Л. Утесов - поющий сердцем
Не каждому исполнителю дано наделять свое искусство трепетным звучанием сердца. Один из немногих, обладающих этой способностью, — Леонид Осипович Утесов.
О мастерстве этого замечательного артиста можно говорить много — и все же ничего не сказать. Много потому, что его дарование необычайно разносторонне и ярко, ничего — так как, говоря о многом, очень легко упустить то, чем деятельность этого артиста определяет целую полосу в развитии нашей эстрады. Чем же знаменит Л. Утесов? Исполнением массовых песен, которые облетели всю страну? Многолетней работой в оперетте? Созданием своего прославленного оркестра? Участием в популярнейшем кинофильме «Веселые ребята»? На эти вопросы ответить совсем не так легко, как это может показаться с первого взгляда, и особенно человеку, находящемуся под обаянием его яркой талантливости. А я отношу себя к людям именно такого рода. Этого человека невозможно представить себе не кем иным, как только артистом, м притом именно артистом эстрады. И он сам с детских лет, видимо, постиг эту истину. Кто же мог сбежать из дому с бродячим цирком, как не юноша, навсегда плененный жанром так называемого легкого искусства, но отнюдь не легкой жизни! Начиная свой путь в искусстве, многие ли достигают подлинных вершин в этом трудном деле? И, достигнув вершин, многие ли сохраняют молодость своего таланта?
Л. Утесов представляет зрителям молодого дирижера В. Старостина
Искусство Л. Утесова всегда отличалось искрометной молодостью. Оно было молодо, когда в начале своего творческого пути он весь жар своего юношеского сердца отдавал исполнению роли восьмидесятилетнего старца в незначительной оперетке. Оно было молодо, когда более чем через двадцать лет он с неподражаемым артистизмом сыграл парнишку-пастуха Костю в первой своей музыкальной кинокомедии — фильме «Веселые ребята». Энергия его молодого сердца вливалась в общий поток нашего искусства в огненные годы Великой Отечественной войны и звучала особой, только Утесову свойственной нотой. Он оставался молодым и в своих последних эстрадных программах; и сейчас, в дни своего семидесятилетия, он отличается завидной молодостью творчества, замыслов, суждений, оценок. ...«От трагедии до трапеции» — так называлось одно из эстрадных представлений Л. Утесова в начале 20-х годов. В течение шести часов артист появлялся перед зрителями в роли Раскольникова из «Преступления и наказания», пел арию Менелая из «Прекрасной Елены», выступал в отрывках из различных комедий, читал юмористические рассказы Зощенко, играл на гитаре, затем на скрипке, пел куплеты, романсы, исполнял классический танец, дирижировал оркестром. А под конец работал на трапеции.
Действительно огромный размах артистических интересов и возможностей! И все же, поражая своей универсальностью, вкладывая в любимое дело колоссальный труд, Л. Утесов в то время лишь частично раскрывал свое дарование. Ему еще предстояло пройти шаг за шагом путь от чисто развлекательных эстрадных номеров до высот эстрадного искусства. Далеко не сразу удалось найти этому артисту свое творческое лицо. Чем разнообразнее были номера, с которыми с успехом выступал он, тем сильнее ощущалась возможность рождения я бы сказал особого, «утесовского» жанра, в котором мог бы с блеском раскрыться весь его талант и опыт. И такой жанр был создан. В конце 20-х годов Л. Утесов организовал эстрадный ансамбль на совершенно новых принципах участия в нем исполнителей. От каждого артиста требовалась хотя бы доля той универсальности, которой обладал сам создатель ансамбля. Так было положено начало театрализованному джазу в нашей стране. В содружестве со многими композиторами, авторами текстов, исполнителями, режиссерами Л. Утесов создал свою индивидуальную трактовку джаза. С чуткостью большого мастера он, к тому времени имевший уже солидный опыт работы в различных жанрах эстрады, уловил самое существенное достоинство джаза. Утесов понял заложенные в нем возможности театрализации музыкального действия. Ведь, например, в традиционных негритянских спиричуэле раскрываются именно эти качества. Это как бы музыкальный рассказ, приближающийся к инсценировке. И это не случайно. Имея своими истоками народное творчество, джаз должен быть насыщен образами глубоко человечными, разнообразным по музыкальным характеристикам, отмечен специфическими приемами, своеобразными чертами. Джазовая музыка в корне своем этнографична, полна мелодий и ритмов негритянского фольклора.
Однако, с легкой руки Л. Утесова, советская эстрадная музыка не вступила на путь подражательства западным образцам. Стиль, который вырабатывался в ансамбле этого новатора, вобрал в себя многие черты, характерные впоследствии для всей советской эстрады. Я сказал бы, что стиль этот определяется всем строем чувств нашего народа: его оптимизмом, патриотизмом, острым ощущением современности, его юмором. Но при всем этом наша эстрада не была бы подлинно советской, если бы ей не были свойственны характерные черты национального искусства наших народов. Не случайно вслед за ансамблем Л. Утесова стали возникать театрализованные джазы в наших республиках — Армении, Белоруссии, Грузии, Азербайджане... Каждый из этих коллективов создавал свое искусство на основе подлинно национальных музыкальных традиций, собственного фольклора. И я думаю, мы с полным правом можем утверждать плодотворное развитие советской эстрадной музыки, умно использующей лучшие традиции подлинного джаза. Плохо это или хорошо? Мне кажется, в этот вопрос нужно внести ясность. В подлинном творчестве, которое развивает национальную музыкальную культуру, — это хорошо. В ремесленничестве, которое штампует бесчисленные копии западных «образцов», — это плохо. Слово «образцы» здесь не случайно взято в кавычки. То, что некоторые наши авторы легкой музыки, к сожалению, нередко берут за образец для подражания, на самом деле не имеет ничего общего с подлинным джазом, его импро-визационностью, его глубоко творческой основой.
Между тем, если имеет право на существование симфония или опера, созданная на национальном музыкальном материале (а это бесспорно так!), то, по-моему, в неменьшей степени оправдано и использование отдельных приемов джазовой музыки, когда действительно творчески развивают эстрадные жанры на ритмах и интонациях фольклора наших республик. Это не отвлеченные рассуждения. Творческая практика советских композиторов на деле доказала жизненность этой мысли. Я мог бы привести в пример десятки подлинно творческих работ хотя бы наших молодых авторов в жанре эстрадной музыки: сочинения эстонца Уно Найссоо, татарина Алмаза Монасыпова, дагестанца Мурада Кажлаева, азербайджанца Тофика Кулиева, армян Эрика Арутюняна и Орбеляна и многих других. Творчество, в каком бы жанре оно ни развивалось, всегда приносит плоды подлинного искусства, если оно глубоко связано с национальными истоками. Это первое условие его выразительности, человечности, жизнеспособности. Новое явление в эстраде — теаджаз — вдохновило многих советских композиторов на создание первоклассных произведений массовых жанров м прежде всего песен. Вслед за Л. Утесовым наша молодежь пела «Казачью кавалерийскую» В. Соловьева-Седого, песню М. Табачникова «У Черного моря» и многие другие, снискавшие всеобщую популярность. Вот здесь, видимо, не обойтись без арифметики. И искусство от этого не пострадает. За последние тридцать с лишним лет Л. Утесов спел более тысячи различных песен советских авторов!
Выступает солист оркестра Л. Утесова - Л. Лубенский
Успех Л. Утесова как исполнителя песен, я думаю, объясняется во многом глубиной его проникновения в смысл текста и актерским обыгрыванием сюжета. В эстрадном искусстве это требуется вовсе не меньше, чем в оперном или камерном пении. В каждой интонации Л. Утесова как бы суммируются тысячи жизненных наблюдений. Поэтому так емко и выразительно слово, спетое им. Оно передает и облик человека, о котором поет артист, и его движение, и сокровенные мысли. Он умеет выразить в одном слове весь комизм ситуации или обрисовать одной интонацией целую гамму чувств. И он не остается безучастным к этому слову, оно наполнено ощущением жизни так же, как и его игра подлинной артистичностью. Мастерство Л. Утесова многогранно. Но какие же черты его искусства привлекают к нему симпатии широчайшей аудитории? Я сказал бы так. Самое главное, чем отличается его стиль, — демократизм его искусства, в каком бы жанре он ни выступал: в качестве эстрадного певца или актера в Театре миниатюр, в кинематографе или оперетте. Он всегда создает образы простыми, доступными широкому восприятию средствами. Он остается на эстраде простым человеком, которому близки судьбы таких же простых людей. По-моему, именно эта черта и определяет поистине всенародную популярность этого мастера эстрады.
Я вспоминаю многие выступления Леонида Осиповича, и меня вновь охватывает чувство большого удовлетворения, которое я испытываю всякий раз, когда на эстраде появляется человек, щедро делящийся со всеми самым дорогим в творчестве -— песней собственного сердца. И мне остается одно: вместе с тысячами людей, симпатизирующих светлому, радостному искусству Л. Утесова, пожелать ему многих остроумнейших открытий и находок в искусстве эстрады, многих лет радостной жизни, талантливого смеха, окрыляющего общения с благодарным зрителем.
Фото Е. Савалова
Народный артист СССР Арам ХАЧАТУРЯН
Журнал Советский цирк. Октябрь 1963 г.
оставить комментарий