Что у клоуна в багаже
В фойе Ивановского цирка скопился багаж новой программы. На одном из ящиков крупными буквами по диагонали - «КЛОУНЫ АЛЕКСАНДРОВ И СОКОЛОВ». На железнодорожном бланке Обозначено: пункт отправления Москве. ГУЦЭИ. Значит, эти клоуны после окончания циркового училища впервые отправились в путь.
Если бы ящики умели разговаривать, то многие из них поприветствовали бы друг друга, как старые знакомые. Им известно друг о друге все: в том - антиподные подушки, в этом — переходная лестница. Интересно, что лежит в багаже y начинающих клоунов?
B ящиках клоунов, как в карманах мальчишек, чего только нет. Недавно на экранах телевизоров прошел фильм «Рассмешите клоуна», и там был эпизод, когда героиня фильма, решив навести «порядок» в клоунском багаже, несет в мусорный ящик какой-то хлам, который годами ждал своего «звездного» часа.
A ведь он мог и ожить, если бы клоуну удалось сделать по-настоящему смешную пародию. Но доке дремлет фантазия клоуна, лежать «хламу» меpтвым грузом. Лежали бы и автомобильные шины где-нибудь на заднем дворе циркового училища, если бы Александров и Соколов не решили, что эти шины обязательно для чего-нибудь пригодятся. И пригодились. Так же как и железные обломки труб и чайник c прохудившимся дном, эти предметы не остались без дела, a ожили радостным, искрящимся смехом.
Звучит марш, и на манеж выскакивают «мушкетeры», которые c горделивым видом восседают на автомобильных шинах, как на лошадях, и, подпрыгивая, скачут по манежу. Реприза «Мушкетeры» —одна из лучших в репертуаре этой клоунской пары, за исполнение которой они получили первую премию на конкурсе имени Л. Г. Енгибарова. В ней есть и необыкновенный поединок — жонглирование рапирами, и совершенно неожиданный финал. B момент дуэли один из мушкетеров прокалывает резинового «коня» соперника, мушкетер, потерпевший неудачу, оставляет «коня», но бой продолжает. Когда же клоуны, примирившись, собираются умчаться c манежа, «прохудившийся» скакун не удерживает своего Хозяина и тот падает на манеж. Тогда другой клоун проявляет дружеское участие: повесив спустиашегося «коня» на плечо, оба клоуна, теперь уже на одном «коне», скечут за кулисы.
В жизни было почти как в этой репризе. Сесть на одного «конька» им удалось не сразу. Помогло то, что обычно назывaют жизненным багажом.
Владимир Александров до армии занимался в цирковой студии в своем родном городе Риге. Постигал премудрости баланса c першем и переходной лестницей. После армии поступил в студию, которая готовила чтецов и конферансье. Как-то раз студия давала концерт в одном детском доме. Владимир так понравился ребятам, что директор детского дома пригласил его остаться воспитателем и вести цирковой кружок. Потом он был учителем физкультуры в школе.
B свободные часы занимался фехтованием. Руководил цирковой студией «Каскадер». Когда же его подопечные ушли в армию, решил поступать в ГУЦЭИ.
A поступив, Владимир сразу решил для себя, что будет клоуном, и обязательно Белым. Так он и сказал однажды своему педагогу по хореографии Л. Швачкину.
Внешние данные Владимира вполне соответствовали избранному амплуа — высокий рост, открытое и выразительное лицо, хорошо поставленный голос. Оказавшись в стенах училища на правах ученика, он воспитывал в себе самое прилежное отношение к делу. Он мечтал стать клоуном. Но пока был один на один со своей мечтой — многие не верили, что он сможет быть смешным. Стоит ли говорить, как это важно для клоуна?..
Жизнь Полна парадоксов. Соколов, кoторый «был смешным», даже не помышлял o профессии клоуна. Да поступления в ГУЦЭИ работал y себя а Пензе электромонтером. Занимался в театральном кружка. Вел программу как конферансье. Мечтал o «карьере» Эстрадного артиста. C этим желанием поступил в училище. Но уже c первых занятий педагоги увидели в этом нескладном, немного сутуловатом юноше, вы полняющем комедийныe этюды c неподдельной серьезностью и верой, будущего клоуна, a поскольку Юрий c одиннадцати лет занимался в музыкальной школе и освоил кларнет и саксофон, еще и музыкального эксцентрике. Тихий, мягкий, мечтательно задумчивый Соколов, казалось, всегда нуждался во внешнем посыле. Ему нужен был человек, который бы им руководил. Но подчиняться он мог при одном условии — желания ведущего должны были совпадать с его собственными. Пока же он был один на один со своей мечтой.
И вот однажды я увидел y Александрова его армейскую фотографию; вспоминает Юрий,— и глазам не поверил... все знакомые офицеры. Оказалось, мы служили e разное время в одном полку.— Лице ребят в момент рассказа согреты одинаковым теплом воспоминаний. - Мы решили для себя, что будем работать вместе».
С чего начать?. Вспомнили все, что уже умели до училища. B работе над номером «Комический перш», который они готовили под руководством педагога‑режиссера Ю. Федосеева, им пригодились и навыки Александрова балансировать перш, и умение Соколова играть на саксофоне. Пригодилось все, и даже... неумение первого музицировать. Эта натолкнуло режиссера на мысль сделать его дирижером, что вполне соответствовало энергичному характеру Александрова. Рассеянный и флегматичный Соколов стал исполнителем.
...Дирижер, как всегда, появился позже и совершенно неожиданным образом. На манеже огpoмный пюпитр перш. K нему подходит музыкант дядистепиного роста в длинном фраке. Как только он начинает играть, из-под фалд фрака выскакивает возмущенный дирижер. Потерявший опору музыкант c высоты своего «роста» спрыгивает на манеж. Ноты оказываются высоко над головой. Все попытки клоунов достать их заканчиваются тем, что высоченный пюпитр падает на плечо дирижера, a упорны? музыкант идет по наклонной стойке пюпитра к нотам, играя на саксофоне.
И что бы ни случилось в последствии c пюпитром и в какие 6ы эксцентрические ситуации ни попадали дирижер и музыкант, каждый из них старается по возможности добросовестно исполнить свою роль.
Контрастность для клоунской пары —зекон, основа для создания комических положений. B номере «Комический перш» эта основа была найдена. Совершенно непохожие B. Александров и Ю. Соколов прекрасно дополняли друг друга.
Может быть, это покажется несколько необычным, но контрастность, проявлающаяся в масках клоунской пары, рождается из общих интересов и взглядов на жизнь, но главное из «сходства в восприятии комического», как сказал боб этом кандидат искусствоведения С. Макаров. Думается, что это очень верно подмечено. Действительно, и сами клоуны, и весь постановочный коллектив автор, композитор, художник, и, конечно же, режиссер — должны заразиться единым чувством комического, и только в этом случае возможно согласие и совместное творчество.
«Увидев один из номеров Леониде Анатольевича Швачкина, мы попросили его поработать c нами»,— вспоминает Юрий Соколов. Так будущие клоуны нашли своего режиссера. Они помяли, что он «смеется» близким для них смехом. Любой режиссер в постановке спектакля, номера или клоунской репризы всегда исходит из возможностей артистов — из личностных качеств, жизненного опыта, профессиональных навыков. «Я увидел,— говорит Л. Швачкин,— что ребята занимаются со шпагами и предложил сделать пародийную репризу на мушкетеров». Ребятам понравилась эта идея. Началась работа. Эксцентрическая музыка H. Богословского к фильму «Пес Барбос и необыкновенный кросс», характеры клоунов подсказывали режиссеру мизансцены. Но вот вопрос: какие же мушкeтеры без лошадей? Вот тут-то и вспомнили про шины. Попробовали — получилось. Ход был найден, но не было финала репризы. Однажды на репетиции случайно спустилась шина. И тут явилась мысль, что это как раз и может стать эффектным финалом сценки.
«Его величество случай» всегда дарил блистательные открытия в любой области и во все времена. Ньютон, увидев случайно упавшее c дереве яблоко, открыл закон тяготения. Но на другого человека может упасть целая яблоня, a он тек ничего путного и не откроет. Воспользоваться случаем может лишь по-настоящему творческий человек. Именно таким творческим человеком оказался педегог-режиссер Л. Швачкин. Молодые артисты c большой благодарностью вспоминают свои занятия с ним. Он помог им и c «железным человеком» в репризе «Вольтиж». B номерах этого жанра нижние партнеры, как правило, перебрасыеают из рук в руки верхнего. У наших клоунов тоже есть «верхний партнер», но только он, не удивляйтесь, железный. На каркас из сваpeнных металлических трубок надет тренировочный костюм, на «ногах» гетры и кроссовки, как y участника группы ритмической гимнастики. Вместо головы — чайник. Такие, прямо скажем, «железные качества» партнера позволяют одному из клоунов балансировать, стоя y того на плечах, и даже пытаться исполнить y него в «руках» стойку. Интересно, что когда клоуны попробовали заменить чайник не кукольную маску клоуна, то их партнер стал менее смешным. По-видимому, здесь сказались особенности комедийного сопоставления предмете c человеком.
Чем больше условности в подобных сравнениях, тем бoльше комизма.
Влияние педагога-режиссере Л. Швачкина на будущих артистов было столь велико, что Владимир и Юрий немного испугались: не будут ли все репризы слишком одинаковыми по стилю? И они стали работать c разны ми режнссерами‑педагогамн. Теперь можно сказать, что педагогов y них было четыре. Правда, возникали опасения, что работа клоунов одновременно c несколькими режиссерами могла обернуться репертуаром на «разношерстных» реприз. Но этого не случилось, a вот одноо6резия они избежали.
Поэтому вполне целесообразно, когда над подготовкой клоуна работают сразу несколько педагогов-режиссеров. Один силен, например, в музыкальной эксцетрики другой в буффонаде. Так репертуар клоуна, оставаясь однородным и близким его маске; приобретает еще и многоплановость.
У B. Александрова и Ю. Соколова почти все репризы пародийные. Но если Л. Швачкин помог им создать пародию на музыкальных эксцентриков, то в репризе «Трапеция» чувствуется влияние педагога-режиссера A. Смыкова, который двадцать пят лет проработал буффонным клоуном.
Почти y всех клоунов есть рабочие тетради, куда они зaписывают свои «задумки». Это может быть комедийный ход, увиденный где-то, какое-либо интересное решение трюкового реквизита, чертежи, зарисовки, карикатуры. Есть такая тетрадь и y B. Александрова. Однажды Владимир обратил внимание на куклу Ваньку-встаньку, и тут же родилась идея репризы «Тренажер».
Один из клоунов учит другого боксировать c помощью раскачивающегося, как маятник, тренажера. Эту сценку можно было бы назвать «Незадачливый ученик незадачливого учителя», потому что и тот и другой постоянно получают удары от тренажера — Ваньки-встаньки. Фактически именно он учит обоих клоунов уму-разуму. Тренера — чтобы тот особенно не задавался, a ученика — чтобы не был таким разиней и умел постоять за себя.
Путь от замысла репризы до ее воплощения очень труден. Это поиски, разочарования и снова поиски. Иногда то, что кажется по-настоящему смешным, уже кем-то сделано ранее, a бывает, что какая-то совершенно никчемная деталь, нелепость вдруг окончательно решает ход и даже финал всей репризы. Так случилось и c репризой «Тренажер».
Все может пригодиться клоуну. Карикатура, музыке, жизненные наблюдения и, конечно же, книга.
«Посмотрите, — говорит Владимир Александров, протягивая мне книгу, нам кажется (интересно, что в разговоре эти ребята всегда говорят «мы», «нам», или же скорее «он», нежели «я»), что из этого рассказа может получиться реприза. Мы думали, но пока что-то не клеится».
Взял книжку, читаю заглавие: «Звезда c неба», автор Леонид Лиходеев. «Человек снял c неба звезду. Звезда была горяча, как печеная картошка. Человек перебрасывал ее c ладони на ладонь и, обжигаясь, радовался: — Я сотворю и нее великое дело!
И вдруг он услышал за спиною:
— Поклади назад казенную вещь!
Все великие дела уже сотворены!» Читая текст, понял: молодые артисты за период учебы в ГУЦЭИ получили не только профессиональные навыки, но сумели понять природу избранного жанра его предназначение — осмеивая, утверждать высокие идеалы.
...B багаже y наших клоунов еще очень много свободного места. Они только в самом начале творческого пути. На железнодорожную наклейку c адресом «г. Иваново» не один десяток раз наклеют другие. Но так хотелось бы, чтобы надпись крупными буквами по диагонали «КЛОУНЫ АЛEКСАНДРОВ И СОКОЛОВ» оставалась неизменной, как неизменна дружба истинных мушкетеров.
E. ЧЕРНОВ
Когда статья уже была подготовлена печати, стало известно, что В. АЛЕКСАНДРОВ и A. СОКОЛОВ на Всемирном фестивале в Париже «Цирк завтрашнего» дня были удостоены серебряной медали, a также отмечены призом Французской ассоциации клоунов.
Журнал Советская эстрада и цирк. Апрель 1986 г.
оставить коментрарий