Каждое представление - премьера - В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ
В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Каждое представление - премьера

Несколько лет назад мне довелось по­бывать на одном из заключительных представлений сезона в Волгоградском цирке.

Меня, помню, поразила тогда ат­мосфера будничности и невзыскатель­ности, царившая на манеже. Отдельные артисты выступали кое-как, без души. «Накладки» следовали одна за дру­гой. Дело дошло до того, что в номере дрессировщика И. Кудрявцева при де­монстрации эффектного трюка — езде медведя на мотоцикле — из заглохшей машины пролился бензин. И это произо­шло далеко не случайно. Кудрявцева, как я узнал, весь день не было в цирке, он появился буквально за несколько ми­нут до выхода на манеж. Где уж тут было думать о подготовке аппаратуры к   представлению!

Снижение качества спектакля, по-видимому, имело свое объяснение. Не оправдание, нет — оправдания этому быть не может! — а именно объяснение. Программа доживала последние дни, цирк вот-вот должен был закрыться, и поэтому у некоторых артистов просто пропал интерес к выступлениям. Премь­ера давно прошла, хвалебная рецензия уже была напечатана в местной газете, билеты распроданы. Стоит ли, мол, осо­бенно стараться, выкладываться до кон­ца, когда предстоят выступления в но­вом городе. Ведь там надо снова завое­вывать зрителя, проходить испытания премьеры. Не лучше ли сберечь для это­го   силы?

Так программа, начавшаяся как яр­кий цирковой праздник, постепенно превратилась в заурядное, будничное пред­ставление.

Читатели могут спросить: к чему эти воспоминания? И имеют ли они отноше­ние к сегодняшнему дню? Увы, самое непосредственное. И сегодня нередко приходится встречаться с такой же пе­чальной метаморфозой циркового спек­такля. Подобно красочному фейерверку, он был вначале искристым и ярким, а затем его темп снижается, краски туск­неют. И получается так, что зритель, присутствующий на премьере, оказы­вается куда в более выигрышном поло­жении, чем зритель, скажем, семидеся­того или сотого представления. Первый видит цирковое искусство в его лучшем качестве, а второму подчас подсовыва­ют нечто вроде суррогата. Образно гово­ря, посетителя цирка «обмеривают», «недодают» ему того, на что он вправе был рассчитывать, покупая билет на се­мидесятое или сотое представление (за ту же цену, кстати, что и на премьеру!). С подобным явлением я снова столк­нулся недавно, когда смотрел спектакль в Рижском цирке. И здесь уже давно прошла премьера, и местная газета от­кликнулась на нее статьей, в которой отмечались ее достоинства. На манеже все вроде бы шло хорошо, но представ­ление стало совсем не таким, каким бы­ло в дни своего появления в свет. Неко­торых участников программы, казалось, охватила какая-то непонятная вялость. Это стало заметно уже в парад-прологе. Артисты вышли на манеж со скучаю­щими, безразличными лицами, всем сво­им видом как бы показывая, что они «отбывают» свой номер. Менее вырази*, тельно, чем всегда, прочитала стихи пролога   Виктория   Канагина.

Особенно огорчили меня коверные Василий Мозель и Анисим Савич. В прошлом я не раз видел выступления этой способной пары, и она всегда оставляла у меня самое благоприятное впечатле­ние. Но в Риге артистов будто подмени­ли. Вместо жизнерадостных и остроум­ных, полных энергии комиков мы уви­дели на манеже их бледные, анемичные тени. Выступление шло как-то приглу­шенно, словно артисты внутренне над­ломились. И в результате — неприятные казусы. Из-за небрежной подготовки реквизита одна из реприз была сорвана.

Вялость и несобранность чувствова­лись в работе молодого эквилибриста Анатолия Егорова. Явно ниже своих воз­можностей выступали способные музы­кальные акробаты Юрий Архипцев и Евгений Баранок. Может быть, артисты просто устали? Но почему в таком случае «не устал» Вальтер Запашный, который тоже рабо­тал в этой программе? На последних представлениях он выступал с таким же блеском и неугасимым творческим подъ­емом, как и в день премьеры. А ведь его аттракцион, как известно, требует пре­дельного напряжения духовных и физи­ческих сил. К тому же Вальтер Запаш­ный репетировал по ночам новую труд­нейшую   программу.

Нет, дело не в усталости. Да и о ка­кой «усталости» может говорить, к примеру, молодой эквилибрист А. Егоров, только начинающий свой путь в искус­стве? Просто некоторые артисты позво­ляют себе делить представления на «от­ветственные» и «рядовые», работать сегодня с одной творческой отдачей, а за­втра — с   другой.

Нет необходимости тревожить вели­кие тени К. Станиславского и Ф. Шаляпина, Владимира и Анатолия Дуровых для того, чтобы напомнить, как важно для артиста всецело отдавать себя ис­кусству, всегда быть в наилучшей твор­ческой форме. Не следует забывать, что для зрителя любой спектакль — премь­ера. Он видит программу впервые и вправе рассчитывать, что исполнители полностью раскроют перед ним свое ма­стерство. Обманывать ожидание зрите­лей — это значит не уважать их, не ува­жать искусство, которому ты служишь.

Так уж заведено, что на первом пред­ставлении новой программы нередко присутствуют руководители и работники Союзгосцирка, члены Художественного совета, видные режиссеры, художники, писатели. Разумеется, это естественно и необходимо. Но желательно этих това­рищей чаще видеть и на обычных спек­таклях. Мы не имеем права судить о программе лишь по ее премьере. А ведь именно так и случается нередко, когда работники Союзгосцирка, члены Худо­жественного совета только «открывают» программу, но не знают, как она «за­крывается».

Высокий художественный уровень так называемых рядовых спектаклей во многом зависит от требовательности ди­ректоров и режиссеров цирков. Нельзя оставлять без внимания ни одно досад­ное происшествие на манеже. Каждый случай внезапного снижения качества номера, малейшая небрежность и халат­ность исполнителя должны становиться предметом широкого обсуждения среди творческих работников цирка. А там, где это необходимо, полезно применить и строгие административные меры, вплоть до изъятия номера из программы.

Всегда помнить об интересах зрите­лей, бескомпромиссно относиться к творчеству, к искусству — первейший долг работников цирка. И как бы давно ни шло в том или ином городе цирковое представление — артист каждый вечер должен выходить на манеж таким же окрыленным и внутренне собранным, как в день первого спектакля.
 

А. БАСМАНОВ

Журнал Советский цирк. Июль 1966 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования