В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Что у клоуна в багаже

Клоуны В. Александров и Ю.  СоколовВ фойе Ивановского цирка скопился багаж новой программы. На одном из ящиков крупными буквами по диагонали - «КЛОУНЫ АЛЕКСАНДРОВ И СОКОЛОВ». На железнодорожном бланке Обозначено: пункт отправления Москве. ГУЦЭИ. Значит, эти клоуны после окончания циркового училища впервые отправились в путь.

Если бы ящики умели разговаривать, то многие из них поприветствовали бы друг друга, как старые знакомые. Им известно друг о друге все: в том - ан­типодные подушки, в этом — переходная лестница. Интересно, что лежит в багаже y начинающих клоунов?

B ящиках клоунов, как в карманах мальчишек, чего только нет. Недавно на экранах телевизоров прошел фильм «Рассмешите клоуна», и там был эпизод, когда героиня фильма, решив навести «порядок» в клоунском багаже, несет в мусорный ящик какой-то хлам, который годами ждал своего «звездного» часа.

A ведь он мог и ожить, если бы клоуну удалось сделать по-настоящему смешную пародию. Но доке дремлет фантазия клоуна, лежать «хламу» меpтвым гру­зом. Лежали бы и автомобильные шины где-нибудь на заднем дворе циркового училища, если бы Александров и Соко­лов не решили, что эти шины обяза­тельно для чего-нибудь пригодятся. И пригодились. Так же как и железные обломки труб и чайник c прохудившимся дном, эти предметы не остались без дела, a ожили радостным, искрящимся смехом.

Звучит марш, и на манеж выскаки­вают «мушкетeры», которые c горде­ливым видом восседают на автомобиль­ных шинах, как на лошадях, и, подпры­гивая, скачут по манежу. Реприза «Муш­кетeры» —одна из лучших в репертуаре этой клоунской пары, за исполнение ко­торой они получили первую премию на конкурсе имени Л. Г. Енгибарова. В ней есть и необыкновенный поединок — жонг­лирование рапирами, и совершенно нео­жиданный финал. B момент дуэли один из мушкетеров прокалывает резинового «коня» соперника, мушкетер, потерпев­ший неудачу, оставляет «коня», но бой продолжает. Когда же клоуны, прими­рившись, собираются умчаться c манежа, «прохудившийся» скакун не удерживает своего Хозяина и тот падает на манеж. Тогда другой клоун проявляет дружеское участие: повесив спустиашегося «коня» на плечо, оба клоуна, теперь уже на одном «коне», скечут за кулисы.

В жизни было почти как в этой репризе. Сесть на одного «конька» им уда­лось не сразу. Помогло то, что обычно назывaют жизненным багажом.

Владимир Александров до армии занимался в цирковой студии в своем род­ном городе Риге. Постигал премудрости баланса c першем и переходной лест­ницей. После армии поступил в студию, которая готовила чтецов и конферансье. Как-то раз студия давала концерт в одном детском доме. Владимир так понра­вился ребятам, что директор детского дома пригласил его остаться воспита­телем и вести цирковой кружок. Потом он был учителем физкультуры в школе.

B свободные часы занимался фехтованием. Руководил цирковой студией «Кас­кадер». Когда же его подопечные ушли в армию, решил поступать в ГУЦЭИ.

A поступив, Владимир сразу решил для себя, что будет клоуном, и обязательно Белым. Так он и сказал однажды своему педагогу по хореографии Л. Швачкину.

Внешние данные Владимира вполне соответствовали избранному амплуа — высокий рост, открытое и выразительное лицо, хорошо поставленный голос. Ока­завшись в стенах училища на правах ученика, он воспитывал в себе самое прилежное отношение к делу. Он мечтал стать клоуном. Но пока был один на один со своей мечтой — многие не верили, что он сможет быть смешным. Стоит ли говорить, как это важно для клоуна?..
Жизнь Полна парадоксов. Соколов, кoторый «был смешным», даже не помышлял o профессии клоуна. Да поступления в ГУЦЭИ работал y себя а Пензе электромонтером. Занимался в теат­ральном кружка. Вел программу как конферансье. Мечтал o «карьере» Эст­радного артиста. C этим желанием по­ступил в училище. Но уже c первых заня­тий педагоги увидели в этом нескладном, немного сутуловатом юноше, вы пол­няющем комедийныe этюды c непод­дельной серьезностью и верой, будущего клоуна, a поскольку Юрий c одиннадцати лет занимался в музыкальной школе и освоил кларнет и саксофон, еще и музыкального эксцентрике. Тихий, мягкий, мечтательно задумчивый Соколов, казалось, всегда нуждался во внешнем посыле. Ему нужен был человек, кото­рый бы им руководил. Но подчиняться он мог при одном условии — желания ведущего должны были совпадать с его собственными. Пока же он был один на один со своей мечтой.

И вот однажды я увидел y Александрова его армейскую фотографию; вспоминает Юрий,— и глазам не пове­рил... все знакомые офицеры. Оказалось, мы служили e разное время в одном полку.— Лице ребят в момент рассказа согреты одинаковым теплом воспоминаний. - Мы решили для себя, что будем работать вместе».

С чего начать?. Вспомнили все, что уже умели до училища. B работе над номером «Комический перш», который они готовили под руководством педагога‑режиссера Ю. Федосеева, им пригодились и навыки Александрова балансиро­вать перш, и умение Соколова играть на саксофоне. Пригодилось все, и даже... неумение первого музицировать. Эта натолкнуло режиссера на мысль сделать его дирижером, что вполне соответствовало энергичному характеру Александрова. Рассеянный и флегматичный Соколов стал исполнителем.

...Дирижер, как всегда, появился поз­же и совершенно неожиданным обра­зом. На манеже огpoмный пюпитр  перш. K нему подходит музыкант дяди­степиного роста в длинном фраке. Как только он начинает играть, из-под фалд фрака выскакивает возмущенный ди­рижер. Потерявший опору музыкант c высоты своего «роста» спрыгивает на ма­неж. Ноты оказываются высоко над головой. Все попытки клоунов достать их заканчиваются тем, что высоченный пю­питр падает на плечо дирижера, a упор­ны? музыкант идет по наклонной стойке пюпитра к нотам, играя на саксофоне.

И что бы ни случилось в последствии c пюпитром и в какие 6ы эксцентрические ситуации ни попадали дирижер и музыкант, каждый из них старается по возможности добросовестно исполнить свою роль.

Контрастность для клоунской пары —зекон, основа для создания комических положений. B номере «Комический перш» эта основа была найдена. Совершенно непохожие B. Александров и Ю. Соколов прекрасно дополняли друг друга.

Может быть, это покажется несколько необычным, но контрастность, прояв­лающаяся в масках клоунской пары, рождается из общих интересов и взглядов на жизнь, но главное из «сходства в восприятии комического», как сказал боб этом кандидат искусствоведения С. Ма­каров. Думается, что это очень верно подмечено. Действительно, и сами клоуны, и весь постановочный коллектив автор, композитор, художник, и, конеч­но же, режиссер — должны заразиться единым чувством комического, и толь­ко в этом случае возможно согласие и совместное творчество.

«Увидев один из номеров Леониде Анатольевича Швачкина, мы попросили его поработать c нами»,— вспоминает Юрий Соколов. Так будущие клоуны нашли своего режиссера. Они помяли, что он «смеется» близким для них смехом. Любой режиссер в постановке спектакля, номера или клоунской репризы всегда исходит из возможностей артистов — из личностных качеств, жиз­ненного опыта, профессиональных на­выков. «Я увидел,— говорит Л. Швачкин,— что ребята занимаются со шпагами и предложил сделать пародийную репризу на мушкетеров». Ребятам по­нравилась эта идея. Началась работа. Эксцентрическая музыка H. Богослов­ского к фильму «Пес Барбос и необыкновенный кросс», характеры клоунов подсказывали режиссеру мизансцены. Но вот вопрос: какие же мушкeтеры без лошадей? Вот тут-то и вспомнили про шины. Попробовали — получилось. Ход был найден, но не было финала репризы. Однажды на репетиции случайно спустилась шина. И тут явилась мысль, что это как раз и может стать эффектным финалом сценки.

«Его величество случай» всегда дарил блистательные открытия в любой области и во все времена. Ньютон, увидев случайно упавшее c дереве яблоко, от­крыл закон тяготения. Но на другого человека может упасть целая яблоня, a он тек ничего путного и не откроет. Вос­пользоваться случаем может лишь по-настоящему творческий человек. Именно таким творческим человеком оказался педегог-режиссер Л. Швачкин. Моло­дые артисты c большой благодарностью вспоминают свои занятия с ним. Он помог им и c «железным человеком» в репризе «Вольтиж». B номерах этого жанра нижние партнеры, как правило, перебрасыеают из рук в руки верхнего. У наших клоунов тоже есть «верхний партнер», но только он, не удивляйтесь, железный. На каркас из сваpeнных металлических трубок надет тренировочный костюм, на «ногах» гетры и кроссовки, как y участника группы ритмической гимнастики. Вместо головы — чайник. Такие, прямо скажем, «железные качества» партнера позволяют одному из клоунов балансировать, стоя y того на плечах, и даже пытаться исполнить y него в «руках» стойку. Интересно, что когда клоуны попробовали заменить чайник не кукольную маску клоуна, то их партнер стал менее смешным. По-видимому, здесь сказались особенности комедийного сопоставления предмете c человеком.

Чем больше условности в подобных срав­нениях, тем бoльше комизма.

Влияние педагога-режиссере Л. Швачкина на будущих артистов было столь велико, что Владимир и Юрий немного испугались: не будут ли все репризы слишком одинаковыми по стилю? И они стали работать c разны ми режнссерами‑педагогамн. Теперь можно сказать, что педагогов y них было четыре. Правда, возникали опасения, что работа клоунов одновременно c несколькими режиссерами могла обернуться репертуаром на «разношерстных» реприз. Но этого не случилось, a вот одноо6резия они избежали.

Поэтому вполне целесообразно, когда над подготовкой клоуна работают сра­зу несколько педагогов-режиссеров. Один силен, например, в музыкальной эксцетрики другой в буффонаде. Так репертуар клоуна, оставаясь однородным и близким его маске; приобретает еще и многоплановость.

У B. Александрова и Ю. Соколова почти все репризы пародийные. Но если Л. Швачкин помог им создать паро­дию на музыкальных эксцентриков, то в репризе «Трапеция» чувствуется влияние педагога-режиссера A. Смыкова, который двадцать пят лет проработал буффонным клоуном.

Почти y всех клоунов есть рабочие тетради, куда они зaписывают свои «задумки». Это может быть комедийный ход, увиденный где-то, какое-либо интересное решение трюкового реквизита, чертежи, зарисовки, карикатуры. Есть такая тетрадь и y B. Александрова. Однажды Владимир обратил внимание на куклу Ваньку-встаньку, и тут же родилась идея репризы «Тренажер».

Один из клоунов учит другого бок­сировать c помощью раскачивающегося, как маятник, тренажера. Эту сценку можно было бы назвать «Незадачливый уче­ник незадачливого учителя», потому что и тот и другой постоянно получают удары от тренажера — Ваньки-встаньки. Фактически именно он учит обоих клоунов уму-разуму. Тренера — чтобы тот особенно не задавался, a ученика — чтобы не был таким разиней и умел постоять за себя.

Путь от замысла репризы до ее во­площения очень труден. Это поиски, ра­зочарования и снова поиски. Иногда то, что кажется по-настоящему смешным, уже кем-то сделано ранее, a бывает, что какая-то совершенно никчемная деталь, нелепость вдруг окончательно ре­шает ход и даже финал всей репризы. Так случилось и c репризой «Тренажер».

Все может пригодиться клоуну. Карикатура, музыке, жизненные наблюде­ния и, конечно же, книга.

«Посмотрите, — говорит Владимир Александров, протягивая мне книгу, нам кажется (интересно, что в разговоре эти ребята всегда говорят «мы», «нам», или же скорее «он», нежели «я»), что из этого рассказа может получиться реприза. Мы думали, но пока что-то не клеится».

Взял книжку, читаю заглавие: «Звезда c неба», автор Леонид Лиходеев. «Человек снял c неба звезду. Звезда была горяча, как печеная картошка. Человек перебрасывал ее c ладони на ладонь и, обжигаясь, радовался: — Я сотворю и нее великое дело!

И вдруг он услышал за спиною:

— Поклади назад казенную вещь!

Все великие дела уже сотворены!» Читая текст, понял: молодые артисты за период учебы в  ГУЦЭИ получили не только профессиональные навыки, но су­мели понять природу избранного жанра его предназначение — осмеивая, утверж­дать высокие идеалы.

...B багаже y наших клоунов еще очень много свободного места. Они только в самом начале творческого пути. На железнодорожную наклейку c адресом «г. Иваново» не один десяток раз накле­ют другие. Но так хотелось бы, чтобы надпись крупными буквами по диагонали «КЛОУНЫ АЛEКСАНДРОВ И СОКОЛОВ» оставалась неизменной, как неизменна дружба истинных мушкетеров.
 

E. ЧЕРНОВ

Когда статья уже была подготовлена печати, стало известно, что В. АЛЕК­САНДРОВ и A. СОКОЛОВ на Всемирном фестивале в Париже «Цирк завтрашнего» дня были удостоены серебряной медали, a также отмечены призом Французской ассоциации клоунов.

Журнал Советская эстрада и цирк. Апрель 1986 г.

оставить коментрарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100