Коллектив - лучший воспитатель
Этот большой разговор начался с беседы директора Рижского цирка М. Швата с артистом М. Егоровым. Говорили о готовящейся программе, о новых творческих задачах, об ответственности каждого артиста за успех всего представления.
— Пожалуй, надо бы на общем собрании коллектива новой программы обсудить статью Героя Социалистического Труда Заглады, — предложил Егоров.
Директор поддержал это предложение. Вскоре такое собрание состоялось. Обсуждение статьи о чести хлебороба вылилось в принципиальный, деловой разговор о том, как сами артисты цирка дорожат честью своей профессии, как лучше и доходчивее они могут средствами искусства помочь партии воспитывать советских людей. Резко критиковали тех, кто позорит коллектив своим поведением. Горячий, взволнованный разговор о чести и долге, об ответственности и доверии народа продолжался долго. Он оставил глубокий след в памяти каждого работника цирка, помог коллективу создать новую программу на высоком идейном и художественном уровне. Директор цирка М. Шват понял необходимость такого собрания; поддержав инициативу М. Егорова, он серьезно, вдумчиво подготовил предстоящий разговор.
Уметь поддержать хорошую инициативу снизу, развить ее — одно из важнейших качеств руководителя. Он обязан внимательно прислушиваться к людям, советоваться с ними, быть в самом тесном контакте с коллективом. Такой чуткий руководитель всегда добьется успеха. Недавно в главк пришло письмо, рассказывающее о том, как умело работает с людьми народная артистка РСФСР И. Бугримова. Она не только требует, но и стремится создать условия для выполнения своих требований, проникновенно отзывается на нужды и запросы членов вверенного ей небольшого коллектива, постоянно советуется с ними, прежде чем принять то или иное решение. Регулярно проводятся общие собрания, производственные совещания, на которых каждый может высказать свои мысли и предложения. В коллективе все охвачены политической учебой. И. Бугримова — человек тактичный, душевный. Она умеет запросто поговорить с любым человеком, будь то известный артист или служитель, ухаживающий за животными. Зато к нарушителям дисциплины И. Бугримова строга и непримирима. Тут она не делает скидок ни на личные симпатии, ни на добрые отношения. Она всегда справедлива, и поэтому ее требованиям подчиняются беспрекословно.
В нашем лексиконе сохранилось еще слово «подчиненные». Но оно приобрело новый смысл. Люди, воспитанные в духе советской демократии, не привыкли подчиняться слепо. Руководитель должен заслужить их доверие и уважение. В коллективе И. Бугримову уважают за принципиальность, душевность и товарищескую простоту. Простота и душевность в обращении с людьми — важнейшее условие успеха в любом деле. Глубокое уважение к человеку, понимание его мыслей и чувств всегда помогают завоевать доверие, найти правильную дорогу к сердцу людей. Каждый руководитель большого и малого коллектива в цирке должен воспитывать в себе ленинские черты, ленинские методы работы с людьми. Великий вождь В. И. Ленин — образец мудрого, самого требовательного и самого человечного руководителя. К этому идеалу должны стремиться все руководящие работники цирка. Обращаясь к профсоюзным работникам, Владимир Ильич писал, что они «должны жить в гуще рабочей жизни, знать ее вдоль и поперек, уметь безошибочно определить по любому вопросу, в любой момент настроение массы, ее действительные стремления, потребности мысли... уметь завоевать себе безграничное доверие массы товарищеским отношением к ней, заботливым удовлетворением ее нужд». Этот совет вождя в такой же мере, как и к профсоюзным работникам, откосится и к руководителям в цирке.
Завоевать доверие коллектива нелегко. Его можно добиться лишь тогда, когда все дела и помыслы руководителя будут подчинены не личным интересам, а заботе о людях, когда он всецело проникнется большой ответственностью за порученное ему дело, будет жить только интересами коллектива. Именно за эти качества и пользуются заслуженным авторитетом народные артисты РСФСР В. Филатов и А. Буслаев, народный артист Туркменской ССР Д. Ходжабаев, артисты М. Николаев и Е. Бубнова и другие. Кичливость, зазнайство, пренебрежение — нетерпимые качества для руководителя. Такого руководителя коллектив не примет, он долго не удержится на высоте «своей колокольни», какие бы ни были заслуги у него в прошлом. Директор передвижного цирка В. Штейн работал в системе Госцирка долгое время. Судя по его стажу, это руководитель опытный, казалось бы, знающий свое дело. Но, вместо того чтобы совершенствоваться, Штейн, прижившись на своем высоком посту, зазнался, начал постепенно терять качества, присущие хорошему руководителю. На критику он реагировал болезненно, желчно или отмахивался от нее. Грубил артистам, пренебрегал их советами. Страдая «манией величия», Штейн решил, что вся «власть» только в его руках. Собрания и производственные совещания в цирке стали проводиться от случая к случаю, да и те носили формальный характер. Коллектив цирка возмутился поведением своего зарвавшегося директора, и Штейн был освобожден от занимаемой должности.
Само слово «руководитель» говорит о том, что это человек, который ведет за собой коллектив, воспитывает его. На нем лежит огромная ответственность. За промахи в работе коллектива, за проступки отдельных его членов должен прежде всего отвечать руководитель. Но есть у нас еще директора цирков и худруки творческих коллективов, которые не ведут сами воспитательную работу, передоверяют это ответственное дело своим подчиненным. А потом они не могут понять, почему в цирке или аттракционе все идет вкривь и вкось. Таким именно руководителем и показал себя директор Одесского цирка П. Ткаченко. Он — опытный организатор, но, к сожалению, никогда не выступает с лекциями и докладами, не беседует с артистами, потерял связь с коллективом. Особенно это проявилось, когда группа артистов, возглавляемая Ткаченко, выезжала на гастроли за границу. Во время этой поездки некоторые артисты совершили проступки, позорящие советских людей. Но иногда бывает и так, что человек добросовестный, понимающий глубину своей ответственности и честно относящийся к делу, не в силах наладить воспитательную работу из-за отсутствия опыта. Мы иногда привыкли думать: если человека выдвинули на руководящую должность, то уж с первой минуты он должен сам знать, что к чему, уметь во всем разбираться. Опыт и умение — дело наживное, приходят не сразу. Эти качества приобретаются в процессе работы. Необходимо постоянно учить, направлять руководителей цирков, творческих коллективов, аттракционов и номеров, чаще устраивать обмен опытом, шире пропагандировать положительный опыт работы с людьми,
У руководителя много прав, много обязанностей. Умный, деятельный руководитель может много сделать. Но чтобы все его начинания успешно претворялись в жизнь, должен опираться на коллектив. Как один артист не в состоянии исполнить весь номер, так и руководитель, желающий все делать сам, единолично, оказывается бессильным. Оторвавшись от коллектива, он теряет силу, как мифический Антей, оторванный от земли. Без опоры на коллектив руководитель подобен паровозу, от которого отцеплены вагоны. Как бы такой паровоз ни увеличивал скорость, толку от него не будет. Душой коллектива должен быть руководитель, поддержка ему — партийная организация, все коммунисты, профсоюзная организация, весь коллектив. В сознание советских людей все прочней входит заповедь морального кодекса строителей коммунизма: «один за всех, все за одного». В коллективе, где чувствуется душевная близость артистов, рядовых работников и руководства, где все вместе равно переживают и делят успехи и неудачи, создается настоящая, товарищеская обстановка, атмосфера взаимного уважения, творческой взаимопомощи, Армянский цирковой коллектив пользуется заслуженным успехом в нашей стране и за рубежом. Залог этой доброй славы прежде всего в том, что весь коллектив представляет собой единую дружную семью. Здесь каждый горячо заинтересован не только в личном успехе, в подготовке своего номера, но и в росте мастерства всего коллектива. Каждый заботится, чтобы все представление в целом волновало зрителя, вызывало в нем добрые чувства и мысли. Этой благотворной творческой дружбе мастеров армянского цирка способствует целеустремленная и постоянная работа администрации и партийной организации.
В одинаковых условиях трудится и грузинский цирковой коллектив. Но здесь результаты не те. Почему? Да потому, что бывший худрук О. Белоусов и партийная организация устранились от воспитательной работы, не сплачивали артистов, не приобщали их к общим творческим вопросам. В коллективе начались ссоры, скандалы, появилась взаимная неприязнь среди артистов, участились нарушения трудовой дисциплины, аморальные проступки. Коллектив — лучший воспитатель. Нужно только наладить его, правильно, умело повести. Цель достигается там, где хорошо поставлена воспитательная работа, где своевременно и доходчиво разъясняются постановления партии и правительства, где руководитель правильно понимает свою роль и задачи и на решение их отдает весь жар своей души.
И. ЧИХИРА, секретарь парткома Союзгосцирка
Лилипуты на ленинградском манеже. Фотоэтюд Е. Савалова

Обложки. Журнал Советский цирк. Май 1963 г.
оставить комментарий