На столичном манеже Любовь Орлова и Геннадий Карпи
Смолк оркестр. В цирке напряженная тишина. Молодой артист ставит перш на лоб. На вершину перша взбирается партнерша.
Эквилибристы на моноцикле Любовь Орлова и Геннадий Карпи
Затем артист поднимается по двум свободно стоящим лестницам, и вот он — на высоком моноцикле. Отброшены лестницы, а на перше, стоя во весь рост, как бы парит юная артистка. Таков финал выступления двух молодых эквилибристов на моноцикле Любови Орловой и Геннадия Карпи. Кажется, что рекордный трюк их демонстрируется очень долго, Очевидно, это потому, что есть в нем и дерзкая смелость и та артистичность, которые заставляют с волнением следить за каждым движением исполнителей. Это верный Признак, что номер захватил, что на манеже происходит нечто необычное, не ординарное. И хочется рассказать, как эквилибристы добились успеха (а он несомненен), каким путем шли они к нему.
Оба они из артистических семей, Карпи — сын известного в свое время клоуна, Орлова — дочь артиста эстрады, участника Отечественной войны, погибшего на фронте. Встретились Геннадий и Люба в Государственном училище циркового и эстрадного искусства. Пришли они туда по-разному. Если у Любы никаких колебаний не было (уже в детстве, увлекаясь художественной гимнастикой, она мечтала о цирке), то Геннадий сначала не помышлял о манеже. Он и сейчас увлеченно вспоминает аэроклуб, своих учителей — пилота Даниленко и бывшего летчика-истребителя майора Тарасюка. Больше всего ему запомнился первый самостоятельный полет, когда инструкторская кабина была пуста. Задание он выполнил так, что ему разрешили сделать второй круг над аэродромом, который с высоты почему-то напоминал юному курсанту знакомый с детства манеж.
Цирк все-таки взял верх. Геннадий не стал летчиком-истребителем, но остались окрепшие в аэроклубе непреклонная воля, страстное желание неустанно идти вперед, дерзать. В цирке эти качества необходимы не меньше, чем в авиации. Прошло несколько лет, закончено училище, сданы выпускные экзамены. Геннадий и Люба — участники номера велофигуристов. У юноши зреет мечта о своем номере. Сначала он виделся эскизно: а что если отказаться от гладкого деревянного пола и проводить выступление прямо на опилках, покрытых ковром? Трудно, но можно. Вырисовывался и финальный трюк с першем. Правда, никто и никогда его не выполнял. Ну и что же — надо попробовать, рискнуть. Много сил потребовали репетиции. В успех мало кто верил: слишком дерзко, слишком необычно. В конце концов Геннадию удалось доказать свою правоту, доказать делом. Ему выделяют в помощь опытного режиссера — теперь можно целиком посвятить себя номеру. А впереди еще непочатый край работы, неудачи, сомнения.
Наконец, дебют в Ижевске, Потом — Батуми, Астрахань, Днепропетровск. И вот теперь самый авторитетный в стране манеж — манеж столичного цирка... Номер начинается легко и непринужденно. Молодая пара выпархивает на моноциклах и, вальсируя на них, движется по манежу. Зрители даже не сразу замечают, что колеса катятся по мягкому ковру, а не по твердому полу, на котором обычно выступают велифигуристы. Постепенно сложность трюков нарастает. Оба артиста на одном моноцикле. Карпи в седле, Орлова у него на голове делает арабеск. Впечатляет танец Орловой на моноцикле, затем она прыгает на нем в темноте через скакалку, полыхающую голубым пламенем. В зале вспыхивает свет, аплодисменты. Зрители уверены, что эквилибристы продемонстрировали все, что могли. Но униформисты выносят лестницы, высокий перш, Исполняется финальный трюк, с описания которого мы начали наш рассказ.
Не знаю, видели ли замечательное выступление своего бывшего курсанта летчики Даниленко и Тарасюк. Но, так или иначе, они могут считать, что не зря когда-то тратили время и силы на его подготовку: и Геннадий и Люба успешно набрали первую высоту в искусстве. Признание этого — победа во Всесоюзном смотре достижений циркового искусства, звание лауреатов.
Ю. ОСТРОВСКИЙ
Журнал Советский цирк. Декабрь 1965 г.
оставить комментарий