В МИРЕ ЦИРКА И ЭСТРАДЫ    
 







                  администрация сайта
                       +7(964) 645-70-54

                       info@ruscircus.ru

| 17:40 | 25.02.2013

Клоунский дуэт МИК и МАК снова вместе на манеже Екатеринбургского цирка

Клоунский дуэт МИК и МАКЗнаменитый клоунский дуэт МИК и МАК - Андрей Шарнин и Николай Кормильцев о своем  воссоединении для участия в V Всемирном фестивале клоунов, подарившем радость гостям  Екатеринбургского цирка.

На манеже Екатеринбургского цирка в ноябре 2012 г. прошел V Всемирный фестиваль клоунов, в программе которого директор цирка Народный артист России Анатолий Павлович Марчевский представил зрителям созвездие лучших клоунов мира. Приятным сюрпризом  для поклонников циркового искусства стало участие в фестивале знаменитого клоунского дуэта - МИК и МАК в исполнении Андрея Шарнина и Николая Кормильцева, чья неимоверная искренность, доброта, улыбка и детская непосредственность -  вновь и вновь поражали публику, влюбляя в себя каждого зрителя.

Участники уникального дуэта поведали историю своей дружбы, поделились своими эмоциями от Екатеринбургского фестиваля и мнением о современной клоунаде.

Клоун МАК -  Андрей Шарнин. Родился в 1964 г.  в г. Казани. С 12 лет начал заниматься художественной самодеятельностью в ДК им А.П. Гайдара. Окончив службу в армии, с 1985 г. работал в «Новосибирском цирке на сцене», где встретил своего партнера - Николая Кормильцева. Вместе с ним Андрей в 1986 г. приехали в Москву и  поступили в Центр циркового искусства (ЦЦИ) при Российской государственной цирковой компании. А в 1988 г. – артисты выпустились как клоунский дуэт  «Мик и Мак», проработав вместе на манеже до 2010 г.

Клоун МИК - Николай Кормильцев.  Родился 31 октября 1956 г. в славном украинском городе Запорожье. Окончив вечернюю школу, проработав на заводе и отслужив в армии, в 25 лет пришел в цирковую самодеятельность – стал заниматься в народной студии. Благодаря своему природному комическому характеру Николай постоянно получал роли, так или иначе носящие юмористический подтекст. Иногда даже исполнял женские роли -  то Бабы Яги в новогоднем представлении, летая на метле над сценой, то мачехи Панночки по Гоголю. По словам самого Николая, именно с этих героев началось его знакомство с актерским мастерством.

В студии начинающий артист изучал также различные жанры циркового искусства - занимался эксцентрикой, пантомимой, акробатикой, жонглированием. Использовал комическое амплуа в различных хореографическо-акробатических постановках, чаще всего фольклорных.

По словам Н. Кормильцева, «время, проведенное в самодеятельности, было прекрасным. За 20 лет существования коллектива, из студии выпустились многие артисты, которые впоследствии работали в системе «Союзгосцирка» - в цирках на сцене, в филармониях и т.д.».

В 1980 г. по счастливой случайности Николая Кормильцева пригласили работать в бригаду цирковой Филармонии, которая в тот момент находилась проездом в Запорожье. Необходимо было в короткие сроки найти замену клоунам – и тут на помощь пришел начинающий артист! Он вместе с товарищем Сергеем Канецким  всего за месяц подготовил клоунский репертуар для программы – юмористический номер «Акробаты-эксцентрики со столом», а также несколько реприз из классического репертуара буффонадной клоунады – «пчелка», «шляпы», «клептомания», «петух», «факиры», «бокс», «прыжки», «ножи» и т.д. Уже в процессе Николай более подробно изучал классику клоунады, углублялся в понимание образов и масок.

Проработав в коллективе Филармонии 2 года, Н.Кормильцев поступил  в культ-просвет-училище г. Луцка. Окончив его в 1986 г. он решил двигаться дальше, развиваться в профессии  и повышать свой творческий рост.

Написав письма во  все дирекции групп цирков на сцене с предложением работы в качестве коверных клоунов и акробатов-эксцентриков, Николай Кормильцев и Сергей Канецкий получили приглашение от дирекции  Новосибирского цирка, и уже с января 1986 г. работали коверными в программе. Но спустя полгода, Николай Кормильцев остался один, узнав о решении своего партнера покинуть цирк.

По предложению режиссера Новосибирской дирекции Николай стал работать клоунскую пару вместе с Андреем Шарниным, который в тот момент числился соло-клоуном. Это были абсолютно два разных по характеру и темпераменту человека, которые толком и знать друг друга не знали. Но оказавшись однажды дуэтом в манеже, проработали вместе в цирке почти 25 лет.

Вот как описывает становление дуэта сам Николай Кормильцев:

«Мы с Андреем не были близко знакомы, да и желание работать вместе возникло не сразу. Однажды вечером мы сидели в гостинице и начали делиться идеями и впечатлениями от  программ и  артистов, которые нас вдохновляют. Так и проболтали до утра. Оказалось, что у нас много общего, и мы решили попробовать сделать что-то вместе, согласившись лишь  месяц поработать  дуэтом в «Цирке на сцене» и посмотреть, что из этого получится.

В то время  в Сибирском цирке шла программа п/р Сергея Галупина, к артистам которой приехал В.А. Довгань. Андрей всегда был очень общительным и коммуникабельным человеком, поэтому он с удовольствием  познакомился с мастером и узнал от него, как можно просмотреться в Москве. Получив отпуск, мы отправились в Москву. Для нас собрали комиссию в Центре циркового искусства, где мы показали некоторые свои новые этюды, созданные под впечатлением от работы Славы Полунина.

Нас сразу пригласили работать в Измайловский парк вместе с выпускниками циркового училища. Тогда же мы стали участниками Московского молодежного фестиваля студентов. Чуть позже нашим режиссером стал В.А.Довгань, с тех пор и работали вместе как дуэт «МИК И МАК».

- Что послужило причиной распада дуэта?

Андрей Шарнин (Клоун МАК):

- Я решил закончить свою карьеру клоуна по нескольким  причинам, все они разноплановы, но достаточно равноценны в моем понимании. Во-первых, в какой-то момент я понял, что сам хочу готовить клоунов, то есть быть наставником, режиссером, тренером. Это одна  из причин. По всем видимым причинам сейчас настоящих клоунов  становится все меньше. Я сейчас говорю именно о цирковых клоунах. В Москве, к сожалению,  больше нет хорошей школы. Готовят ребят и в Киевском училище, и в Одессе – где проходят различные комедиады, и в Санкт-Петербурге – одни только «Лицедеи» имеют целый курс.

Нам, прежде всего,  нужны педагоги. Я вообще считаю, что в клоунаде, да и в искусстве в целом очень сильно такое понятие, как преемственность. Знаете, можно написать книгу о том, как сделать заднее  сальто-мортале или как жонглировать 5-ю мячиками, например. Но по книжке научиться этому очень сложно. В нашем деле необходимо иметь мастера, который тебя научит, покажет примером. Нам с партнером в определенное время порой не хватало такого человека – учителя. К счастью, с нами долгое время работал известный мастер - В.А. Довгань, благодаря которому, на мой взгляд, мы и обязаны рождению дуэта «МИК и МАК».

- То есть Вы считаете, что в клоунаде главное значение играет режиссер, а не личность самого клоуна и его харизма?

-  Сложный вопрос. Я долгое время размышлял над тем, что же все-таки первичнее: режиссер или актер? И пришел к тому, что это настолько взаимопроникающие вещи, здесь должна быть очень глубокая взаимосвязь, иначе ничего не получится. Хотя у Карандаша, Никулина и  Шульгина, к примеру,  вообще не было режиссера. Здесь каждый сам должен решить для себя.

- Вы назвали только одну причину распада дуэта, какова же вторая?

- Вторая  причина, к сожалению, - это современная система работы цирков России: артисты работают, как правило, в выходные дни - субботу и воскресенье. А что же делать остальные пять дней? Это же невозможно, надо чем-то заниматься. Вот я и занимаюсь – занимаюсь режиссурой.

Есть еще одно обстоятельство, подтолкнувшее меня к решению - оставить артистическую деятельность. На мой взгляд, клоунская жизнь на сам деле очень короткая – 20-25 лет, и я эту жизнь прожил. На своем творческом пути я встречал много клоунов, которые достигнув определенного  пожилого возраста, выглядели на манеже, мягко сказать, достаточно неубедительно.  Я не хочу, чтобы меня видели стареющим артистом, пусть все вспоминают старые добрые времена!

Не зря же Ю. В. Никулин, когда ему исполнилось 60 лет, вышел на пенсию, повесил свои ботинки на стенку и сказал: «Лучше уйти на один год раньше, чем на один день позже». Это слова очень  умного человека, и здесь я последовал его примеру. Думаю, я бы смог проработать еще лет 10 на очень хорошем уровне, но для чего?! А потом, мне в жизни так много еще нужно всего успеть сделать – лучше проживу эти 10 лет в полную силу!

- Сколько лет вы уже не работаете вместе?

- Николай Кормильцев (Клоун МИК):

- Примерно 3 года. Андрей полностью погрузился в режиссерскую работу, а я продолжил работу соло-клоуном.

- Спустя это время, вас пригласили принять участие в V Юбилейном фестивале клоунов в Екатеринбурге. Возникли какие-нибудь сложности при восстановлении дуэта?

- Мы работали вместе на самом первом фестивале клоунов в Екатеринбурге. Я пересмотрел видео нашей работы с того фестиваля, и честно сказать - немного нервничал. Некоторые нюансы забылись за то время, пока я работал один. Мой персонаж получил соло-характер и приобрел некую трансформацию – пришлось перестраиваться.

Клоун МАК -  Знаете, что удивительно во всем этом. Год назад мне перестали сниться сны – так называемые  артистические кошмары, когда уже звучит твоя музыка, а у тебя только одна нога в штанине, рубашка непонятно где и ботинки очень далеко. В этот момент ты начинаешь бегать во сне по гримерке, собирать вещи, но, в конце концов, понимаешь, что успел – и тут просыпаешься в холодном поту.  Так вот – год назад подобные сны перестали мне сниться. А теперь, когда я снова вошел в манеж, мне скорей всего вновь придется испытать на себе те самые ночные кошмары.

- Много времени ушло на подготовку к Фестивалю?

Клоун МИК  - Часа два. Андрей прилетел в  Екатеринбург утром, а я вечером. Посмотрели видео, вспомнили. Подумали, что будет весело, и прогнали репризы.

-  В работе что-то изменилось?

- Нет, для того, чтобы подготовить новый репертуар был очень маленький срок репетиций. А те репризы, которые мы работали раньше, прошли «на ура». К тому же некоторые из них я работал один – например, «Больно – не больно». «Цветы» тоже восстановили – тем более что реквизит остался.

- Клоунский дуэт воссоединился только на Фестиваль, или планируете и дальше работать вместе?

- Это был эксперимент только для фестивальной программы. Я буду и дальше работать соло.

Клоун Мак -  Как постоянно действующий дуэт нет, но если нам поступит, к примеру, какое-то краткосрочное предложение, все возможно. Не исключено, что по обоюдному согласию мы вновь объединимся.

- Андрей, расскажите немного о своих учениках и проектах в области режиссуры.

Андрей Шарнин (Клоун МАК) - Если перечислить все, что я успел сделать за эти 3 года, - то стоит отметить постановку в Москве мюзикла «Лукоморье». Это первый национальный мюзикл, который недавно с успехом прошел в театре «Россия». Кроме того, в качестве режиссера уже больше 2,5 лет я вожу цирковых артистов в Израиль для работы по контракту в различных шоу-программах. При этом я не выступаю в роли импресарио, для этого  там есть отличная команда, я же выполняю всю творческую часть работы.

Моими учениками были прекрасные девушки - клоунский дуэт «Космик герлз», а также очень перспективные ребята – клоунский дуэт «Ма перке» - Р. Левицкий и Б. Никишкин. Оба дуэта, к сожалению, распались, и это, кстати, отдельная тема для разговора.

Мы с Николаем, к примеру, проработали вместе 25 лет. При этом и ругались, и ссорились, и мирились. Всякое в жизни бывало. Только мы всегда понимали, что к работе нужно относиться как к работе, а не как к личной жизни. Сегодняшнее поколение достаточно нетерпимы друг к другу,  поэтому у меня получается заколдованный круг: я делаю работу – создаю клоунскую пару, проходит 2 года, и они распадаются.

Хотя этот момент уже  не зависит от меня: ты порождаешь ребенка, а дальше он живет самостоятельной жизнью, и как он вырастит – не знает никто. У него свой путь, и ты не можешь им манипулировать. Можешь только творчески направлять, а вот организационно – это уже самостоятельная  работа.

- А сейчас у Вас есть ученики?

- Сегодня я ставлю работу Бориса Никишкина, чей артистический  псевдоним звучит как «Альфонс Коконат». Я с ним тружусь в качестве режиссера, и стоит отметить, достаточно плодотворно. Уже сейчас он успешно гастролирует, что меня, как наставника, сильно радует. В перспективе мы с ним хотим сделать сольный спектакль, подчеркиваю - не цирковой, а сценический. Надеюсь, все получится.

А вообще, руководству Российской государственной цирковой компании стоит обратить внимание на наш жанр. Даже авторы программы «Концепции развития российского циркового искусства на период 2012-2020 гг.» указали клоунаду в разделе вымирающих жанров циркового искусства. Я надеюсь, что развитию именно этого жанра  все же будет уделяться  особое внимание.

- Андрей, а если обычный человек, не цирковой, захочет вдруг стать клоуном – возьмете в ученики?

-  Конечно, напишите в отдел кадров на мое имя – «Хотим быть клоунами»,  думаю, мы что-нибудь придумаем!

- Николай,  у Вас нет желания тоже уйти в режиссуру?

Николай Кормильцев (Клоун МИК) - Нет, у меня нет такого желания. Думаю, это должно быть неким внутренним импульсом. Каждый должен заниматься своим делом. Лично я предпочитаю не режиссировать, а улучшать и отрабатывать то, что уже создано.

- А какой на Ваш взгляд сегодня современный клоун?

- С распадом Советского Союза много, что  изменилось, и клоунада в том числе. Сейчас нет той палитры масок современного молодого клоуна. Я не говорю, что нет интересных и талантливых, просто изменились мировоззрение и амбиции. Сегодня многие работают за гонорар, ставя само по себе искусство на второй план. Необходимо менять сам подход к делу, которым живешь.

- Вы излучаете солнечный свет, искренность и добро не только в манеже, но и в жизни. Вы вообще когда-нибудь злитесь?

- Конечно, злюсь, это нормально. Просто однажды я прочитал одну интересную книгу о том, что гнев разрушает и укорачивает жизнь. Гневаясь, ты наносишь вред самому себе – своеобразный круговорот. Все возвращается. Поэтому как я только вдруг начинаю заводиться, сразу думаю о чем-то хорошем – и все налаживается.

- Спасибо большое за интересную беседу. Отдельное спасибо за искрометный юмор и незабываемые эмоции на фестивале клоунов в Екатеринбурге. Желаем вам дальнейших творческих успехов, крепкого здоровья и отличного настроения.

Клоунский дуэт МИК и МАК – И вам большое спасибо. Улыбайтесь всегда – это и есть секрет здоровья и хорошего настроения!

Беседовала Виктория Мур

смотреть фото видео

 

 


© Ruscircus.ru, 2004-2013. При перепечатки текстов и фотографий, либо цитировании материалов гиперссылка на сайт www.ruscircus.ru обязательна.      Яндекс цитирования Rambler's Top100