В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

Коллектив - лучший воспитатель

Этот большой разговор начался с беседы директора Рижского цирка М. Швата с артистом М. Егоровым. Гово­рили о готовящейся программе, о новых творческих зада­чах, об ответственности каждого артиста за успех всего представления.

— Пожалуй, надо бы на общем собрании коллектива новой программы обсудить статью Героя Социалистиче­ского   Труда   Заглады, — предложил   Егоров.

Директор поддержал это предложение. Вскоре такое собрание  состоялось. Обсуждение статьи о чести хлебороба вылилось в прин­ципиальный, деловой разговор о том, как сами артисты цирка дорожат честью своей профессии, как лучше и до­ходчивее они могут средствами искусства помочь партии воспитывать советских людей. Резко критиковали тех, кто позорит коллектив своим поведением. Горячий, взволно­ванный   разговор    о   чести    и   долге,    об    ответственности и доверии народа продолжался долго. Он оставил глубо­кий след в памяти каждого работника цирка, помог кол­лективу создать новую программу на высоком идейном и   художественном   уровне. Директор цирка М. Шват понял необходимость такого собрания; поддержав инициативу М. Егорова, он серьезно, вдумчиво   подготовил   предстоящий   разговор.

Уметь поддержать хорошую инициативу снизу, развить ее — одно из важнейших качеств руководителя. Он обязан внимательно прислушиваться к людям, советоваться с ни­ми, быть в самом тесном контакте с коллективом. Такой чуткий    руководитель    всегда    добьется    успеха. Недавно в главк пришло письмо, рассказывающее о том, как умело работает с людьми народная артистка РСФСР И. Бугримова. Она не только требует, но и стре­мится создать условия для выполнения своих требований, проникновенно    отзывается  на  нужды  и  запросы  членов вверенного ей небольшого коллектива, постоянно сове­туется с ними, прежде чем принять то или иное решение. Регулярно проводятся общие собрания, производствен­ные совещания, на которых каждый может высказать свои мысли и предложения. В коллективе все охвачены полити­ческой  учебой. И. Бугримова — человек тактичный, душевный. Она умеет запросто поговорить с любым человеком, будь то известный артист или служитель, ухаживающий за живот­ными. Зато к нарушителям дисциплины И. Бугримова строга и непримирима. Тут она не делает скидок ни на личные симпатии, ни на добрые отношения. Она всегда справедлива, и поэтому ее требованиям подчиняются бес­прекословно.

В нашем лексиконе сохранилось еще слово «подчинен­ные». Но оно приобрело новый смысл. Люди, воспитанные в духе советской демократии, не привыкли подчиняться слепо. Руководитель должен заслужить их доверие и   уважение. В коллективе И. Бугримову уважают за принципиаль­ность, душевность и товарищескую простоту. Простота и душевность в обращении с людьми — важ­нейшее условие успеха в любом деле. Глубокое уважение к человеку, понимание его мыслей и чувств всегда помо­гают завоевать доверие, найти правильную дорогу к сердцу людей. Каждый руководитель большого и малого коллектива в цирке должен воспитывать в себе ленинские черты, ленинские методы работы с людьми. Великий вождь В. И. Ленин — образец мудрого, самого требовательного и самого человечного руководителя. К этому идеалу должны стремиться все руководящие работники цирка. Обращаясь к профсоюзным работникам, Владимир Ильич писал, что они «должны жить в гуще рабочей жизни, знать ее вдоль и поперек, уметь безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроение массы, ее действительные стремления, потребности мысли... уметь завоевать себе безграничное доверие массы товарищеским отношением к ней, заботливым удовлетворением ее нужд». Этот совет вождя в такой же мере, как и к профсоюзным работникам, откосится и к руководителям в цирке.

Завоевать доверие коллектива нелегко. Его можно добиться лишь тогда, когда все дела и помыслы руководи­теля будут подчинены не личным интересам, а заботе о людях, когда он всецело проникнется большой ответственностью за порученное ему дело, будет жить только интересами коллектива. Именно за эти качества и поль­зуются заслуженным авторитетом народные артисты РСФСР В. Филатов и А. Буслаев, народный артист Туркмен­ской ССР Д. Ходжабаев, артисты М. Николаев и Е. Буб­нова и другие. Кичливость, зазнайство, пренебрежение — нетерпи­мые качества для руководителя. Такого руководителя коллектив не примет, он долго не удержится на высоте «своей колокольни», какие бы ни были заслуги у него в прошлом. Директор передвижного цирка В. Штейн работал в системе Госцирка долгое время. Судя по его стажу, это руководитель опытный, казалось бы, знающий свое дело. Но, вместо того чтобы совершенствоваться, Штейн, прижив­шись на своем высоком посту, зазнался, начал постепенно терять качества, присущие хорошему руководителю. На критику он реагировал болезненно, желчно или отмахи­вался от нее. Грубил артистам, пренебрегал их советами. Страдая «манией величия», Штейн решил, что вся «власть» только в его руках. Собрания и производственные совеща­ния в цирке стали проводиться от случая к случаю, да и те носили формальный характер. Коллектив цирка возмутился поведением своего зарвавшегося директора, и Штейн был освобожден  от занимаемой должности.

Само слово «руководитель» говорит о том, что это че­ловек, который ведет за собой коллектив, воспитывает его. На нем лежит огромная ответственность. За промахи в ра­боте коллектива, за проступки отдельных его членов дол­жен  прежде всего отвечать  руководитель. Но есть у нас еще директора цирков и худруки творческих коллективов, которые не ведут сами воспитательную работу, передове­ряют это ответственное дело своим подчиненным. А потом они не могут понять, почему в цирке или аттракционе все идет вкривь и вкось. Таким именно руководителем и пока­зал себя директор Одесского цирка П. Ткаченко. Он — опытный организатор, но, к сожалению, никогда не высту­пает с лекциями и докладами, не беседует с артистами, по­терял связь с коллективом. Особенно это проявилось, ког­да группа артистов, возглавляемая Ткаченко, выезжала на гастроли за границу. Во время этой поездки некоторые ар­тисты совершили проступки, позорящие советских людей. Но иногда бывает и так, что человек добросовестный, понимающий глубину своей ответственности и честно отно­сящийся к делу, не в силах наладить воспитательную ра­боту из-за отсутствия опыта. Мы иногда привыкли думать: если человека выдвинули на руководящую должность, то уж с первой минуты он должен сам знать, что к чему, уметь во всем разбираться. Опыт и умение — дело на­живное, приходят не сразу. Эти качества приобретаются в процессе работы. Необходимо постоянно учить, направлять руководителей цирков, творческих коллективов, аттрак­ционов и номеров, чаще устраивать обмен опытом, ши­ре пропагандировать положительный опыт работы с  людьми,

У руководителя много прав, много обязанностей. Умный, деятельный руководитель может много сделать. Но чтобы все его начинания успешно претворялись в жизнь, дол­жен опираться на коллектив. Как один артист не в со­стоянии исполнить весь номер, так и руководитель, желающий все делать сам, единолично, оказывается бес­сильным. Оторвавшись от коллектива, он теряет силу, как мифический Антей, оторванный от земли. Без опоры на коллектив руководитель подобен паровозу, от которого отцеплены вагоны. Как бы такой паровоз ни увеличивал скорость,   толку   от   него   не   будет. Душой коллектива должен быть руководитель, поддерж­ка ему — партийная организация, все коммунисты, проф­союзная организация, весь коллектив. В сознание совет­ских людей все прочней входит заповедь морального кодекса строителей коммунизма: «один за всех, все за одного». В коллективе, где чувствуется душевная близость артистов, рядовых работников и руководства, где все вме­сте равно переживают и делят успехи и неудачи, создается настоящая, товарищеская обстановка, атмосфера взаимного уважения, творческой взаимопомощи, Армянский цирковой коллектив пользуется заслужен­ным успехом в нашей стране и за рубежом. Залог этой доб­рой славы прежде всего в том, что весь коллектив пред­ставляет собой единую дружную семью. Здесь каждый горячо заинтересован не только в личном успехе, в подго­товке своего номера, но и в росте мастерства всего кол­лектива. Каждый заботится, чтобы все представление в целом волновало зрителя, вызывало в нем добрые чув­ства и мысли. Этой благотворной творческой дружбе ма­стеров армянского цирка способствует целеустремленная и постоянная работа администрации и партийной органи­зации.

В одинаковых условиях трудится и грузинский цирковой коллектив. Но здесь результаты не те. Почему? Да пото­му, что бывший худрук О. Белоусов и партийная органи­зация устранились от воспитательной работы, не сплачива­ли артистов, не приобщали их к общим творческим воп­росам. В коллективе начались ссоры, скандалы, появилась взаимная неприязнь среди артистов, участились нарушения трудовой дисциплины, аморальные проступки. Коллектив — лучший воспитатель. Нужно только нала­дить его, правильно, умело повести. Цель достигается там, где хорошо поставлена воспитательная работа, где свое­временно и доходчиво разъясняются постановления партии и правительства, где руководитель правильно понимает свою роль и задачи и на решение их отдает весь жар своей   души.
 

И. ЧИХИРА, секретарь  парткома Союзгосцирка

Лилипуты на ленинград­ском манеже. Фотоэтюд Е. Савалова 

Лилипуты на ленинград­ском манеже. Фотоэтюд Е. Савалова

Обложка. Журнал Советский цирк. Май 1963 г. Обложка. Журнал Советский цирк. Май 1963 г.

Обложка. Журнал Советский цирк. Май 1963 г. Обложки. Журнал Советский цирк. Май 1963 г.

оставить комментарий

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100