Кадры Союзгосцирка
Всего в системе объединения работает более 15 тысяч человек. По характеру работы их можно условно разделить на три группы. Первая — артисты и художественно-технические работники, находящиеся в постоянных разъездах, их около 6 тысяч человек.
Вторая — режиссеры и другие руководящие творческие работники (художники, дирижеры, балетмейстеры) — 140—150 человек.
Третья — административно-хозяйственные работники центральных учреждений и цирковых предприятий. Их около 9000. Среди них руководящих работников-номенклатуры Союзгосцирка немногим более 300 человек.
Рассмотрим кратко некоторые вопросы подбора и расстановки отдельных категорий творческих и административно-хозяйственных кадров объединения.
Артисты. Источники пополнения артистических кадров. За годы Советской власти неузнаваемо изменился состав артистов советского цирка. Нет больше бесправных «бродяг», не имеющих прописки и жилья, полуграмотных и безграмотных «гуттаперчевых мальчиков», чья жизнь и творчество зависели от прихоти невежественных хозяйчиков — антре- пренеров. Ныне это — отряд советской интеллигенции, способный решать большие творческие задачи.
Любимое народом советское цирковое искусство богато талантливыми артистами, работающими в ярких, оригинальных номерах и аттракционах, многие из которых являются непревзойденными в мире и снискавшими советскому цирку мировую славу.
Творческое богатство советского цирка таково, что вот уж более 20 лет во Францию, имеющую богатые цирковые традиции, регулярно, через год направляются полные цирковые программы, отличающиеся друг от друга в жанровом, постановочном, качественном отношении.
Когда наша программа с Олегом Поповым и Валентином Филатовым в 1956 году блестяще прошла в Париже, французские газеты в хвалебных рецензиях указывали, что, вряд ли удастся прислать во Францию программу лучше этой, собравшей сливки советского цирка. Но еще много раз потом французская пресса, оценивая гастрольные программы как «самые лучшие» из всех виденных, писала о неисчерпаемых источниках советского циркового искусства.
Среди артистов большая половина — молодежь, способная по убеждению и по возрасту творить чудеса. Еще в первые десятилетия Советской власти среди артистов не насчитывалось и десяти человек с высшим образованием. Большая же половина не имела среднего образования. Сейчас за небольшим исключением (лица старшего поколения) весь состав имеет высшее и среднее образование. Есть среди деятелей цирка и свои ученые, доктора, профессора и кандидаты искусствоведения.
Каковы же источники пополнения артистических кадров?
Первым и одним из основных источников пополнения артистических кадров является Государственное училище циркового и эстрадного искусства.
Ежегодно ГУЦЭИ выпускает до 20 номеров физкультурно-акробатических жанров и клоунады. За пятьдесят лет своего существования оно дало советскому цирку более двух тысяч артистов высокой квалификации, среди которых Карандаш, В. Волжанский, О. Попов, Л. Енгибаров, А. Николаев и многие другие. ГУЦЭИ располагает квалифицированными режиссерами- педагогами, многие из которых в свое время после окончания ГУЦЭИ с большим успехом работали в качестве артистов цирка.
______________________________________________________________________________________________________
5 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 35, с. 199—200.
Вторым источником пополнения артистических кадров является спорт. Громадную роль в становлении советского цирка сыграли пришедшие на арену спортсмены. Они принесли туда хорошую спортивную школу и высокие достижения. Правда, далеко не все спортсмены обладают артистическими данными. В последние годы в спорте стали больше обращать внимания на его зрелищную форму. Это принесло свои замечательные плоды. Некоторые лучшие спортивные номера (особенно в фигурном катании) не без оснований характеризуются как произведения искусства.
В связи с расширением сети цирков в конце 50-х — начале 60-х годов пришлось вновь, как в 20-е годы, обратиться за помощью к спорту.
В 1955 году Союзгосцирк решил создать балет на льду. Для руководства этим новым делом был приглашен крупный балетмейстер А. Лавровский. Ему в помощь была прикомандирована группа цирковых режиссеров под руководством А. Арнольда. После большого конкурса было отобрано пятьдесят лучших фигуристов. В 1958 году во Дворце спорта Центрального стадиона имени В. И. Ленина состоялась премьера первого в СССР Государственного ансамбля «Балет на льду», прошедшая на высоком уровне. Ансамбль более 20 лет с большим успехом выступает во многих городах Советского Союза и за рубежом.
В 60-е годы с участием мастеров фигурного катания и других спортсменов были созданы «Цирк на льду», «Цирк на воде», потом еще один «Цирк на льду». Также после больших конкурсов и занятий под руководством цирковых режиссеров-постановщиков и педагогов театральных институтов в студиях при министерствах культуры союзных республик и при цирках были созданы восемь национальных цирковых коллективов. Всего через двухгодичные творческие студии в цирк пришло более 300 спортсменов, что составило около 100 номеров. Из спорта пришли в цирк Н. П. Гладильщиков, И. Н. Бугримова, Е. Т. Милаев, А. Н. Ширай и др. Третьим, одним из самых древних источников пополнения кадров артистов цирка является домашнее ученичество. Испокон веков артисты готовили для цирка детей часто с 4—5 лет. До Октябрьской революции это был главный путь на арену цирка. Да и куда было деваться цирковым детям? В постоянных переездах посещать школу они не могли, поэтому, как и их родители, в большинстве своем были неграмотны. Вот и шли они, как их предки, на арену. Дети голодали, их били, беспощадно эксплуатировали. Особенно тяжело было ребятам, взятым на воспитание от бедных родителей или круглым сиротам. Первые годы они работали бесплатно, «за харчи», и делали многое как слуги хозяина.
В Советском Союзе можно готовить своих детей или брать на воспитание для работы в цирке детей с согласия родителей, но с соблюдением обязательных правил. Главные из них: хорошее здоровье детей и успеваемость в школе, педагогические качества и режиссерский талант артиста-наставника, согласование с профсоюзом. После соответствующей подготовки ребенок не моложе 11-летнего возраста может, еще будучи учеником, выступать на арене в представлении, но не позже чем до 22 часов.
Многолетний опыт показал, что семейное ученичество благотворно сказывается на творческом росте цирка. Конечно, не все родственники и дети талантливы, и далеко не все они идут в артисты, но многие из тех, кто пришел в цирк через домашнее ученичество, украшают нашу арену. Этот источник всегда будет пополнять советский цирк новыми творческими кадрами. Отсюда пришли на арену В. И. Филатов, Н. А. Ольховиков, Н. А. Никитин.
Немаловажным источником является цирковая самодеятельность. В конце 60-х годов из лауреатов Всесоюзного смотра народного творчества, т. е. из участников народных цирков, был создан неплохой цирковой коллектив «Поиск».
Еще об одном творческом резерве. Речь идет о создании вторых номеров. Это когда артист или группа артистов кроме своего номера готовит второй номер другого жанра. Например, акробаты готовят к исполнению номер эквилибристов, жонглеров и др. Вторые номера, естественно, несколько слабее первых. Трудно артисту быть и отличным эквилибристом, и жонглером и т. п. Но есть много вторых номеров, производящих хорошее впечатление.
Надо отметить, что создание вторых номеров весьма выгодно материально. Без новых исполнителей, а стало быть, и без дополнительных суточных, квартирных и прочих расходов, программу заполняют новые номера.
Особенно важно и даже нужно иметь вторые номера в коллективах «Цирк на сцене». Там это практикуется всегда.
В результате создается возможность коллективу в 25-30 человек давать полную цирковую программу и быть мобильным для частых (иногда ежедневных) переездов.
Мы остановились на главных источниках дополнения цирка артистическими кадрами. Разумное сочетание и планомерность в использовании этих источников помогают постоянно пополнять артистические ряды талантливыми исполнителями.
Профессия циркового артиста трудная. Находясь в постоянных разъездах по циркам страны вместе со всей семьей, он должен всегда соблюдать спортивную форму, режим питания, сна, а это не так легко, если учитывать разные пояса времени, разность температур, изменение атмосферного давления и влажности. Многие артисты родились, как говорят, на манеже. Детям артистов цирка приходится менять по 4—5 школ в году.
А чего стоит почти ежедневная упаковка и распаковка реквизита, подвеска и снятие его из под купола цирка, когда артисты работают в шапито.
Артисты цирка, хотя и чувствуют разницу в условиях работы в стационарном, хорошо оборудованном цирке и где-нибудь на лужайке или в котловане строящейся электростанции, на знойных пастбищах Туркмении или за полярным кругом, но везде они работают с душой. Они хорошо понимают свой долг, берегут авторитет своей профессия, работают с полной отдачей, с огоньком, с улыбкой. И какие чудеса при этом они совершают!
Где бы ни находился артист, он везде себя чувствует бойцом идеологического фронта, а это значит, прежде всего политическим бойцом, не безразличным к тому, что происходит вокруг него. Везде — на собрании, политическом занятии, на творческой встрече в подшефной воинской части, на предприятии, на стройке или в колхозе — он являет собой пример политически подкованного, идейно стойкого, образованного человека. Многие артисты, будучи в зарубежных поездках, не только демонстрируют превосходство советской культуры над буржуазной, но и убедительно доказывают свою идейно-политическую стойкость, патриотизм. Об этом много раз писала мировая пресса.
Своей работой и поведением советские артисты показывают пример интернационализма и братской солидарности. Между артистами стран социалистического содружества установилась подлинная дружба и взаимопомощь. На пресс-конференциях, на встречах с журналистами и просто с гражданами капиталистических стран советские артисты, как это неоднократно отмечалось в газетах, являли собой пример высокой морали и политического уровня.