Клоунада в болгарском цирке
Проблема смеха всегда была одной из самых важных и сложных проблем развития циркового искусства в Болгарии. Смех действительно дело серьезное, и совсем не случайно то, что ярких, талантливых исполнителей в этом жанре немного.
Болгарские зрители и специалисты признают, что каша клоунада имеет неоспоримые достижения, но наряду с этим имеются и нерешенные проблемы. Направление развития клоунады определяется тем положением, что юмор и сатира в цирке— идеологическое оружие в пропаганде нравственных и гражданских идей социалистического общества. Это определяет нашу репертуарную политику.
Произведения болгарских писателей-юмористов значительно расширили круг тем клоунских реприз, осмеивающих недостатки в жизни и в сознании людей, карьеризм, моральную распущенность, увлечение псевдопередовыми абстрактными течениями в литературе и искусстве, пьянство, суеверия, нарушения трудовой дисциплины и стяжательство. Остроумие, веселый задор, ирония, насмешка над глупостью присущи ряду комедийно-сатирических образов, созданных пером Георгия Киркова, Алеко Константинова, Чудомира. Успехи в развитии жанра клоунады могут быть достигнуты лишь при условии, что цирк располагает талантливыми исполнителями. В программах болгарского цирка за последние годы все прочнее утверждают свои творческие позиции клоуны: заслуженный артист Тодор Козаров (Тошко), Кирилл Панов (Коко), М. Тодоров (Мишката), Эммануил Митев, куплетист-пародист Тодор Панков и другие.
В нашем цирке смех все больше становится оружием сатиры. Репризы Тошки и Коко, а также других клоунов, насыщены комизмом и сатирически заострены. Говоря об особенностях юмора, надо учесть, что комизм человека неотделим от национальных особенностей его характера. Тошко Козаров и другие видные клоуны болгарского цирка учитывают это. Клоун не только насмехается над глупостью обывателя, но и дает свою оценку событиям и, как главное действующее лицо циркового спектакля, утверждает оптимистическое мироощущение, присущее строителю социалистического общества. Смех, рожденный в сатирически заостренной или комедийно-буффонной репризе, комической сценке, как правило, — смех целенаправленный, смех, насыщенный идейным и эмоциональным содержанием. В Болгарии клоунада все смелее очищается от пошлых, грубых трюков и штампов.
Наши клоуны настойчиво стремятся овладеть всеми выразительными средствами циркового искусства, чтобы каждая комическая сценка стала подлинно художественным произведением. Чем богаче и разнообразнее выразительные средства, которыми пользуется артист, тем сильнее будет его воздействие на зрителя. В этом отношении особенно ярко выделяется талант Тодора Козарова. Он владеет элементами танца, пародии, различными цирковыми жанрами. Он напоминает большого смышленного ребенка, который хочет все постичь и способен выйти из самого сложного положения.
Клоун Т. Козаров
Яркая, жизнерадостность, задушевность, теплота помогают ему установить тесный контакт с публикой... У болгарского цирка глубокие творческие связи с русским и советским цирком. Блестящие образцы дуровской клоунады находили отражение на манежах Болгарии. Известные клоуны Карандаш, О. Попов, Б. Вяткин и другие имеют у нас немало последователей. Взаимные гастроли советских и болгарских артистов оказывают благотворное влияние на развитие всех жанров, в том числе и клоунады. Под влиянием советского цирка наши клоуны повышают профессиональное мастерство. Они включают в свой репертуар репризы видных советских авторов-юмористов.
Из всех жанров циркового искусства клоунада, быть может, больше всего нуждается в квалифицированном вмешательстве режиссера. Поэтому проблема режиссуры — одна из основных проблем в развитии клоунады. Мы стремимся привлечь режиссеров, которые бы специализировались на работе с клоунами, изучали и знали специфику цирка. Перед болгарским цирковым искусством стоит особой остроты вопрос о жанровом обогащении клоунады. У нее все еще не хватает клоунов-сатириков, музыкальных эксцентриков, комических каскадеров.
Социалистическая действительность создала прекрасные возможности для развития циркового искусства в стране. В цирк пришел новый зритель: рабочий и крестьянин. Затаив дыхание, следят они за тем, что возвышает человеческий дух, от всего сердца смеются остроумным шуткам клоунов, принимающим достойное участие в строительстве новой социалистической культуры.
Парис НИКОЛОВ, главный режиссер болгарских цирков
Журнал Советский цирк. Февраль 1965
оставить комментарий