Начало пути Андрея Аверюшкина
Нy и веселье было на том пиру, где князь Владимир выдавал меньшую дочь свою Людмилу за князя славного Руслана. Один за другим сменялись в суматошной круговерти плясуны и музыканты, жонглеры, прыгуны, силачи, и в центре всего — фигура скомороха, забaвляющего гостей своими потехами.
Вот он выезжает на моноцикле и, сделав круг, вдруг видит подвешенную высоко гармонь. Как достать ее? Разве что взо6равшись на лестницу. Но вот незадача — это шаткое, ненадежноe сооружение разваливается под ним в тот самый момент, когда удача, кажется, уже близка. Однако наш герой не унывает.
Теперь для достижения своей цели он использует длинный шест и, подпрыгивая на нем, изловчившись, асе же достает желанную гармонь. Как тут не сыграть на радости плясовую! Гармонь сменяется свистулькой, a затем, не сходя с шеста, скоморох жонглирует шариками, одновременно отбивая ими на барабане под аккомпанемент оркестра нехитрую мелодию.
Свой рассказ o молодом артисте Андрее Аверюшкине я не случайно начал c фрагмента пантомимы-феерии «Руслан и Людмила». Кажется, без этого созданного им персонажа, эпизодического в пантомиме, спектакль лишился бы одной из своих красок.
Цирком Андреи «заболел» еще в школе. И чтоб как-то приблизить свою мечту, начал заниматься прыжками на батуте в спортивной секции при МГУ. Учеником он был способным — к восьмому классу выполнил норматнв кандидата в мастера спорта. Так что в ГУЦЭИ поступал, что называется, с накопленным за предыдущие годы багажом. Парня приняли на физкультурно-акробатическое отделение. Очень многое сделали для формирования, разностороннего развития будущего артиста его наставники — преподаватели H. Бауман К. Филатов, Б. Браганцев, И. Новодворская.
Незаметно прошли годы учебы — и вот уже долгожданный выпускной экзамен. Так получилось, что номер «Полет c 6атутом», c которым Андрей выпускался из училища, просуществовал недолго — чуть больше года. Его участникам пришла пора службы в рядах Советской Армии. Нo и на военной службе Андрей не забывал o цирке, каждую свободную минуту продолжал репетиции. Он решил попробовать себя в ином жанре — эквили6р на вольностоящих предметах. B общем-то, идея эта «мучила» его еще в пору учебы в ГУЦЭИ, когда на занятиях по истории цирка узнал он об одном из клоунских антре, пользовавшихся успехом в начале XIX века. B номере этом комик становился на прочную деревянную лопату и, удерживаясь на ней в равновесии, подпрыгивал в такт музыке, проделывая при этом всевозможные «корючки».
A почему бы самому не попробовать нечто в этом роде, но уже на современный лад? И вот теперь, в армии, Андрей занялся воплощением давней мечты. B часы досуга мастерил нехитрый реквизит — катушки, шесты, из старого велосипеда сделал моноцикл. На концертах армейской художественной самодеятельности показывал свое умение. Товарищам по службе его выступления нравились, они, не жалея ладоней, аплодировали артисту. Но Андрей понимал, что до настоящего успеха еще далеко. Да и как можно всерьез говорить об успехе, когда в его арсенале лишь несколько разрозненных трюков, не связанных сюжетом.
Но вот срок службы в армии подошел к концу. B мастерской Москонцерта Андрей вместе c режиссером А. Бойко начинает репетировать. Испробовав немало вариантов, они нашли стиль игры артиста в номере, создали образ молодого человека, задорного, непоседливого, которому обязательно хочется поделиться своей радостью со всеми.
Начались первые самостоятельныe выступления на манеже. B одной из программ Андрей работал вместе c акробатическим ансамблем «Скоморошники» под управлением B. Солохина. Всякий раз, закончив свое выступление, он стремился не пропустить номер коллег, разглядеть каждым штрих. Что привлекло его в совсем другом жанре?
Это было как озарение. Скоморохи — исконные потешники на Руси, традиционные, любимые народом персонажи. Ведь это именно то, что нужно для выражения его образа.
Веселым, находчивым скоморохом и вошел Андрей Аверюшкин в пантомиму-феерию «Руслан и Людмила», удивительно органично вписавшись в стилистическую канву спектакля. Он настолько естествен, выразителен в своей небольшой роли, что зрители, глядя на него, лукавого и обаятельного пересмешника, не теряющегося ми перед какими обстоятельствами, кажется, забывают об условности происходящего. И не пытаются определить жанр, в котором работает молодой артист. Просто получают удовольствие от происходящего.
A действительно, кто он — эквилибрист, жонглер, акробат, музыкальный эксцентрик? Ведь элементы всех этих жанров, полноправно входят в его выступление.
И еще надо видеть, как по ходу спектакля Андрей в этом же образе скомороха уморительно разыгрывает вместе c Игорем Воробьевым клоунские репризы, находя всякий раз новыe приемы для характеристики своего героя.
Безусловно, артист еще в самом начале своего пути. Но начало это интересное.
Н. АРАКЕЛОB
Журнал Советская эстрада и цирк. Декабрь1986 г.
оставить комментарий