В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Кантеле - женский вокальный ансамбль

Кантеле - женский вокальный ансамбльМне хочется рассказать на страницах журнала о дея­тельности Государственного ансамбля «Кантеле», о твор­ческих буднях коллектива, о поисках новых форм концертной работы — обо всем, благодаря чему существует большой и многообразный художественный организм.

Ансамбль «Кантеле» в будущем году будет отмечать свое тридцати­летие, но я начну рассказ с 1959 года, ибо за многие годы деятельности коллектив «Кантеле» не пытался или не сумел (недостатка в эксперимен­тах не ощущалось) выйти за рамки бытующих штампов, а создание но­вых программ означало лишь обнов­ление репертуара. Долгие годы «Кантеле» был одним из многих ху­дожественных коллективов, чья твор­ческая биография не отличалась оригинальностью, а исполнительский почерк делал его похожим на своих собратьев по жанру. Каким путем повести ансамбль, чтобы творчество его засверкало но­выми, свежими красками? Какую най­ти интересную, оригинальную форму концерта? С чего начать?

Эти вопросы стояли передо мной и главным дирижером Л. Косинским, когда нам в 1959 году предложили возглавить коллектив карельского ансамбля «Кантеле». Очевидно, начать надо было с осмысления и изучения накопленного ансамблем опыта более чем за двадцать лет деятельности. Эта работа дала ценный и поучитель­ный материал. Нам стало ясно, что главное — это повышение уровня ис­полнения в отдельных группах кол­лектива, и в первую очередь основ­ных — хора и оркестра национальных инструментов-кантеле. Прежде все­го мы полностью отказались от сое­динения хора с оркестром. На то были свои причины — инструмент кантеле сконструирован таким образом, что звуки не гасятся полностью и гармо­нии звучат фальшиво, накладываясь одна на другую. Это не могло не от­разиться на интонировании и строе хора (для сольных оркестровых пьес создавались партитуры, учитываю­щие и исключающие недостаток ин­струмента),

Уже в программах сезона 1961/62 года мы открывали концерт выступлением хоровой капеллы, а во втором отделении ряд пьес играл кантеле-оркестр. К слову сказать, в настоящее время у этих двух коллек­тивов накопился большой и разнооб­разный репертуар, дающий возмож­ность выступать с самостоятельными программами. В 1951 году в ансамбле была создана карельская народная вокальная группа (женский секстет), которой бессменно руководит заслуженная артистка КАССР Софья Оськина. Девушки-народницы, как мы их на­зываем, завоевали большую попу­лярность у слушателей и были удостоены диплома на 1 Всероссий­ском конкурсе артистов эстрады. Их специальность — карельские народ­ные песни и хороводы. Ко времени, о котором я рассказываю, группа С. Оськиной не только сохранила свое обаяние, но нашла новые чер­ты   выразительности   исполнения.

Успех вокальной группы натол­кнул нас на мысль дополнить художественную палитру ансамбля еще одной краской — финскими игровыми песнями. Была даже предпри­нята попытка создать финский мужской ансамбль. Мы отобрали несколь­ко артистов финской национальности из хоровой капеллы и оркестра с ярко выраженными актерскими дан­ными, предложили им «разыграть» несколько несложных в вокальном отношении партитур. Эта группа успешно дебютировала в конце 1960 года, а сейчас финский мужской ансамбль — один из самых колоритных   номеров   в   концерте   «Кантеле». Имея уже четыре стабильных по составу   и   автономных   в   творческом отношении коллектива, мы не пре­кращали поисков новых жанров, пы­тались (правда, не всегда удачно) создавать новые номера, способный украсить, обогатить концертные про­граммы ансамбля. К тому времени у нас окончательно сложилось пред­ставление о будущем концерте ан­самбля как концерте эстрадном, строящемся по принципу наибольше­го разнообразия, имеющем в своей программе различные виды нацио­нального искусства малых форм.

Несколько лет тому назад мы ре­шили (под явным влиянием извест­ного коллектива «Дружба») создать мужской квартет. Затея не удалась, квартет вскоре распался, но мысль уже работала в этом направлении, и в 1961 году ленинградский компози­тор Юрий Зарицкий, наш большой друг и знаток карельского фолькло­ра, написал свою лирическую сюиту «Незабудки» для мужского квартета с солистами и небольшого инстру­ментального состава (баян, кларнет, три кантеле — прима, альт, бас). Пес­ни Ю. Зарицкого, сочиненные в ин­тонационной сфере, близкой к фин­ской песне, и изложенные в эстрад­ной манере, с неизменным успехом исполнялись нами в течение ряда лет и окончательно сцементировали новый, еще один творческий орга­низм — эстрадный вокально-инстру­ментальный ансамбль.

Рождением еще одного коллектива в ансамбле мы обязаны случайности. По ряду обстоятельств женский со­став хоровой капеллы претерпел значительные изменения. Новое по­полнение — в основном молодые неопытные певицы — требовало к се­бе неослабного внимания, так как слаженность пения нарушилась. Надо было как бы заново заставить зазвучать женскую группу хора, и я решил на время изъять ее из смешанного состава. Началась работа над не­сколькими учебными партитурами. Вскоре ровность звучания капеллы восстановилась, а в программах кон­цертов «Кантеле» появилось новое название — женский вокальный ан­самбль (лирические песни). К сезону 1963/64 года программа концертов «Кантеле» уже прочно строилась на самостоятельных вы­ступлениях шести художественных коллективов, работающих в разных исполнительских жанрах: хоровая ка­пелла, народная вокальная группа, финский мужской ансамбль, оркестр кантеле-инструментов, женский во­кальный ансамбль и эстрадная вокаль­но-инструментальная группа. В таком качестве наш коллектив уже пере­стал быть ансамблем песни и танца. Он стал художественной организа­цией нового типа, близкой по жан­ровой направленности к коллективам эстрадным, но с определенной национальной окраской не только по форме, но и содержанию (в реклам­ных афишах мы именуемся Государ­ственным ансамблем «Кантеле». Бо­лее точного определения мы до сих пор не можем найти).

Пусть не покажется странным, что я обошёл молчанием деятельность одного из основных коллективов ан­самбля — танцевальной группы. Дело в том, что развитие этого коллектива не созвучно общей творческой тен­денции ансамбля и хореографиче­ская часть программы, ее исполни­тельские принципы нас пока не удов­летворяют. Трудности создания со­временного национального танца общеизвестны. Но для «Кантеле» эта задача значительно усложнена от­сутствием мастера-хореографа, не только знающего национальный фольклор, но одаренного способ­ностью по-новому его осмысливать. Творчество основоположника карель­ской профессиональной хореографии Василия Ивановича Кононова уже много лет украшает наши программы, хотя мы понимаем, что без поисков нового невозможно дальнейшее раз­витие. Попытки ряда приглашен­ных специалистов лишь частично по­могли нам решить эту проблему, но все же перспективы роста танцеваль­ного коллектива ансамбля (как, впро­чем, и всей карельской хореографии) продолжают нас волновать.

В содружестве с художником А. Акимовым мы предприняли пер­вые попытки решения сценического национального костюма. От старин­ной одежды мы отказались. Наши артисты одеты сейчас в современные элегантные костюмы модного покроя с учетом национальных особенностей. Покрой варьируется в деталях, в цве­те использована гамма сдержанных тонов. Исключение составляют кол­лективы с этнографическим уклоном, но и в их костюмы А. Акимову мно­го удалось внести нового, современ­ного. Сценическая площадка офор­млена лаконично — по заднему плану опущен «язык», расписанный по карельским мотивам. Каждое отде­ление концерта идет на фоне своего «языка».

Многие месяцы сезона кантелисты проводят в гастролях. Искусство карельских артистов знакомо на Украи­не, в республиках Поволжья, на Урале и Кавказе, в Прибалтике, Грузии, Армении, Азербайджане. Но наиболее частые и желанные гости мы в своем карельском краю — на лесных делянках, совхозных фермах, в заводских цехах и воинских подраз­делениях. Коллектив ансамбля имеет за последние годы большую и весь­ма положительную прессу. Отзывы специалистов — наших коллег, деяте­лей смежных искусств, — реакция многих и многих слушателей радуют и убеждают в правильности наших творческих устремлений. Впереди еще много труда, много находок и разочарований, но если первый наш опыт покажется полез­ным и заслуживающим внимания — это будет для нас самой большой на­градой.
 

С. КАРП, художественный руководитель Госу­дарственного ансамбля Карельской АССР «Кантеле»

Журнал Советский цирк. Февраль 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100

интерны 14 сезон