В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Клоунада в болгарском цирке

Проблема смеха всегда была одной из самых важных и сложных проблем развития циркового искусства в Бол­гарии. Смех действительно дело серьез­ное, и совсем не случайно то, что ярких, талантливых исполнителей в этом жанре немного.

Болгарские зрители и специали­сты признают, что каша клоунада имеет неоспоримые достижения, но наряду с этим имеются и нерешен­ные проблемы. Направление разви­тия клоунады определяется тем по­ложением, что юмор и сатира в цир­ке— идеологическое оружие в про­паганде нравственных и гражданских идей социалистического общества. Это определяет нашу репертуарную политику.

Произведения болгарских писате­лей-юмористов значительно расши­рили круг тем клоунских реприз, ос­меивающих недостатки в жизни и в сознании людей, карьеризм, мораль­ную распущенность, увлечение псев­допередовыми абстрактными тече­ниями в литературе и искусстве, пьянство, суеверия, нарушения тру­довой дисциплины и стяжательство. Остроумие, веселый задор, ирония, насмешка над глупостью присущи ряду комедийно-сатирических обра­зов, созданных пером Георгия Киркова, Алеко Константинова, Чудомира. Успехи в развитии жанра клоуна­ды могут быть достигнуты лишь при условии, что цирк располагает та­лантливыми исполнителями. В про­граммах болгарского цирка за по­следние годы все прочнее утверж­дают свои творческие позиции клоуны: заслуженный артист Тодор Козаров (Тошко), Кирилл Панов (Коко), М. Тодоров (Мишката), Эмма­нуил Митев, куплетист-пародист То­дор Панков и другие.

В нашем цирке смех все больше становится оружием сатиры. Репризы Тошки и Коко, а также других клоу­нов, насыщены комизмом и сатири­чески  заострены. Говоря об особенностях юмора, надо учесть, что комизм человека неотделим от национальных особен­ностей его характера. Тошко Козаров и другие видные клоуны болгар­ского цирка учитывают это. Клоун не только насмехается над глупостью обывателя, но и дает свою оценку событиям и, как глав­ное действующее лицо циркового спектакля,   утверждает   оптимистическое мироощущение, присущее строителю социалистического обще­ства. Смех, рожденный в сатирически заостренной или комедийно-буффон­ной репризе, комической сценке, как правило, — смех целенаправлен­ный, смех, насыщенный идейным и эмоциональным   содержанием. В Болгарии клоунада все смелее очищается от пошлых, грубых трю­ков и штампов.

Наши клоуны настойчиво стре­мятся овладеть всеми выразитель­ными средствами циркового искус­ства, чтобы каждая комическая сценка стала подлинно художествен­ным произведением. Чем богаче и разнообразнее выразительные сред­ства, которыми пользуется артист, тем сильнее будет его воздействие на зрителя. В этом отношении осо­бенно ярко выделяется талант Тодора Козарова. Он владеет элементами танца, пародии, различными цирко­выми жанрами. Он напоминает боль­шого смышленного ребенка, который хочет все постичь и способен выйти из самого сложного положения.

Клоун Т. КозаровКлоун Т. Козаров

Яркая, жизнерадостность, задушев­ность, теплота помогают ему устано­вить тесный  контакт с  публикой... У болгарского цирка глубокие творческие связи с русским и совет­ским цирком. Блестящие образцы дуровской клоунады находили отра­жение на манежах Болгарии. Изве­стные клоуны Карандаш, О. Попов, Б. Вяткин и другие имеют у нас не­мало   последователей. Взаимные гастроли советских и болгарских артистов оказывают бла­готворное влияние на развитие всех жанров, в том числе и клоунады. Под влиянием советского цирка на­ши клоуны повышают профессио­нальное мастерство. Они включают в свой репертуар репризы видных советских авторов-юмористов.

Из всех жанров циркового искус­ства клоунада, быть может, больше всего нуждается в квалифицирован­ном вмешательстве режиссера. По­этому проблема режиссуры — одна из основных проблем в развитии клоунады. Мы стремимся привлечь режиссеров, которые бы специализировались на работе с клоунами, изу­чали и знали специфику цирка. Перед болгарским цирковым ис­кусством стоит особой остроты воп­рос о жанровом обогащении клоу­нады. У нее все еще не хватает клоунов-сатириков, музыкальных эк­сцентриков,   комических   каскадеров.

Социалистическая действитель­ность создала прекрасные возмож­ности для развития циркового искус­ства в стране. В цирк пришел новый зритель: рабочий и крестьянин. За­таив дыхание, следят они за тем, что возвышает человеческий дух, от все­го сердца смеются остроумным шуткам клоунов, принимающим до­стойное участие в строительстве но­вой  социалистической   культуры.
 

Парис НИКОЛОВ, главный режиссер болгарских цирков

Журнал Советский цирк. Февраль 1965

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100