробаты готовят к исполнению номер эквилибрис­тов, жонглеров и др. Вторые номера, естественно, несколько слабее первых. Трудно артисту быть и отличным эквилибрис­том, и жонглером и т. п. Но есть много вторых номеров, производящих хорошее впечатление.

Надо отметить, что создание вторых номеров весьма вы­годно материально. Без новых исполнителей, а стало быть, и без дополнительных суточных, квартирных и прочих рас­ходов, программу заполняют новые номера.

Особенно важно и даже нужно иметь вторые номера в коллективах «Цирк на сцене». Там это практикуется всегда.

В   результате  создается  возможность  коллективу  в  25-30 человек давать полную цирковую программу и быть мобиль­ным для частых (иногда ежедневных) переездов.

Мы остановились на главных источниках дополнения цирка артистическими кадрами. Разумное сочетание и пла­номерность в использовании этих источников помогают по­стоянно пополнять артистические ряды талантливыми испол­нителями.

Профессия циркового артиста трудная. Находясь в по­стоянных разъездах по циркам страны вместе со всей семьей, он должен всегда соблюдать спортивную форму, режим пи­тания, сна, а это не так легко, если учитывать разные пояса времени, разность температур, изменение атмосферного давления и влажности. Многие артисты родились, как говорят, на манеже. Детям артистов цирка приходится менять по 4—5 школ в году.

А чего стоит почти ежедневная упаковка и распаковка реквизита, подвеска и снятие его из под купола цирка, когда артисты работают в шапито.

Артисты цирка, хотя и чувствуют разницу в условиях работы в стационарном, хорошо оборудованном цирке и где-нибудь на лужайке или в котловане строящейся электростан­ции, на знойных пастбищах Туркмении или за поляр­ным кругом, но везде они работают с душой. Они хорошо понимают свой долг, берегут авторитет своей профессия, ра­ботают с полной отдачей, с огоньком, с улыбкой. И какие чудеса при этом они совершают!

Где бы ни находился артист, он везде себя чувствует бойцом идеологического фронта, а это значит, прежде всего политическим бойцом, не безразличным к тому, что происхо­дит вокруг него. Везде — на собрании, политическом занятии, на творческой встрече в подшефной воинской части, на пред­приятии, на стройке или в колхозе — он являет собой при­мер политически подкованного, идейно стойкого, образован­ного человека. Многие артисты, будучи в зарубежных поезд­ках, не только демонстрируют превосходство советской культуры над буржуазной, но и убедительно доказывают свою идейно-политическую стойкость, патриотизм. Об этом много раз писала мировая пресса.

Своей работой и поведением советские артисты показы­вают пример интернационализма и братской солидарности. Между артистами стран социалистического содружества установилась подлинная дружба и взаимопомощь. На пресс-конференциях, на встречах с журналистами и просто с граж­данами капиталистических стран советские артисты, как это неоднократно  отмечалось  в   газетах,   являли  собой  пример высокой морали и политического уровня.

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100